И особые состояния сознания.



Арнольд Людвиг сформулировал определение измененного состояния сознания (ИСС) как «любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта) и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания». Если рассматривать сознание в виде многомерного пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань восприятия или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят: ощущение времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма. Каждое измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и позволяет находить подобия и различия между различными измененными состояниями.

Можно выделить четыре шкалы ИСС:

1. Изменение эмоциональных состояний.

2. Изменение восприятия мира.

3. Изменение волевого самоконтроля.

4. Изменения самосознания и самотождественности личности.

Конкретные трансовые состояния или ИСС можно рас­сматривать как суперпозицию соответствующих четырех параметров.

Изменение эмоциональных состояний психики включа­ет в себя как количественные изменения, связанные с из­менением интенсивности обычных эмоций, так и качест­венные, связанные с достижением нестандартных эмоциональных состояний.

В различных древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно про­вести параллели между этими описаниями в разных куль­турах. Так, в индийской традиции выделяют следующие состояния:

· вира - «героическое» состояние, готовность к действию, защите других, принятию ответственности;

· бхога - удовлетворенность, расслабленно-милостивое состояние;

· йога - рефлексия и самоуглубленность;

· абхичарика - состояние всепоглощающего гнева, по­требности в разрушении.

Данные состояния считались идеальными, их, по пред­ставлениям индусов, в чистом виде могли достигать толь­ко боги или великие мудрецы. Однако состояние религи­озного экстаза могло приближаться к одному из этих со­стояний.

Описанная система во многом перекликается с тибетской традицией ваджраяны, в которой подобные состоя­ния соответствовали различным сторонам четырехугольной мандалы, выражавшей психическую жизнь человека.

Похожие изменения эмоциональных состояний наблю­дали С. Гроф и его последователи в ходе исследования данного феномена. На основании анализа описаний пациентов, которых вводили в ИСС с помощью ЛСД, а также интенсивных дыхательных методов (ребефинга, холотропного дыхания и т.д.), С. Гроф установил, что все они испытывали сходные эмоциональные состояния.

1. Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей - кинестетической, слуховой, зрительной.

2. Биографические, включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Адлера.

3. Перинатальные - переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью. Этапы рождения и смерти связаны, по Грофу, в «системы конденсированного опыта» - динамические сочетания воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа и другими элементами.

4. Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий архетипические переживания, паранормальные явления, глубокие мистические прозрения.

Известны и другие классификации эмоциональных со­стояний. Так, индийская традиция выделяет 18 базовых эмоциональных состояний (раса), из которых 10 считают­ся земными, человеческими, а 8 - высшими, божествен­ными. К человеческим раса относились: любовь, смех, со­страдание, гнев, мужество, страх, отвращение, изумление, спокойствие, родственная близость. Божественные расы достигаются с помощью медитаций и не могут быть опи­саны человеческим языком.

Изменение восприятия или способа видения мира мо­гут носить как глобальный, так и локальный характер. К первым относятся зрительные, слуховые галлюцинации и псевдогаллюцинации, полностью изменяющие характер окружающего мира.

К локальным изменениям восприятия относятся эф­фекты зрительных, аудиальных и кинестических агнозий, проявляющихся, например, у экстрасенсов.

Кинестетические сенсопатии, возникающие в связи с диагностическими и лечебными манипуляциями, пред­ставляли собой ощущения тепла, холода, покалывания, боли или вибрации в кончиках пальцев или ладонях, чув­ство «потока энергии», проходящего по телу и рукам.

Сенсопатии зрительной модальности представляли со­бой видения ауры или внутренних органов пациентов и у большинства испытуемых сопровождались ощущением сужения сознания.

Сенсопатии аудиалъной модальности выражались в об­ращении к тем или иным высшим силам (Абсолюту, энер­гоинформационному полю) и получении от них ответов.

Изменение волевой составляющей психики человека проявляется в так называемых автоматизмах - психиче­ских состояниях, в которых человек совершает действия, неподконтрольные воле, разуму или неосознаваемые вообще.

Наиболее мягкой формой автоматизма является со­вершение действий по приказу «свыше». В этом случае у человека остается возможность не выполнить приказ, если он не соответствует его моральным или какими-либо иными нормам. При более сильных проявлениях автоматизмов человек может осознать, что действия, совершаемые его телом, регулируются не им.

Предельным проявлением автоматизма является со­вершение человеком действий, память о которых полно­стью утрачивается. Фактически некоторый отрезок време­ни полностью выпадает из жизни человека.

Природа автоматизмов может быть различной. Зачас­тую автоматизм - это проявление болезненных психиче­ских состояний, принимающих мистические формы, на­пример религиозный бред.Автоматизмы могут быть также индуцированы методом внушения или появляться вслед­ствие психологического заражения. Последнее особенно часто проявляется в харизматических системах.

Некоторые мистические системы придают автоматиз­мам очень большое значение и используют особые методы для их достижения. Прежде всего, это некоторые шаман­ские практики, направленные на «вселение духа», извест­ные как в первобытных культурах, так и в более современ­ных религиозных системах, типа ваджраяны, суфизма, ву-ду. Подобное «вселение духа» представляет собой трансовое состояние, в котором доминирующим психическим образованием, управляющим поведением человека, явля­ется одна из вторичных субличностей, в обычных условиях вытесненная на подсознательный уровень.

Для достижения этого состояния использовались в ос­новном психологические методы, такие как особые движе­ния, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочета­ний, кружение на одном месте и другие методы, утомляю­щие и отключающие сознание. В качестве примеров таких методов вспомним кришнаитскую джапа-медитацию и суфийские кружения.

Идеи слияния с божеством присущи различным куль­турам: индийской, тибетской, техникам слияния с идамом (особым духом), в шаманизме, когда происходит временное слияние шамана с духом-помощником во время шаман­ского транса, и даже христианстве. Сущность пути слияния состоит в том, что сознание адепта временно или навсегда сливается с одной из субличностей индивиду­ального или коллективного бессознательного (чаще сверх­сознательного), приобретая при этом знания, опыт и воз­можности этой субличности. Если индивидуальное «я» при этом уничтожается, адепт достигает и конечной цели ос­вобождения, т.е. выхода из всех этических и духовных пе­рипетий, связанных с борьбой подсознания и сверхсозна­ния. В зависимости от того, происходит ли объединение сознания с подсознательными или сверхсознательными архетипами, речь идет о слиянии с Богом либо о «повыше­нии Природности», возврате к Природе, слиянии с ней.

В ходе исследований, проводимых в рамках транспер­сональной психологии, появились различные классифика­ции степени самотождественности личности. Одну из них приводит Д. Корнфильд. Согласно его представлениям, существует несколько уровней развития человека, которые в разных традициях описываются по-разному.

На первом уровне люди просто осознают, что они «спят». Это одно из самых важных прозрений. Стараясь фиксировать внимание на себе и пребывать в настоящем настолько, насколько это возможно, на протяжении всего дня они изумляются тому, как долго пребывают в состоя­нии «автопилота». Это прозрение означает начало измене­ний, поскольку люди начинают видеть преимущества ре­ального пробуждения и стремиться к более интенсивной практике, к более реалистичному видению себя в своем мире.

Второй уровень прозрений условно можно назвать уровнем психодинамических или персональных открове­ний. Люди начинают более отчетливо видеть паттерны своих мотиваций и своего поведения. Человек может, на­пример, заметить: «Надо же, когда я обратил на это вни­мание, то понял, что всегда рассказываю людям что-то оп­ределенным образом, потому что постоянно жду одобре­ния», или «Я всегда стараюсь выглядеть хорошо», или «Я всегда боюсь этого» и т.д. В ходе осознавания посредством слушания и концентрации внимания возникает озарение, которое очень похоже на психотерапевтический инсайт. Прозрение и согласие, которые приходят когда безоце­ночно сознаются наши структуры, способствуют психиче­скому равновесию, усвоению способов уменьшения невро­зов и страданий.

Глубже психологических прозрений лежат уровни практики, о которых часто упоминает восточная классиче­ская литература. Это уровни различных состояний транса, или дхъяны - очень высокой поглощенности или концен­трации. Подобные состояния концентрации имеют тот недостаток, что ведут, прежде всего, к измененным состоя­ниям сознания, а не к фундаментальным и устойчивым изменениям личности.

И наконец, область мистического опыта, лежащего за психодинамическим и личностным уровнем, - это надличностные переживания. На этом уровне осознавания возможен целый спектр различных переживаний. Так, человек может разо-тождествиться со своим телом или разумом, начиная ви­деть, как возникают желания и мотивации, независимо от содержания конкретного желания. Можно ясно увидеть, как от мгновения к мгновению растворяется самость, и это часто ведет в область страха, ужаса, своеобразной внутрен­ней смерти. Позже из этого сознавания спонтанно возни­кает «отпускание» личной мотивации, а вместе с этим рас­тет сознавание любви, или в терминологии буддизма «соз­нание Бодхисаттвы». Когда твердыня самости разрушена, возникает видение метафизической связи между всем ок­ружающим, которое приводит к различным альтруистиче­ским состояниям и, возможно, к высшей степени просвет­ленности, когда мы способны видеть свое существование как игру в энергетическом поле, которым является весь мир. На этом же уроне возможно отождествление себя с одним из архетипических образов или переживание базо­вых натальных матриц.

Наиболее глубокие исследования этих состояний про­вел С. Гроф, используя сеансы ЛСД-терапии и других ис­кусственно индуцируемых трансовых состояний, например дыхательных техник. Он выделил следующие типы подобных переживаний:

1. Переживания эмбриона и плода.

2. Архетипические переживания и сложные мифологи­ческие эпизоды. Среди наиболее универсальных архетипов, с которыми может отождествляться человек, - образ Ма­тери, Отца, Ребенка, Женщины, Мужчины или Любящего. Многие обобщенные роли воспринимаются как сакраль­ные, как воплощенные архетипы Великой Матери, Ужас­ной Матери, Матери-Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического человека. Часто встреча­ются архетипы, олицетворяющие определенные аспекты личности, - Тень, Анимуса или Аниму и Персону.

Нередко неискушенные люди рассказывают истории, очень напоминающие древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции, Центральной Аме­рики и других стран. Эти истории можно сравнить с юнговским описанием неизвестных, но явно архетипических тем детских снов и снов наивных пациентов, а также с симптоматикой некоторых людей, страдающих шизофре­нией. Отмечалось, что в результате ЛСД-сессий некоторые люди проникают в различные системы эзотерического знания. Так, люди, не имеющие понятия о Каббале, пере­живают состояния, описанные в книге Зогар и Сефер Ие-цира, и демонстрируют неожиданную осведомленность в каббалистической символике. Подобный феномен внезап­но сформированного понимания наблюдался также в та­ких древних формах предсказания, как по книге И цзин («Книге перемен») или картам Таро.

3. Соматические эффекты, подобные активации чакр в индийской традиции, - ощущение мгновенного и мощ­ного высвобождения энергии, движения ее по телу, сопро­вождающееся глубокими и драматическими пережива­ниями.

4. Сознание Универсального Разума, в котором человек переживает всеобъемлющее единство существования.

5. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота, ко­торая, возможно, соотносится с переживанием махашунь-яты в буддизме.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!