Ктувим- 11 писаний: хроники, псалмы, притчи, философские повествования. Талмуд-устная Тора. 21. Иудейские догматика и обрядность.



Вероучение.

Центральным догматом иудаизма является строгое единобожие, но сущность Бога невидима. В отличии от Христианства, где существует три ипостаси Бога – отец,сын и святой дух. В иудаизме у Бога много имен, нообщепринятоеЯХВЕ «он первый и последний». Отрицалось богоподобие, т.к. Бога никто никогда не видел. Ожидание Мошиаха. Концепция страшного суда.

Праздники.

РОШ-а-ШАНА (новый год). годовщина создания Это так те день Суда. Так как в этот день был судим адам, будет судимо и все человечество. Основной ритуал праздника звуки шофаров, которые начинают трубить за тридцать дней, а в день праздника он трубит 100 раз.

3. Праздник СУККОТ- день благодарения Бога за покровительство евреев во время сороколетних странствий в пустыне. В эти дни иудей обязан провести какое то время в шалаше. Наступает через четыре дня после ЙомКипур. Через неделю после ЙомКипур отмечается 4. СИМХАТ-ТОРА-завершение годового цикла еженедельного чтения Торы в синагоге и начинается новый годовой цикл.

5. ПЕСАХ-исход. Отмечается в марте-апреле в честь освобождения евреев из египетского рабства. Апофеоз праздника-это торжественная семейная трапеза, когда читается книга Исход. Подчеркивается мысль об освобождении, в первую очередь духовном. Обязательные 7 блюд: главная- Маца (хлеб Исхода) и горькие травы (хрен-символ горечи рабства) и жертвенные животные.

6. ШАВУОТ-недели- в честь сенайского откровения. Считается, что именно в этот день, через 7 недель после исхода из Египта евреи через Моисея получили Тору и 10 заповедей.

Полупраздники

1. ПУРИМ- за месяц до ПЕСАХА отмечается. В память о прекрасной еврейке Эстер, которой удалось предотвратить избиение народа благодаря своему влиянию на царя Персии Артаксеркса.

2. ХАНУКА-в память об освещении Иерусалимского храма.

ШАББАТ-празднование субботы.
Значимость субботы определяется двумя причинами: память о сотворении Богом мира за шесть дней и по следующий день отдыха и память об Исходе. Почитание ШАББАТА предполагает запрет на любое конструктивное или деструктивное вмешательство человека в физический мир. Но данный запрет не есть просто обоснование необходимости отдыха в конце рабочей недели. Суть его в следовании примеру Бога. Бездействие т о выступает формой проявления уважения к Творцу. Главное субботнее занятие-это чтение Торы. Празднование субботы это напоминания о том, что люди свободны от мирской суеты и забот и способны подняться от обыденности, тем самым бездействие в субботу превращается в способ духовно-религиозного очищения. Наступление субботы оповещается зажжением в пятницу, примерно за 20 минут до заката солнца не менее 2 свечей, а лучше в 7 и после этого в синагоге начинается субботнее служение. Заканчивается суббота на следующий день не с заходом солнца, а с появлением первых звезд.


Организационная структура.
Возглавляет синагогу раввин. Ему нужно хорошо разбираться в Торе + выполнение административных функций. Раввину помогает хаззан, ведет общественную молитву и представляет общину перед Богом.
Шаммат-служка в синагоге, надзор за порядком и частотой в синагоге и чтец Торы.

 


22. Христианство: зарождение и формирование символики, догматики и обрядности.

Христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквами.

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

К символам христианства относиться:

· якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр.6:18-20);

· голубь — символ Святого Духа;

· феникс — символ воскресения;

· орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс.102:5));

· павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);

· петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);

· агнец — символ Иисуса Христа;

· лев — символ силы и могущества;

· оливковая ветвь — символ вечного мира;

· лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии приБлаговещения цветка лилии);

· виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Крест (Распятие) — изображение Распятия Христова.Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным символом христианской религии, оно обязательно присутствует в христианских храмах, а также у верующих в качестве нательной символики. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором, был распят Сын Божий.

Ихтис — рыба —монограмма имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) то есть выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

Агнец - Его изображения встречается на литургических сосудах.Образ агнца в раннем христианстве широко использовался как символ крестной жертвы Иисуса, который был удобен тем, что был непонятен не христианам. С распространением христианства использование данного образа было запрещено Шестым Вселенским собором.

Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом.

Главные догматы Христианства

· Бог один по существу.

· Бог троичен в Лицах.

· Бог воплотился в Деве Марии по наитию от Святого Духа, став Иисусом Христом.

· Иисус Христос был распят, умер и на третий день воскрес.

· Христос придет в конце времен судить мир.

· В конце времен мертвые воскреснут.

· В Иисусе Христе Божественная и человеческая природы соединены неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно.

· Во Христе одна Личность – Божественная.

ТАИНСТВА — в христианстве: особые культовые действия.

Согласно церковной традиции, ТАИНСТВА были установлены Иисусом Христом.

По учению исторических церквей, в них «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия», изменяющая духовно-нравственную жизнь человека.

В православии и католицизме признаются семь ТАИНСТВ: (12)

· крещение (в ТАИНСТВЕ крещения сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая к жизни)

· причащение (это обряд вкушения хлеба и вина, которые, согласно христианскому вероучению, символизируют Тело и Кровь Христа.
Обряд направлен на соединение верующего с Христом, чтобы Христос «жил в нем»).

· священство, рукоположение, ординация ( одно из таинств в исторических церквах христианства: введение в духовный сан через «нисхождение Святого Духа», дающее полномочия наставлять верующих и священнодействовать (совершать таинства)).

· покаяние (исповедь), (осмысление человеком своих поступков как греха и признание в них перед другим человеком, получившим право эти поступки прощать; сделать уже совершенный человеком поступок как бы «не бывшим»).

· миропомазани е (состоит в нанесении на тело особых знаков церковным маслом — миро.В православии считается, что МИРОПОМАЗАНИЕ направлено на сообщение верующим мистических даров Святого Духа: при совершении МИРОПОМАЗАНИЯ человек освящается Святым Духом и становится членом церкви. МИРОПОМАЗАНИЕ проводит священник или архиерей, нанося миро на лоб, глаз, ноздри, рот, уши, грудь, ладони и ступни с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». В практике православия миропомазание совершается непосредственно после крещения один раз в жизни.)

· брак ( необязательно)

· елеосвящение (соборование) (благодать, исцеляющая недуги телесные и душевные, освобождающая от грехов, в которых человек не успел сам раскаяться.)

Считается, что в каждом ТАИНСТВЕ человеку сообщается определенный дар благодати.

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.


23. Особенности раннего христианства.

Место рождения Христа Вифлеем, предсказано пророками. Волхвов привела к нему звезда.

Волхвы принесли Младенцу Иисусу: золото — как символ Царской власти, ладан— как знак Его божественного достоинства, и смирну, то есть вещество, с помощью которого тела покойников готовили к погребению, — как знак будущей искупительной смерти Иисуса.

Основополагающей заповедью христианства является заповедь любви. Самая первая форма религии это страх. Это самая первая и самая примитивная форма религии. Вторая форма-форма справедливости. Заслужил хорошо, нет плохо (иудаизм, индуизм). Третья и самая высшая степень-это религия любви и ее прежде всего можно отнести к христианству. (Евангелия от Матвея 5-7 глава, нагорная проповедь Заповедь любви звучала именно там.

Возникновение Христианства

На рубеже нашей эры иудаизм, переживал глубокий кризис. Это веле к оживление различного рода сект с их ожиданием мессии, который вот-вот придет и от имени великого Яхве спасет запутавшийся в противоречиях, но все же богоизбранный народ.

Столь напряженно ожидавшийся мессия просто не мог не появиться. И он появлялся, причем неоднократно. Все чаще то в одном, то в другом районе Иудеи, а то и вне ее, на периферии, среди евреев диаспоры, руководители отдельных сект, бродячие проповедники или экстравагантные странники объявляли себя мессиями, призванными спасти заплутавшихся иудеев.

Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В Римской империи иудеям разрешалось исповедовать свою национальную религию, иудаизм имел особый статус. Остальные люди исповедовали государственную религию – язычество, которое носило синкретический характер.

Иисус Христос как основатель Христианства

На проповедь Иисус Христос вышел в 30 лет. У иудеев можно было начинать учить только с 30 лет. Общественное служение Иисуса продолжалось 3 года, во время которого Он проповедовал волю Божию, свидетельствовал о Боге, исцелял, воскрешал умерших, объяснял ветхозаветное Писание, пророчествовал. Он избрал Себе 12 учеников – апостолов, всегда былис Ним рядом в странствии. Лишь некоторые Его ученики были свидетелями Его Преображения (см. напр., Евангелие от Матфея, глава 17, стих 2).

Много людей следовало за Иисусом, но далеко не все принимал Его. Так только несколько человек из начальников иудейских поверили Иисусу Христу, поверили, что именно Он – Мессия, которого они ждали. Однако, начальники иудейские добились распятия Иисуса. На третий день после распятия Иисус Христос воскресв обновленном теле. На протяжении 40 дней Он являлся Своим ученикам, наставлял их в правильном понимании Писания. А на 40-й день вознесся, обещая, что вернется в конце времен.

Гонения на христиан

Проповедь Апостолов была очень успешной, но христиан стали гнать. И первые три века распространения Христианства – это время гонений, мученичества за Христа. Если иудеям можно было исповедовать свою религию, то христианам это было запрещено. Апостолы, когда приходили в какой-нибудь город, шли проповедовать первым делом в местную синагогу. Христиан считали за иудейскую секту, их гнали и из синагог.

Историки выделяют как минимум четыре причины гонений на христиан:

1. Христиане не почитали царя за бога, не принимали участия в царских культах, что ставило их в оппозицию существующей власти. Отказ от жертвоприношений царю считалось нарушением законов Римской империи. Иудеям было разрешено не участвовать в этих культах, так как их религия была древней и ее исповедовал целый народ. У христиан этого не было.

2. Христиан обвиняли в преступлениях: разврате, человеконенавистничестве, эдиповских смешениях, в закалании младенцев и т.д.

3. С точки зрения государства, Христианство считалось недозволенной религией.

4. Христиан обвиняли в безбожии, так как они не принимали участия в общепринятых языческих культах.

Они не не могли простить ему того, что он уравнял все народы перед Богом.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 5; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!