Направления и школы буддизма.



Буддизм никогда не был единой религией, делился на различные течения и направления. Появилось около двух десятков школ, представлявших две большие группы: Хинаяне и Махаяне.


Хинаяна (малая колесница). считает наиболее действенным способом спасения уход в монашескую общину. Преодолеть авидью т.е.постичь буддийское знание как раз и означало принять жестко фиксированный стандарт в качестве основы повседневного существования. Это касалось монахов, сознательно стремившихся в нирване. В раннем варианте буддизма именно они соствляи Хинаяну. Это основный контингент сторонников Гаутамы. Жизнь там регулируется запретами, правилами и предписаниями, число которых превышает двести. велика была роль учителей и мала роль обрядности, менее значим и сложен пантеон.

Центральное место занимает буддистский канон - “Трипитака” (санскр., что означает “Три корзины”) - это сборник буддиской религиозной канонической литературы, считающийся откровениями самого Будды в изложении его учеников. Правила жизни монахов регулировались текстами Винаяпитаки, важной частью Трипитаки.


Махаяна (большая колесница) более похожа на обычную религию: она делает понятие нирваны доступным не узкому кругу монахов, а обыденному религиозному сознанию. Большую роль в махаяне играют божества, им можно молиться, прося помощи и заступничества.

Конечно, буддизм Махаяны возник не на пустом месте. Некоторые специалисты полагают даже, что первые махаянистские сутры ненамного уступают по своей древности хинаянистским, так что их можно считать почти одновременными. Однако дело вовсе не в том, сколь древними были те сутры, которые затем вошли в состав махаянистского канона. Важнее отметить то новое, что вошло в Махаяну именно тогда, когда это направление буддизма окончательно оформилось как самостоятельное учение. Новое же было направлено в сторону сближения учения с миром, большего приобщения к нему поддерживавших религию мирян, наконец, превращения его в близкую и понятную людям религию. Именно религию, а не учение достижений освобождения и спасения для немногих ревностных подвижников.

Бодисатва - это, в конечном счете, все тот же ревностный и стремящийся к нирване буддийский монах.

Другим принципиально важным нововведением Махаяны была разработанная концепция о рае и аде. Что касается ада, то представления о преисподней были достаточно хорошо известны из ближневосточной мифологии. Райское блаженство, равно как и муки ада, предназначались в рамках Махаяны для всех кармических существ, включая и богов, а пребывание в аду считалось временным и было лишь передышкой перед очередным кармическим перерождением.

И, наконец, третьим существенным нововведением Махаяны стал культ буддийского мессии.

Космология и мифология буддизма наиболее полно и ярко представлены именно в Махаяне с ее тысячами будд и бодисатв, дополнивших собой немногочисленный сонм будд и архатов Хинаяны.

Особо тщательно разработана в космологии Махаяны высшая сфера, которая делится на небеса-ярусы и где обитают как подверженные кармическому закону боги, так и освобожденные от него бодисатвы.

Все миры в целом не вечны - они существуют лишь на протяжении махакальпы, которая делится на четыре кальпы (каждая длится миллионы лет). Махакальпы и кальпы сменяют друг друга, миры гибнут и появляются вновь. Не каждая кальпа отмечена появлением будд - бывают и такие, когда будды не рождаются вовсе; это пустые кальпы. Нынешняя кальпа буддоносная и считается очень удачной: на протяжении ее существования в мире должно появиться 1000 (точнее, 1008) будд, примерно по одному на каждые 5 тыс. лет.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!