Христианская символика.



Христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквами.

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

К символам христианства относиться:

· якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр.6:18-20);

· голубь — символ Святого Духа;

· феникс — символ воскресения;

· орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс.102:5));

· павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);

· петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);

· агнец — символ Иисуса Христа;

· лев — символ силы и могущества;

· оливковая ветвь — символ вечного мира;

· лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии приБлаговещения цветка лилии);

· виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Крест (Распятие) — изображение Распятия Христова.Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным символом христианской религии, оно обязательно присутствует в христианских храмах, а также у верующих в качестве нательной символики. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором, был распят Сын Божий.

Ихтис — рыба —монограмма имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) то есть выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

Агнец - Его изображения встречается на литургических сосудах.Образ агнца в раннем христианстве широко использовался как символ крестной жертвы Иисуса, который был удобен тем, что был непонятен не христианам. С распространением христианства использование данного образа было запрещено Шестым Вселенским собором.

Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом.


28. Католицизм

Католицизм или католичество (лат. «всеобщий) впервые по отношению к церкви термин применён около 110 года в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском Символе веры (Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, и в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшёл на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придёт судить живых и мертвых) — крупнейшая по численности ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Доктрина

Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов.

Особенности вероучения

В Католической церкви существует семь таинств:

· крещение,

· брак

· миропомазание (конфирмация)

· евхаристия

· исповедь

· елеосвящение

· священство.

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

· догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);

· догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;

· учение о чистилище;

· учение об индульгенциях;

· широкое почитание Девы Марии;

· почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу и почитанием святых

· утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;

· централизованность церковной организации

· безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого excathedra (см. Догмат о папской безошибочности);

· нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

 

Отлучение от Церкви

В католицизме действует «автоматическое» отлучение от Церкви за следующее:

· публичное отречение от веры;

· пропаганда взглядов, несовместимых с учением Католической церкви;

· профанация Святого Причастия.

Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся. Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик; при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы-священники. Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью. Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права.


29. Православие.

Правосла́вие «правильное учение»— направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима.

Православие исповедует Никео-Цареградский символ веры

· Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

· И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;

· для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,

· распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,

· воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),

· восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,

· и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.

· И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.

· И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.

· Исповедую единое крещение во оставление грехов.

· Ожидаю воскресения мёртвых

· и жизнь будущую. Аминь

Троеперстие в православии означает Отца, Сына и святого Духа. Два других пальца-божественное и человеческое начало Христа. В католицизме наоборот

Догматы православия

· Догмат о Пресвятой Троице.

· Догмат о грехопадении.

· Догмат об Искуплении человечества от греха.

· Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа.

· Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

· Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа.

· Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде.

· Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства.

· Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни.

· Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне.

· Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе.

Раскол христианской церкви в 1054 году, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую и Православную.

Основные расхождения в догматике

В православии существуют две точки зрения на католиков. Первая считает католиков еретиками, исказившими Символ Веры.Вторая — схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, однозначно считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками.

· Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына.

· Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

· В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном вознесении.

· В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о чистилище, а также учение о сверхдолжных заслугах святых.

Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный[15]), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.

Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого раскола как свою историю. Православие начало оформляться в II—III веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам.

Православная церковь

Источник внутреннего права православной церкви, наряду со Священным писанием, — Священное предание, которое включает в себя каноны — свод правил апостолов и Вселенских соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церкви, жития святых, а также обычаи церкви.

Монофизитство.

Монофизи́тство —христологическая доктрина постулирующая наличие только одной Божественной природы в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество.

Монофизитство возникло как учение крайнего радикального крыла последователей святого Кирилла Александрийского, на Третьем Вселенском Соборе осудившего ересь, согласно которой, во Христе признавались две самостоятельные Ипостаси Бога и Человека. Борясь против двусубъектной христологии Нестория. Монофизиты исказили учение святого Кирилла и считали, что одна природа указывает только на Его Божество.

Основателем монофизитства признается архимандрит Евтихий — игумен одного из константинопольских монастырей, отчего монофизитство называется также и Евтихианством.

Суть своей: «Я исповедую, что Господь наш состоял из двух природ до соединения, а после соединения исповедую одну природу». Смысл такого исповедания Евтихия состоял в том, что Христос, будучи единосущным Отцу по Божеству, не признавался единосущным по человечеству людям. Евтихию приписывается мысль, что человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в природе Божества как капля меда в океане и потеряла свое бытие.

Монофизитство Евтихия не было распространённым в церкви учением, но было частным мнением малограмотного старца, однобоко мыслящего об учении святого Кирилла. Осужденный в своем патриархате, Евтихий не признал за собой ереси

Существуют две главные доктрины, которые считаются строго монофизитскими:

· Евтихианство, считающее, что человеческая и божественная природа Христа слились в одну новую (mono) единую натуру: Его человеческая натура «растворилась как капля мёда в море».

· Аполлинаризм, считающий, что у Христа было человеческое тело и человеческое «жизненное начало», но что Божественный Логос занял место «мыслящего начала», аналогично, но не идентично тому, что могло бы быть названо «умом» на сегодняшний день.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!