Изучение эмоций с точки зрения зарубежного и отечественного опыта



История изучения эмоций человека берёт свои истоки в античном мире, именно в тот период, когда чувство было предметом философского учения под названием «эстетика», поднимающего вопрос о достоинствах и недостатках человека. Например, согласно учению Платона, «различные чувства приписывались различным стратам общества», а, по мнению Аристотеля, чувства зависят от качеств хорошего гражданина [Heller 1979]. В Средние века чувственная сфера рассматривалась с точки зрения религиозного вопроса и делила все эмоциональные переживания и чувства на две составляющие: добро и зло. К добру относились те чувства, которые свойственны душе и благим намерениям, злом считалось всё то, что было связано с телом и, следуя христианской морали, должно было подавляться и находиться под контролем у духовной составляющей человеческой сущности.

Спустя некоторое время складывается представление о том, что вся совокупность чувственных переживаний строится на неких базовых первоэлементах. Немного позже появляется теория оппозиции чувства и разума, предложенная И. Кантом, который постановил догмат о том, что «чистый разум» в своём практическом приложении становится чистой волей, а также «источником и хранилищем морали». Также, согласно этой теории, триединство воли, сознания и аффекта основано на знании, предшествующем опыту.

Во второй половине 19 века кантовское триединство становится основой для становления психологической науки как самостоятельной дисциплины. «Триединство сознания, воли и аффекта рассматривается как эмпирический факт (факт души), а чувство полностью отделяется от морали»[Heller 1979].

Одна из форм психологии 20 века, именуемая бихевиоризмом, отводила чувству роль «раздражающего» элемента для рационального разума. Например, Г. Райль говорил о том, что: «Мы испытываем чувства…потому, что нам препятствуют в целенаправленной деятельности» [Ryle 1962:106]. К. Юнг ту же идею преподносит так: «Ничто, однако, так не тревожит чувства, как мысли». [Young 1942:512].

Три основных тенденции привел в систему один из самых известных исследователей эмоций 20 века Роберт Плутчик в своём докладе: «Emotions, Evolution and Adaptive processes» [Plutchik 1970]. Он делает акцент на трёх теориях, которые послужили основой для дальнейшего более детального исследования эмоциональных процессов. Эти теории принадлежат: Ч. Дарвину, У. Джемсу и З. Фрейду. Для Дарвина и его последователей характерно понимание становления и развития всех организмов по эволюционному пути, и этим же путём, как считают исследователи данного направления, пошли и ментальные, психические и эмоциональные характеристики всех живых существ. У. Джемс исходил из того, что эмоция, задействуя определённые отделы мозга, возникает как ответ на телесное возбуждение, но не ранее. З. Фрейд полагал, что эмоции являются прямым биологическим наследием, как взрослых, так и детей, более того, они не осознаваемы человеком.

Существует мнение, что человеческое поведение есть соотношение аффективного и когнитивного. К примеру, Ж. Пиаже сделал предположение о том, что необходимо разделять отношение между субъектом и объектом и реакцию субъекта на собственные действия, которая содержит базовые чувства и регулирует первичные действия, удостоверившись в выходе свободной энергии, находящейся внутри организма [Piaget 1951]. В гештальтпсихологии поведение представляют в виде некоего огромного поля, включающего в себя самого субъекта и окружающие его объекты, динамика которого определяется благодаря чувству, которая зависит от всего прошлого опыта, накопленного субъектом эмоции.

По мнению когнитивных психологов, эмоции являются врожденными понятиями, которые 1) самообъясняющи; 2) их нельзя истолковать; 3) они могут входить в состав более сложных понятий; 4) они есть во многих языках; 5) во многих языках есть их имена [Перфильева 2001:17].

В педагогической психологии происходила борьба между двумя точками зрения о первичности разума – интеллекта и эмоции как активатора, запускающего механизмы познавательных процессов в мозге. В этом отношении интересна точка зрения О. Мауэра: «…эмоции играют центральную, поистине необходимую роль, изменяя своим влиянием поведение… Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы быть противопоставленными «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта» [Mowrer 1960].

По мнению Анохина, самой главной чертой эмоционального состояния, идентифицирующей его уникальность, является его способность брать под единый контроль все функции организма. То есть, «эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного и вредного воздействия на организм» [Анохин 1984:173].

В отличие от зарубежного бихевиоризма, уделяющего большое внимание экспрессии и поведению, в отечественной науке эмоции трактуются как «отношение субъекта к объектам, явлениям и событиям». В соответствии с концепцией А.Н. Леонтьева, эмоции представляют собой отражение самой предметной действительности и играют роль внутренних сигналов. То есть, эмоции отражают связи между потребностями и возможностями достижения успешного исхода деятельности индивида. «…Эмоциональные состояния /не/ приобретают независимое от предметного мира существование. Возникая в предметных ситуациях, они как бы «метят» на своём языке эти ситуации и отдельные объекты» [Перфильева 2001:21]. А.Н. Леонтьев отмечает, что существует такое явление, как приписывание «эмоционального знака самим вещам» [Мягкова 1990, 2000]. Л. М. Веккер придерживается позиции, что эмоции – это такие же психические процессы, как ощущение, восприятие, представление или мысли.

В представлении современных философов утвердилось мнение, что теоретическое знание любого порядка невозможно без эмоциональной составляющей [Коршунов 1979]. «Любой образ, даже образ, связанный с абстрактной идеей всегда воплощён в чувственном материале, его всегда «исполняет» целый ансамбль осознаваемых и неосознаваемых телесных движений и чувствований» [Василюк 1993:16].

Итак, на протяжении многих веков у человека сохранялся неподдельный интерес к вопросам, связанным с эмоциональными явлениями. Появлялось множество теорий, предположений и идей, связанных с существованием различных аспектов эмоций. Но насколько разнообразными и противоречащими или созвучными друг другу эти теории ни были, всех исследователей объединяло одно – стремление к выявлению подлинной сущности такого феномена, как эмоции.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!