Измененных состояний сознания.



Попытки научного осмысления необычных психических способностей и состояний сознания предпринимались со времен Месмера. Однако до недавнего времени «экстравертированное сознание», состояние «нормального» бодрствования рассматривалось большинством ученых как единственное состояние, достойное изучения. Согласно классической концепции слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная активация - к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным восстановить равновесие.

Однако многих привлекает возможность выбирать те состояния, в которых они чувствуют себя «поднявшимися» на более высокий уровень бытия, или, просто, избавленными от дискомфорта, доставляемого повседневной реальностью.

Этот подход нашел свое выражение в работах психологов гуманистического направления. Вслед за Юнгом, придавшим огромное значение духовным измерениям психики, Р. Ассаджиоли интерпретировал многие из явлений, которые официальная медицина считает психопатологическими, как сопутствующие духовному раскрытию. А. Мэслоу на основе широких исследований многих мистических (или «пиковых», «вершинных» по его определению) переживаний опроверг традиционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к самоактуализации. Подобные «положительные» состояния стали называться «расширенными состояниями сознания» (РСС).

Концепция сна как особого активного состояния сознания (БДГ-сон), исследование шизофрении и маниакально-депрессивного психоза подготовили почву для всевозможных исследований различных состояний сознания и способов перехода из одного состояния в другое.

Ч. Тарт называет термином «дискретное состояние сознания» (ДСС) совокупность психических структур, активную систему, элементами которой являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же ДСС, но совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, интоксикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определенное ДСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного отсутствия (в условиях сенсорной изоляции) либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия.

Феномен измененного сознания трудно вписывается в современные модели психологии. Главная проблема изучения измененных состояний сознания заключается в том, что исследования психической деятельности обычно проводятся на уровне наблюдаемого поведения, или нейрофизиологии, и обычно не затрагивают субъективные аспекты опыта. А как можно воспроизвести субъективные ощущения?

Станислав Гроф – один из немногих, кто совершил фундаментальные исследования в области измененных состояний сознания, основываясь на собственном опыте. Он выявил роли измененных состояний при психических болезнях, возможностей использования этих состояний для терапии.

Измененное состояние сознания – это любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом.

В индийских древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно про­вести параллели между этими описаниями в разных куль­турах, это:

· готовность к действию, защите других, принятию ответственности;

· удовлетворенность, расслабленно-милостивое состояние;

· рефлексия и самоуглубленность;

· состояние всепоглощающего гнева, по­требности в разрушении

· примерная классификация встречается в тибетской традиции, трансперсональной психологии.

Также существуют локальные изменения восприятия. К ним относятся эф­фекты зрительных, аудиальных и кинестических агнозий.

Изменение волевой составляющей психики человека проявляется и в так называемых автоматизмах - психиче­ских состояниях, в которых человек совершает действия, неподконтрольные воле, разуму или неосознаваемые вообще.

Исследованиями ИСС занимались: Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Мэслоу, Ч. Тарт, С. Гроф. Но до сих пор ИСС в системе мистического опыта трудно вписываются в современной модели психологии, и ИСС в системе мистического опыта остаются одним из наименее изученных вопросов в психологии.

***

Подсознание имеет огромное значение для психологического. Любая информация, которая человек получает на протяжении жизни, отражается в глубинах его психики и невозможно пройти мимо, и не попытаться исследовать подсознательное.

На протяжении всей психологической науки начиная с психоанализа З. Фрейда и кончая современными разработками, огромное количество страниц было уделено сознанию и бессознательному. Казалось, что бессознательное наиболее близко к глубинным структурам психики, однако бессознательное это только те действия, которые человек не осознает в данный промежуток времени, а подсознательное же это то, что находится или изначально заложено в глубине психики человека.

Невозможно исследовать глубинные структуры психики, не уделяя вниманию подсознательному. Подсознательное – это важнейшая часть психики, оно не менее важно, чем сознание и бессознательное.

Я уже писал, что человек по своей природе имеет знание «…обо всей вселенной», которые закрыты в глубинах человеческой психики. Достоверных доказательств этому утверждению у меня этому пока нет, но в последующем возможно с учетом правильного построения эксперимента и подбором методик, возможно, они найдутся.

Трансоаналитическая концепция – это вовсе не анализ гипнотических и трансовых состояний как можно было вначале подумать, прежде всего, трансоанализ изучает глубинные структуры психики человека. Очень важно понять, что «транс» и «трансо» два разных понятия «трансо», в моем толковании означает «глубинный» «глубоко» то есть трансоанализ можно определить, как глубинный анализ или глубинный психоанализ. Именно глубинный психоанализ поможет окончательно понять структуру психики человека, исследовать то, что до этого ни кто не делал.

Психоанализ З. Фрейда ограничился исследованиями в области сексуальности, сознания и некоторых элементов бессознательного.

Аналитическая психология К. Г. Юнга ушла достаточно далеко в исследованиях бессознательного, подарила психологической науке концепцию об архетипах (в отличие от К. Г. Юнга, я расширил его концепцию об архетипах, выделил слой духовно-мистических образов - «Спиритипов»), коллективного бессознательного. С моей точки зрения вклад Юнга огромен, как в психологию, так и в трансоанализ.

Трансперсональная психология, которая образовалась в 60 годы, основателями были А. Маслоу, Э. Сутич, С Гроф и д.р. имела право на жизнь. Однако слишком специфическая аргументация, построенная в основе исследований галлюциногенов, в частности ЛСД-25, 60 – 80 годы XX века, под руководством Т. Лири, Дж. Лилли, С. Грофа и д.р. в дальнейшем с разработкой техники холотропного дыхания, которая сейчас довольно широко распространилась по всему миру.

Трансоанализ, как я уже не раз писал, разрабатывался мной для исследования глубинных структур психики. Будем, надеется, что ему светит благоприятное будущее.

 

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!