Интонационная природа музыки, интонация.



Исследование этих проблем в музыкознании послужило стимулом для обращения педагогов-музыкантов к разработке интонационного подхода к содержанию и методам музыкального образования.

1) Во всех без исключения программах музыки наблюдается определение типов интонаций на основе их семантических функций (изобразительные, выразительные) и эмоционально-образного строя (лирические, героические, драматические и т. д.).

2) Существенным для педагогов-музыкантов представляется также рассмотрение интонации как объединения всех музыкальных средств выразительности. Такой подход получает дальнейшее развитие в трактовке интонации как «звукокомплекса», представляющего единство содержания и формы.

3) Большое значение в педагогике музыкального образования придается постижению музыки как интонационного процесса. При этом интонация трактуется в качестве «зерна» развития музыкальной формы.

Авторские методы в постижении учащимися музыки:

· «метод сочинения уже сочиненного» (В.О.Усачева),

· метод мысленного экспериментирования с материалом,

· метод переинтонирования (М. А. Красильникова) и др.

 

В то же время ряд проблем, касающихся постижения интонационной природы музыки, остается за рамками музыкально-педагогической науки и практики:

1) семантика музыкальных интонаций в их исторической эволюции;

2) интонационное развитие и интонационная драматургия музыкального произведения как один из этапов постижения его художественного содержания;

3) выявление индивидуального, особенного в авторской и исполнительской интонации;

4) освоение интонационной специфики музыки XX века в ее взаимосвязи с предшествующими музыкальными традициями.

 

3.Категория “жанр” как ключевая в осовении музыкального искусства.

Принципиально важной для педагогики музыкального образования является проблема освоения интонационной природы музыки на уровне жанрового подхода. Жанр (определение).

Обобщенный вид жанра (таблица). Жанр выступает едва ли не самым прямым посредником между слушателем и композитором.

 

В педагогике музыкального образования жанровый подход реализуется на нескольких уровнях:

1) отбор и организации музыкального материала, различные пути выстраивания учебного материала:

· от программной - к непрограммной музыке и наоборот - от характеристики жанровой основы в простых формах к сложным формам;

· при изучении отдельных тем предлагается структурировать музыкальный материал по принципу перехода от музыки сольной (инструментальной и вокальной) к ансамблевой и оркестровой (например, при знакомстве детей с музыкальными тембрами, а также типами и видами исполнительского искусства).

2) освоение учащимися музыкальных жанров посредством выявления его стабильных признаков на примере таких жанров, как марш, песня и танец. Ознакомление учащихся с категориями «песенность», «танцевальность», «маршевость» подготавливает их к изучению более сложных жанров, как, например, симфония, соната, концерт, опера и др.

Не получили своего научного музыкально-педагогического осмысления следующие аспекты:

1) пути взаимодействия жанров народной и профессиональной, «легкой» и серьезной музыки;

2) проблемы исторической эволюции типических черт таких сложных жанров, как соната, симфония, концерт и др.;

3) жанровых истоков их тематизма, выявления жанровой интонации и анализа ее интерпретации в индивидуальном композиторском стиле;

4) жанр и жанровые традиции в музыке XX века.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!