Когнитивистский подход в исследовании межгрупповых отношений.



Одной из самых известных теорий данного направления является “теория социальной идентичности”, окончательно утвердившая свое название в работах Г. Тэджфела и его последователя Дж. Тэрнера. Представители данной теории, соглашаясь с положением о том, что несовместимость целей групп является достаточным условием возникновения между ними враждебности и конфликта, возражали против того, что данное условие необходимо. В ходе экспериментов были получены подтверждения этого положения.

Кроме того, было выявлено, что элементы межгрупповой дискриминации возникают при отсутствии сколько-нибудь значимых факторов (наличие взаимодействия, выигрыша, конфликта и т.п.), а иногда даже и вопреки “утилитарным” интересам группы. Единственным постоянно действующим фактором оставался факт принадлежности к группе. Таким образом, осознание индивидом факта группового членства (групповая, или социальная идентичность) являлось главной детерминантой благоприятствования своей группе и дискриминации чужой. Установление различий в пользу собственной группы является единственным условием дискриминации чужой группы.

Это позволило авторам сформулировать свое определение группы, то есть “совокупности индивидов, которые воспринимают себя как членов одной и той социальной категории, разделяют эмоциональные последствия этого самоопределения и достигают некоторой степени согласованности в оценке группы и их членства в ней” (Тэджфел, 1979). Следовательно, формирование группы имеет место там, где два или более человека начинают воспринимать и определять себя с позиции ингрупповой-аутгрупповой категоризации.

Вообще сам процесс упорядочивания социального окружения, по Тэджфелу, – это упорядочивание его в терминах распределения людей по группам (социальная категоризация). Межгрупповая дискриминация признается связанной с рядом других (кроме социальной категоризации) когнитивных процессов и в определенном роде представляет их логичное и обязательное завершение.

Можно выстроить следующую цепочку таких процессов, закономерно следующих друг за другом: социальная категоризация – социальная идентификация – социальное сравнение – межгрупповая дифференциация – межгрупповая дискриминация.

Логика рассуждения более полно раскрывается в следующих положениях теории социальной идентичности (Тэджфел, Тэрнер). По мнению авторов теории, любые проявления межгруппового взаимодействия укладываются в рамках двух полюсов: взаимодействие, полностью определяемое межличностными отношениями (беседа влюбленных на скамейке) и взаимодействие, полностью детерминированное фактом группового членства (например, конфликт полицейского с пикетом забастовщиков). В связи с этим фактором, детерминирующим поведение личности, является его личностная или социальная идентичность, представляющие собой две подсистемы единой когнитивной системы – “Я-концепции”. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных, нравственных черт. Социальная (или групповая) идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям и складывается из тех аспектов образа “Я”, которые вытекают из восприятия себя как члена определенных социальных групп. В целях приспособления к различным ситуациям “Я-концепция” регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности.

Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, то есть к положительному образу. При этом факт принадлежности к определенной группе, обладающей высоким или низким статусом в обществе, влияет на уровень этой самооценки. В свою очередь, оценка своей группы определяется через сравнение ее с другими группами по ряду ценностно значимых параметров.

Существуют, по меньшей мере, три класса переменных, которые оказывают влияние на межгрупповую дифференциацию в конкретных социальных условиях, а именно:

индивиды должны осознавать свою принадлежность к группе как один из аспектов своей личности, идентифицировать себя с релевантной им группой;

социальная ситуация должна предполагать возможность и необходимость межгруппового сравнения, которое позволяет выбирать и оценивать значимые качества;

другая группа должна рассматриваться как релевантный (соответствующий) объект для сравнения.

Целью дифференциации является достижение или сохранение превосходства над аутгруппой по некоторым параметрам, то есть любой акт сравнения и дифференциации уже потенциально является актом соперничества. Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, либо присоединиться к более высоко оцениваемой группе.

В последующих экспериментах (Тэрнер, 1984) было выявлено, что успех деятельности группы (наличие выигрыша) не является необходимым условием роста групповой сплоченности, а неуспех приводит к росту дезинтеграции группы. В этом плане неудача или успех рассматриваются участниками группы как их “общая участь”, увеличивающая их сходство, а тем самым, и внутригрупповую сплоченность.

По взглядам представителей когнитивистской ориентации, не всякое кооперативное взаимодействие приводит к смягчению (или устранению) межгрупповой дискриминации, и наоборот, конкурентное взаимодействие – к конфликту между группами. По мнению Уорчела, самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт и дискриминационные проявления – упразднить (нивелировать) различия между группами.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!