Отслеживание помех.



Продолжая обычное упражнение, вы можете почувствовать желание сглотнуть слюну. Это нужно отметить как «хочу», сбор слюны, как «собирается», а сглатывание как «сглатываю», в очередности их возникновения. Зачем нужно это созерцать? Может существовать фиксированная идея, что «желание сглотнуть слюну – это я», «сглатывание – это тоже я». В действительности «желание сглотнуть» – это сознание, а не «я», а «сглатывание» – это материя, а не «я». В этот момент существуют только сознание и материя. С помощью такого созерцания можно ясно понять процесс реальности. Аналогично в случае сплевывания, при желании сплюнуть нужно, отметить «хочу». При сгибании шеи «сгибаю», при смотрении «смотрю», и при сплевывании «сплевываю». После этого нужно продолжать обычное упражнение по отслеживанию дыхания.

Из-за долгого сидения в теле может возникнуть неприятное чувство оцепенения, сильного тепла и так далее. Эти ощущения нужно отслеживать по мере их появления. Нужно фиксировать ум на этой области и отслеживать «оцепенело, оцепенело» при чувстве оцепенения, «горячо, горячо». При чувстве жара, «боль, боль» при чувстве боли, «покалывает, покалывает». При колющих ощущениях и «устал, устал» при чувстве усталости.

Из-за незнания этих чувств упорствует иллюзия, что это собственная личность или «я», то есть «я чувствую оцепенение», «я чувствую боль», «я раньше чувствовал себя хорошо, а теперь чувствую себя неважно», как будто есть единственное «я». В действительности неприятные чувства возникают из-за неприятных впечатлений (отпечатков) в сознании. Как электрическая лампочка продолжает гореть при постоянном поступлении энергии, так и чувства возникают снова при каждом контакте с неприятными впечатлениями (отпечатками).

Необходимо ясно понимать эти чувства. Вначале, когда отслеживаешь «оцепенело, оцепенело», «горячо, горячо», «больно, больно», бывает, что эти неприятные чувства усиливаются, и можно заметить, что возникает желание изменить позу. Эту область сознания нужно отметить как «хочу, хочу». Затем нужно вернуться к ощущению и отметить его как «оцепенело, оцепенело», «жарко, жарко», и так далее. Если с большим терпением продолжать, таким образом, созерцание, то неприятные чувства пройдут.

В созерцании нужно много терпения. Если клиент во время созерцания не может терпеливо переносить неприятные ощущения, а часто меняет свою позу, ему не следует ожидать развития сосредоточения. Без сосредоточения нет никаких шансов приобрести опыт, а без предварительного опыта невозможно пройти технику трансоанализа.

Терпение очень важно при созерцании. В основном оно необходимо для того, чтобы переносить неприятные ощущения тела. Вряд ли есть хоть один пример внешних помех, когда не нужно было бы проявлять терпение. Это означает соблюдение, обуздания с помощью терпения. Не нужно сразу же менять позу при появлении неприятных ощущений. Нужно продолжать созерцание, отслеживая их как «оцепенело, оцепенело», «горячо, горячо», и так далее. Такие болезненные ощущения нормальны и проходят. Если сосредоточение сильное, оказывается, что острые боли проходят, когда они отслеживаются с терпением. Когда страдание или боль стихнет, нужно продолжить обычное упражнение по отслеживанию «поднимается, опускается».

С другой стороны, может оказаться, что боли или неприятные ощущения не проходят сразу же даже при большом терпении. В таком случае не остается другого выбора, кроме как изменить позу. Нужно, конечно, подчиниться превосходящим силам. Когда сосредоточение недостаточно развито, острые боли не проходят быстро. В этом случае часто возникает в сознании желание изменить позу, и это нужно отметить как «хочу, хочу». После этого нужно отметить «поднимаю, поднимаю» при поднятии тела.

Эти действия нужно выполнять медленно. И эти медленные движения нужно отслеживать и отмечать как «поднимаю, поднимаю», «перемещаю, перемещаю», «прикасаюсь, прикасаюсь», в порядке очередности процесса. При новом движении нужно опять отметить «двигаю, двигаю». И при опускании «опускается, опускается». Если после завершения этого процесса изменения позы больше нечего отслеживать, нужно продолжать обычное упражнение по отслеживанию дыхания.

Не должно быть никакой промежуточной остановки или перерыва. Предыдущий акт отслеживания и последующий должны идти друг за другом без перерыва. Аналогично предыдущий акт сосредоточения и последующий должны идти друг за другом без перерыва, и предыдущий акт знания и последующий должны идти друг за другом без перерыва. Таким образом происходит постепенное, поэтапное развитие осознанности, сосредоточения и знания, и на основе их полного развития достигается окончательный этап знания пути.

В практике трансоанализа важно напряженно работать, чтобы не было никакого перерыва между предшествующим отслеживанием и последующим, предшествующим сосредоточением и последующим. Отметив болезненные ощущения, клиент должен вернуться к своему обычному упражнению по отслеживанию дыхания.

Когда клиент занят своим обычным упражнением, он может опять почувствовать где-то в теле ощущение зуда. Тогда он должен зафиксировать свое сознание на этой области, и отметить «зуд, зуд». Зуд – это неприятное ощущение. Как только он ощущается, возникает желание потереть, или почесать зудящее место. Этот нужно отметить как «хочу, хочу», после чего еще не нужно потирать, или чесать, а нужно вернуться к зуду и отметить «зуд, зуд». При таком созерцании зуд в большинстве случаев проходит, и нужно вернуться к обычному упражнению по отслеживанию «поднимается, опускается».

Если, с другой стороны, оказывается, что зуд не проходит, и нужно потереть это место или почесаться, нужно созерцать все последовательные этапы, отслеживая как «хочу, хочу». Затем нужно продолжить, отслеживая «поднимаю, поднимаю» при подымании руки, «прикасаюсь, прикасаюсь», когда рука касается этого места, «потирает, потирает» или «почесывает, почесывает», когда рука потирает или почесывает, «опускается, опускается» при опускании руки, «касаюсь, касаюсь», когда рука касается тела, а затем нужно продолжать обычное созерцание «поднимается, опускается». При каждом изменении позы нужно аналогично внимательно созерцать последовательные этапы.

При продолжении такого внимательного созерцания может оказаться, что в теле сами по себе возникают болезненные чувства или неприятные ощущения. Обычно люди меняют позу, как только они чувствуют малейшее неприятное ощущение усталости или сильного тепла, не обращая внимания на эти моменты. Изменение позы выполняется совершенно небрежно, как только семя боли начинает расти. Таким образом, болезненные ощущения происходят незаметно. Поэтому говорится, что, как правило, позы скрывают из виду болезненные ощущения. Люди обычно считают, что они целыми сутками хорошо себя чувствуют. Они считают, что болезненные ощущения происходят только во время приступа опасной болезни.

Действительность прямо противоположна тому, что считают люди. Пусть любой попробует посмотреть, сколько он может оставаться в позе лежа, не двигаясь и не меняя позы. Ему это покажется неудобным очень скоро, скажем через пять или десять минут, а потом, через пятнадцать-двадцать минут покажется невыносимым. Он будет вынужден сделать движение или изменить свою позу, подняв или опустив голову, передвинув руки или ноги, наклонив тело вперед или назад. За короткое время обычно происходит много движений. И это количество будет огромным, если сосчитать их на протяжении всего, лишь одного дня. Но, по-видимому, никто не осознает этот факт, потому что никто его не замечает.

Таково положение дел в случае обычного человека, когда он осознает свои действия и продолжает созерцание, восприятия подсознательных образов отслеживаются соответственно его природе. Они неизбежно полностью раскрывают свою природу, потому что наблюдают их, пока они не станут полностью видны.

Хотя болезненное ощущение возникло, клиент продолжает его отслеживать. Он обычно не пытается изменить свою позу или сделать движение. В сознание человека возникает желание изменить позу, он сразу же ее отслеживает как «хочу, хочу», и после этого опять возвращается к болезненному ощущению и продолжает его отслеживать. Созерцающий или ученик изменяет свою позу или делает движение только тогда, когда болезненное ощущение оказывается невыносимым. В этом случае он тоже начинает с того, что отслеживает желание и потом внимательно отслеживает каждый этап процесса движения. Вот почему позы уже не могут скрывать болезненных ощущений. Часто клиент обнаруживает, что болезненные ощущения подкрадываются то здесь, то там, или чувствует жар, боли, зуда, или все тело как массу болезненных ощущений. Таким способом обнаруживаются преобладающие болезненные ощущения, потому что позы перестают их скрывать.

Если созерцающий намеревается изменить свою позу лежа на другую, ему нужно сначала отметить свое намеренье как «намереваюсь, намереваюсь», и перейти к поэтапному изменению расположения рук и ног, отслеживая «поднимаю», «перемещаю», «вытягиваю», «касаюсь», «надавливаю», и так далее. Когда тело наклоняется вперед, это нужно отметить как «наклоняю, наклоняю». Когда он встает, в теле вместе с актом вставания возникает чувство легкости. Нужно фиксировать внимание на этих факторах и отслеживать «поднимается, поднимается». Акт, вставания нужно выполнять медленно.

В ходе практики клиенту целесообразно действовать плавно и медленно во всех действиях, как будто он слабый, больной человек. Может быть, человек, страдающий от ревматизма, будет здесь более подходящим примером. Он должен всегда быть внимателен и двигаться медленно, чтобы избегать болей. Аналогично клиент должен всегда стараться двигаться медленно во всех действиях. Медленное движение нужно для того, чтобы дать возможность осознанности, сосредоточению и знанию успевать отслеживать действия. Человек все время жил небрежно, и только начинает серьезно тренироваться удерживать образы в подсознании. Это только начало, и его осознанность, сосредоточение и знание еще не подготовлены для высокой скорости физических и умственных процессов. Вследствие этого необходимо снизить высокую скорость этих процессов до самой низкой «передачи», чтобы дать возможность осознанности и знанию успевать за ними. Поэтому желательно выполнять упражнения в замедленном движении.

Кроме того, клиенту желательно вести себя на протяжении обучения как слепому человеку, который только полностью полагается на своего консультанта. Человек без малейшей самодисциплины не выглядит достойно, потому что он обычно бесцельно смотрит на вещи и людей. И он неспособен достичь устойчивого и спокойного состояния сознания. А слепой человек ведет себя сдержанно, уравновешенно, лежа с обращенными вверх глазами. Он никогда не поворачивается, чтобы посмотреть на что-то или на кого-то, потому что он не может их видеть. Даже если к нему кто-то подходит и заговаривает с ним, он никогда не поворачивается, чтобы посмотреть на этого человека. Он не должен никуда смотреть. Его сознание нацелено исключительно на образ созерцания, появляются у него в подсознании, в позе сидения он должен внимательно отслеживать «поднимается, опускается». Клиент должен высоко ценить это упражнение и выполнять его с должным усердием, чтобы его можно было даже по ошибке принять за слепого человека.

Нужно помнить, что единственная задача клиента состоит в том, чтобы внимательно выполнять созерцание образов. Другие вещи, которые он видит или слышит – не его забота. Даже если они кажутся странными или интересными, он должен их игнорировать. Когда он видит какие-то зрительные образы, он должен игнорировать их, как будто он не видит. И он должен игнорировать голоса и звуки, как будто он не слышит. В том, что касается телесных действий, он должен двигаться медленно и плавно, как будто он болен и очень слаб.

Если вы искренне желаете развить созерцание подсознательных образов в нынешней жизни, вам нужно отказаться от мирских мыслей и действий на время обучения. Такой образ действий предназначен для очищения поведения, важного предварительного шага в правильном развитии созерцания.

В некоторых случаях можно советовать во время периода подготовки довериться «Пробудившемуся», Высшему Я, потому что если во время созерцания состояние вашего собственного сознания случайно создаст неприятные или тревожные видения, вы можете испугаться. Кроме того, доверьтесь руководству вашего консультанта, потому что тогда он сможет откровенно обсуждать с вами вашу работу по созерцанию и давать вам необходимые указания. Такие преимущества дает доверие «Пробудившемуся», Высшему Я, и практика под руководством вашего консультанта.

Цель этой практики и ее главная польза – освобождение от алчности, ненависти и заблуждения, корней всего зла и страдания. Этот интенсивный курс практики трансоанализа может привести вас к такому знанию. Поэтому работайте с энтузиазмом, ориентируясь на эту цель, чтобы ваша практика завершилась успехом.

Важно, чтобы вы начинали тренировку с краткого созерцания «трех защит». На этом этапе их созерцание будет способствовать вашему психологическому благополучию. Темы этих трех защитных размышлений отталкивающие свойства тела, и смерть.

Пусть мои родители, наставники, учителя, близкие, безразличные ко мне и враждебные ко мне существа тоже освободятся от вражды, ненависти, болезней и горя. Пусть они освободятся от страдания.

Во-вторых, размышляйте об отталкивающей природе сознания, чтобы такое размышление помогло вам уменьшить нездоровую привязанность, которую так много людей испытывают к сознанию.

В-третьих, защитное размышление, которое поможет вам подготовиться к приближающейся смерти. Жизнь ненадежна, а смерть неизбежна, что жизнь рискованна, а смерть обязательна. Существуют рождение, болезни, страдания, старость, и в конце концов смерть. Все это – свойства процесса существования.

Теперь перейдите к упражнениям по созерцанию, как они описаны ниже.

Упражнение 1.

Старайтесь удерживать свое сознание (но не глаза) на стенке живота. При этом вы заметите движения ее подъема и падения. Если эти движения для вас пока что недостаточно отчетливы, то положите на живот обе руки, чтобы ощущать эти движения подъема и падения. Вскоре вы сможете ясно различать, что при вдохе стенка живота поднимается, а при выдохе опускается. Тогда отслеживайте в сознание «поднимается» при поднятии, и «опускается» при опускании. Каждое движение нужно отслеживать в сознание именно тогда, когда оно происходит. С помощью этого упражнения вы узнаете, как в действительности происходит подъем и опускание стенки живота. Форма живота вас не касается; вы воспринимаете телесное ощущение давления, вызванное подниманием и опусканием стенки живота. Поэтому не обращайте внимания на форму живота, а продолжайте упражнение.

Для начинающего это очень эффективный метод развития способностей внимания, сосредоточенности сознания и практики трансоанализа в созерцании. По мере практики характер движения станет более ясным. Способность отслеживать все следующие друг за другом проявления психических и физических процессов на всех шести областях восприятия приобретается только тогда, когда созерцание полностью развито. Поскольку вы только начинаете практику и ваши внимание и способность сосредоточения пока слабы, вам может быть трудно, удерживать сознание на каждом очередном движении подъема и падения. Из-за этой трудности вы вполне можете подумать: «Я просто не знаю, как удерживать сознание на каждом из этих движений». В таком случае просто помните, что это процесс обучения. Движения подъема и падения стенки живота всегда налицо, поэтому не нужно их искать. В действительности начинающему легко удерживать свое сознание на этих двух простых движениях. Продолжайте это упражнение, полностью осознавая движения подъема и падения стенки живота. Не повторяйте вслух слова «поднимается, опускается», и не считайте подъем и падение словами. Осознавайте только сам процесс подымания и опускания стенки живота. Не делайте дыхание более глубоким или быстрым, чтобы движения были отчетливее, потому что это вызывает усталость, и тем самым мешает практике. Просто полностью осознавайте движения подъема и падения по мере их возникновения в ходе обычного дыхания.

Упражнение 2.

Когда вы заняты упражнением по созерцанию подсознательных образов, следите за дыханием, в промежутках между отметками подъема и падения, могут происходить другие психические процессы. В каждом промежутке между отметками вполне могут проявляться мысли или другие психические процессы, например намерения, идеи, воображение. Их нельзя игнорировать. Нужно отслеживать в уме каждое из этих явлений по мере того, как они происходят.

Если вы вообразили что-то, вы должны заметить это и отметить в сознании: «воображаю». Если вы просто о чем-то подумали, отметьте в сознании: «думаю». Если вы размышляете – «размышляю». Если вы намереваетесь что-то сделать – «намереваюсь». Когда сознание отклоняется от объекта практики, то есть сосредоточения на дыхании, отметьте в сознании: «отклоняется». Если вы воображаете, что движетесь куда-то, отметьте в сознании: «двигаюсь». Когда вы прибыли – «прибыл». Когда в своих мыслях вы встречаетесь с кем-то, отметьте «встречаюсь». Если вы разговариваете с ним – «говорю». Если вы в воображении спорите с этим человеком – «спорю». Если вы видите или воображаете свет или цвет, обязательно отметьте – «вижу». Если в сознании появляется видение, его нужно отслеживать, пока оно не пройдет. Когда оно исчезнет, продолжайте первое основное упражнение, отслеживая и полностью осознавая каждое движение подъема и опускания стенки живота. Старательно его продолжайте, не ослабляя усилий. Если при этом вам захотелось сглотнуть слюну, отметьте в сознание: «хочу». Когда вы сглатываете – «сглатываю». Если захотелось плюнуть – «хочу», когда сплевываете – «плюю». Затем возвращайтесь к упражнению по отслеживанию подъема и падения. Предположим, вы намерены согнуть шею – «намереваюсь». Во время сгибания, «сгибаю». Когда вы намереваетесь выпрямить шею – «намереваюсь». Во время выпрямления – «выпрямляю». Движения сгибания и выпрямления шеи нужно делать медленно. Отметив в сознание каждое из этих действий, продолжайте с полным осознанием отслеживать движения подъема и падения стенки живота.

Упражнение 3.

В связи с тем, что вам нужно долго продолжать созерцать в одном положении, – лежа, вы можете почувствовать сильное ощущение усталости, оцепенения всего тела или только рук и ног. В таком случае просто удерживайте на той части тела, где возникло такое чувство, и продолжайте созерцание, отслеживая «устал» или «оцепенело». Делайте это естественно, то есть не слишком быстро и не слишком медленно. Эти чувства станут постепенно угасать и, в конце концов, полностью исчезнут. Если же какое-то из этих чувств настолько усилилось, что телесная усталость или оцепенение суставов уже невыносимо, то измените положение тела. Но не забудьте отметить в сознание «намереваюсь», прежде чем менять положение. Нужно по очереди созерцать все элементы движения.

Если вы намереваетесь поднять руку или ногу, отметьте в сознании «намереваюсь». Во время поднятия руки или ноги – «поднимаю». Во время вытягивания руки или ноги – «вытягиваю». Во время сгибания – «сгибаю». Когда опускаете – «опускаю». Если рука или нога соприкоснулись – «прикасаюсь». Выполняйте все эти движения медленно и обдуманно. Как только вы устроились в новом положении, продолжайте наблюдать за дыханием. Если вам в новом положении стало слишком жарко, перейдите к созерцанию в другом положении, придерживаясь описанной в этом абзаце процедуры.

Если в какой-то части тела появился зуд, удерживайте ум на этой части и отметьте в сознание: «зуд». Делайте это размеренно, не слишком быстро и не слишком медленно. Когда ощущение зуда, во время полного осознавания, исчезнет, продолжайте упражнение по отслеживанию подъема и падения стенки живота. Если зуд продолжается и становится настолько сильным, что вам хочется почесать зудящую область, обязательно отметьте в сознание «хочу». Медленно поднимите руку, одновременно отслеживая движение подымания, и касания, когда рука касается зудящей области. Медленно потрите область, полностью осознавая – «тру». Когда ощущение зуда исчезло, и вы намерены прекратить потирание, будьте внимательны и, как обычно, отметьте в сознании – «намереваюсь». Медленно уберите руку, вместе с этим отслеживая в сознании это действие, – «убираю». Когда рука находится на своем обычном месте, касаясь ноги, отметьте – «касаюсь». Потом опять уделите время наблюдению дыханием.

При боли или неудобстве удерживайте подсознание на том образе или картинке, где возникло ощущение. Отслеживайте в сознании это конкретное ощущение по мере того, как оно происходит, например, «болит», «ноет», «давит», «режет», «устал», «головокружение». Подчеркнем, что это сознательное отслеживание нельзя ускорять или откладывать, а выполнять ее спокойно и естественно. Боль может, в конечном счете, прекратиться или усилиться. Не волнуйтесь, если она усилилась, настойчиво продолжайте созерцание. Если вы будете так делать, то обнаружите, что боль почти всегда прекращается. Но если через некоторое время боль усилилась и стала почти невыносимой, игнорируйте боль и продолжайте наблюдение за дыханием.

По мере развития вашей осознанности вы можете испытывать ощущения сильной боли, например, ощущения сдавливания или удушья, боль, как от удара ножом, втыкания заостренного орудия, неприятные ощущения, как от острых иголок, или ползания мелких насекомых по телу. Вы можете испытывать ощущения зуда, укусов, сильнейшего холода. И при перерыве в созерцании вы можете сразу же чувствовать, что эти болезненные ощущения исчезли. При возобновлении созерцания, углубив осознанность, вы почувствуете их снова. Не нужно считать эти болезненные ощущения чем-то серьезным. Это не проявления болезни, а обычные факторы, всегда присутствующие в теле и обычно скрытые, когда подсознание занято более заметными образами. Когда ваши умственные способности обостряются, вы лучше осознаете эти ощущения. При постоянном развитии созерцания придет время, когда вы их преодолеете, и они совершенно прекратятся. Если вы будете продолжать созерцание, твердо придерживаясь своей цели, вам от них не будет никакого вреда. Если же вы потеряете смелость, проявите нерешительность в созерцании и на время прекратите его, вы можете снова и снова встречаться с этими неприятными ощущениями по ходу созерцания. Если же вы станете решительно продолжать практику, вы, вероятно, преодолеете эти болезненные ощущения и больше никогда не будете их испытывать во время созерцания.

Если вы сидите при практике трансоанализа, намереваетесь качнуть телом, то сознательно отметьте – «намереваюсь». Во время самого качания – «качается». Во время созерцания вы можете иногда обнаруживать, что тело качается взад и вперед. Не пугайтесь, не радуйтесь и не старайтесь продолжать качание. Раскачивание прекратится, если вы будете удерживать в сознание на действии качания, и продолжать отслеживать «качается», пока это действие не прекратится. Если же, несмотря на ваше сознательное отслеживание, раскачивание увеличивается, то прислонитесь к стене или к столбу или прилягте ненадолго. После этого продолжайте созерцание. Если вы обнаруживаете, что тело трясется или дрожит, придерживайтесь той же процедуры. С развитием созерцания вы иногда можете чувствовать, как по спине или по всему телу проходит дрожь или озноб. Это проявление чувства сильного интереса, энтузиазма или восторга. Оно возникает естественно в ходе хорошего созерцания. Когда ваше сознание утвердился в созерцании, вас может тревожить малейший звук. Это происходит потому, что в состоянии хорошего сосредоточения вы острее ощущаете воздействие восприятий органов чувств.

Если вы собираетесь лечь, отследите «намереваюсь». Потом продолжайте созерцать каждое движение, когда вы ложитесь: «поднимаю», «вытягиваю», «опускаю», «прикасаюсь», «лежу». Потом сделайте предметами созерцания все движения по перемещению рук, ног и тела в нужное положение. Выполняйте эти действия медленно. После этого вернитесь к подъему и падению. Если возникает боль, усталость, зуд или любое другое ощущение, обязательно отследите каждое из этих ощущений. Отследите все чувства, мысли, идеи, соображения, размышления, все движения рук, ног и тела. Если нет ничего особенного, что нужно было бы отслеживать, направьте сознание на подъем и падение стенки живота. При дремоте отслеживайте – «дремота», при сонливости – «сонливость». Приобретя достаточную концентрацию в сосредоточении, вы сможете преодолевать дремоту и сонливость, и в результате чувствовать себя отдохнувшим. Опять займитесь привычным созерцанием основного образа. Но если вы, предположим, не смогли преодолеть чувство дремоты, то продолжайте созерцание, пока не заснули.

Состояние сна – это поток подсознательного. Оно похоже на первое состояние сознания при перерождении и последнее состояние сознания в момент смерти. Это состояние слабое и поэтому неспособное осознавать какой-то объект. Когда вы бодрствуете, поток подсознательного регулярно проявляется в промежутках между моментами видения, слышания, различения вкуса, обоняния, прикосновения и мышления. Из-за кратковременности этих проявлений они обычно не отчетливы, и поэтому незаметны. Поток подсознательного продолжается во время сна; это становится очевидным, когда вы просыпаетесь, потому что именно в состоянии бодрствования становятся различимыми мысли и образы.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!