Столпы ислама сводятся к следующим пяти постулатам



Шахада — соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммеда заключено в символе веры ислама («Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Посланник Аллаха»). В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в единого Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммеда достаточно для принятия ислама[26].

Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. В разных мазхабах эти нормы отличаются незначительно. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).

Закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят — это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.

Саум (тюрк. ураза) — соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.

Хадж — совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.

Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.

Учение

Аллах

Аллах — Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, согласно мусульманским воззрениям, никто не обладает этими качествами. Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Имя «Аллах» образовано из определённого артикля «Аль-» и слова «Илях» — «Тот, Кому поклоняются», «Достойный поклонения». Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Всё в мироздании с точки зрения ислама совершается только по воле Аллаха, так как только он обладает абсолютной волей и могуществом и ничто не происходит без его ведома. В Коране высказано, что только служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми.

Обряды

Один из основных обрядов – суннат, т.е. обрезание. В исламе обряд обрезания семилетних мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребенка. Вытерпеть боль – дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи.

Еще один важный семейный обряд в жизни мусульманина – свадьба. Молодых обычно венчает один из служителей ислама, который, совершая церемонию, чаще всего читает четвертую суру Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Совершающий обряд имам или мулла от имени ислама как бы скрепляет союз молодых, превращая его в официально признанный и имеющий силу закона брак.

Торжественно, опять-таки со специальными ритуальными обрядами, отмечается в семье мусульманина и рождение ребенка, особенно сына.

Последний из серии обрядов, сопутствующих мусульманину на протяжении всей его жизни, – похороны. Этот обряд совершается обычно в день смерти и исполняется с участием духовных лиц, читающих заупокойные молитвы из Корана. Деньги и подарки безутешных родственников идут к сопровождающим похоронную процессию нищим и дервишам, и, наконец, принимающим участие в обильных поминках родственникам и гостям.

Погребальные обряды в исламе сложны, детально расписаны в Шариате, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов - долг каждого мусульманина. Шариат требует, чтобы мусульманин еще в земной жизни готовился к загробному миру.

После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд. Покойному подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет.

Похороны производятся как можно скорее, в целом, в течение 24 часов или 48 часов. Обычно обходятся без цветов, но они не запрещены. Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву.


Традиционно мужчины провожают усопшего, а женщины навещают его на следующий день. Особенностью мусульманских кладбищ является то, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки.

Надгробные памятники должны быть простыми с надписями из Корана. Фотографии запрещены. По Шариату, траур - первые три дня.

33. Коран: история появления, структура, особенности.

Мусульмане верят, что Коран — точное воплощение Слова Аллаха, и в этом смысле он весьма отличается от остальных Священных Писаний, сотворенных людьми спустя многие годы после смерти пророков. В дальнейшем эти писания, благодаря трудам многих ученых, подвергались неоднократным изданиям, переработкам и добавлениям.

В Коране содержатся только откровения, ниспосланные Аллахом; в нем нет ни единого слова от Пророка. Он был всего лишь посредником. (Собственных высказываний и изречений Пророка насчитывается несколько тысяч, и называются они хадисами.)

Коранические Откровения ниспосылались Пророку постепенно, на протяжении свыше двадцати трех лет. Получив откровение, Пророк заучивал части наизусть, а затем записывал их на первом попавшемся под руку материале — на сухих пальмовых листьях и горшечной черепице, на бараньих ребрах и лопаточных костях, на кусках кожи и белых камнях.

Одно речение называется айа (мн. число айат — «знамения»), а глава называется сура. В Коране содержится 114 сур различной длины (все они, кроме девятой, начинаются словами: «Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного») и 6 616 айатов — в общей сумме 78 000 слов на арабском языке.

Суры расположены в Коране не в хронологическом порядке. По общему мнению, первое откровение содержится в суре 96:1-5, а последнее — в cуре 5. Существующий ныне порядок сур был именно в таком виде заповедан Пророку, который каждый рамадан прочитывал все части, полученные им от ангела Джибрила.

Двадцать лет спустя после смерти Пророка, в правление халифа Османа, были изъяты все существовавшие до того времени письменные версии Корана, которые либо сверяли на полную согласованность с образцом, либо уничтожали. Затем были сделаны многочисленные списки с этого «стандартного» текста и разосланы во все главнейшие центры ислама. С тех пор все копии Корана в точности соответствуют друг другу.

Особенности корана

1. Коран никогда не будет искажён и сохранится в том виде, в котором был ниспослан. Аллах обязался сохранить Коран и его толкование, необходимое для правильного понимания откровений.

2. Завершая славную череду небесных откровений, Коран свидетельствует о предыдущих Писаниях и подтверждает то, что все они были ниспосланы от Аллаха.

3. Коран неподражаем, и никому до сих пор не удавалось сочинить нечто подобное даже самой короткой суре, состоящей всего из трёх аятов. Коран не похож на людские речи ни по форме, ни по содержанию..

4. Коранические суры легко запомнить даже тем, кто не владеет арабским языком, что делает его доступным для всех людей, независимо от их национальной принадлежности..

5. Коран передаёт суть предыдущих Священных Писаний. Из хадисов следует, что длинные суры Корана (со второй по девятую) были дарованы Мухаммаду вместо Торы. Суры, состоящие приблизительно из ста аятов (с десятой по тридцать пятую), были ниспосланы вместо Псалтыря, а часто повторяемые суры (с тридцать шестой по сорок девятую) — вместо Евангелия. Что же касается послед- них сур Корана (с пятидесятой по сто четырнадцатую), то они уникальны по своему ритму и содержанию; эти суры были дарованы исключительно Пророку Мухаммаду.

6. Ещё одной важной особенностью Корана является ниспослание сур и аятов частями. Ниспослание предыдущих Священных Писаний целиком было обременительным для их последователей, поскольку на верующих сразу возлагались большие обязательства, выполнить которые было под силу лишь избранным. В то же время коранические откровения ниспосылались по поводу определённых событий в жизни Пророка и его сподвижников.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!