Эго и бессознательное



Наше «Я» - это всего лишь тонкая пленка сознания на поверхности глубокого океана таинственных процессов, происходящих внутри, где упрятан слой психических феноменов, формирующих сознательное обрамление «Я».

Психика человека далека от того, чтобы быть единством, она – клокочущая смесь идущих наперекор друг другу импульсов, торможений и аффектов.

Так называемое единство сознания является иллюзорным.
Нам бы хотелось думать, что мы являемся чем-то одним. Но это совершенно не так.
На самом деле мы не хозяева в собственном доме.
Мы хотим верить в собственную волю, в свою энергию, в то, что можем что-то сделать, но когда доходит до дела, выясняется, что способны на это лишь в некоторой мере.

Происходящее в бессознательном зачастую не только сопровождает процесс сознания, но постоянно даже направляет, поддерживает и приостанавливает его.
Наши предчувствия и ощущения происходят из «неизвестных» источников – из бессознательного.
Страхи, причуды, намерения, надежды охватывают нас без видимой причинности. Наши сознательные намерения постоянно нарушаются и перечеркиваются бессознательными вливаниями, которые нам кажутся инородными.

-Сознание ведет свой род из бессознательной психики, которая старше сознания и которая функционирует либо вместе с сознанием, либо вопреки ему. Нередко бессознательные мотивы берут верх над сознательными решениями и именно тогда, когда речь заходит о самых главных жизненных вопросах.

Мы можем предположить, что значение бессознательного примерно эквивалентно значению сознания.

Бессознательное искажает картину восприятия мира только тогда, когда сознательные установки настолько односторонни, что плохо согласуются с сущностью индивидуальности как некой цельности. Нарушения покоятся на несогласованности осознаваемого и неосознаваемого.

Почему так происходит?

Бессознательное является чем-то вроде децентрализованной суммы психических процессов. Оно обладает способностью быть автономным.
Тенденция к автономии выдает себя прежде всего в состояниях аффекта.
В состояниях аффекта делается или говорится нечто, превосходящее обыденную меру. И нужно для этого совсем немного: любви и ненависти, радости и печали, чтобы наступила подмена «Я» бессознательным.


Поэтому всегда необходимо считаться с наличностью еще неоткрытого нами в нас самих на данный момент.

 

Бессознательное имеет лик Януса: с одной стороны, его содержания указывают назад, в предсознательный инстинктивный мир, с другой стороны, в нем сокрыто потенциальное будущее.

Сама по себе психическая энергия не есть ни добро, ни зло, она ни полезна, ни вредна, но индифферентна, так как все зависит от формы, в которую входит энергия.

Юнг: «Человеческая природа представляет собой поле жестокой и бесконечной борьбы между принципом «Я» («Эго») и принципом инстинкта (бессознательного).
«Я» - всегда граница, бессознательное – безгранично, и оба принципа обладают одинаковой властью.

Сознание и бессознательное не составят цельности, если одно будет подавлять или причинять вред другому. Если же они должны друг друга одолевать, то пусть это будет честная борьба, в которой обе стороны имеют равные права, потому что обе они – аспекты жизни.

Сознание должно защищать свой разум и свои возможности самоограждения, но и хаотичная жизнь бессознательного также должна иметь возможность следовать своему собственному характеру в той мере, в какой мы можем его выносить, не нанося вред своему «Я». Это означает открытую борьбу и открытое сотрудничество. Так, вероятно, должна выглядеть человеческая жизнь. Это старая-престарая игра молота и наковальни. Страдающее железо, оказавшееся между ними, закаляется и выковывается в нерушимую цельность, а именно - в индивидуальность».

ТЕНЬ.

1. Только бессознательные и некритичные люди могут воображать себе, будто они способны постоянно пребывать в моральном благолепии. Большинство лишено самокритичности, поэтому самообман делается чуть ли не правилом. Более развитое сознание выносит сокровенные моральные конфликты на дневной свет.

2. Под Тенью я понимаю «негативную» часть личности, а именно сумму спрятанных от других и от себя невыгодных качеств, неудовлетворительно развитых функций и содержаний Личного бессознательного.

Зачастую весьма трагическое зрелище представляет собой человек, явно запутывающий и собственную жизнь и жизни других, и при этом остающийся совершенно неспособным увидеть, до какой степени вся трагедия исходит от него же самого, и как он сам поддерживает ее и дает ей пищу. Не сознательно, конечно, - ибо сознание его поглощено жалобами и проклятиями в адрес вероломного мира, отодвигающегося все дальше и дальше. Скорее можно утверждать, что бессознательный фактор прядет нить иллюзий, заслоняющих собою мир. В конце концов формируется кокон, полностью опутывающий человека.

3. Человек должен осознать свою Тень.

-Осознание Тени предполагает честное признание реального присутствия темных аспектов личности в каждом человеке и в себе самом, в том числе.
Чаще всего человек и не задается подобным вопросом.

Как может человек знать, что ему требуется освобождение, если ему кажется, будто ему не от чего освобождаться. Он видит свою Тень, нижние уровни своего бытия, но отворачивает от них взгляд, бежит от них, не вступает с ними в сражение.

. Ни один человек не в состоянии осознать свою Тень, не приложив серьезных усилий морального характера.
Акт подобного признания - существеннейшее условие самопознания любого рода, и, как правило, для совершения его нужно преодолеть немалое сопротивление.

- Самопознание обычно путают со знанием своего «Я» («Эго»).

Однако сознанию «Я» ведомы только его же содержания, но никак не бессознательное. Человек путает познание самого себя с тем, что в среднем известно о нем в его социальном окружении.
Действительное его психическое состояние остается по большей части сокрытым.
Кто заглянул за свои собственные «кулисы», тот должен признать, что самое трудное и часто невозможное дело – принять себя таким, каков ты есть, даже если ты очень жалок. Уже сама мысль, что это предстоит сделать, способна бросить в холодный пот, и потому человек предпочитает ничего не знать о себе, но при этом проявляет деловую озабоченность о других с их трудностями и грехами. Несметное количество людей способны делать это безнаказанно, но не все. Есть такие, которые впадают в невроз. Невроз – это внутренний раскол, раздвоение человека в отношениях с самим собой. Все, что усиливает такое раздвоение, усугубляет его болезнь. Все, что смягчает остроту раскола, возвращает ему здоровье.

4. Тот, кто воспринимает одновременно свою тень и свой свет, видит себя с двух сторон, а тем самым занимает середину.

Если человек исполняет требования самоиспытания Тенью, то он сможет сделать немало открытий по собственному поводу. Он получает одно психологическое преимущество: он сам делается достойным собственного внимания и интереса.

Тень, которая кажется причиной неполноценности человеческой психики, содержит далеко не только негативное. Путем познания собственной Тени человек натыкается на инстинкты с их образным миром, высвечивает те дремлющие в душе силы, которые редко себя обнаруживают, пока не нарушился порядок. Эти силы содержат в себе возможность большой динамики.
Все зависит от подготовленности и установок сознания: пойдет ли прорыв таких сил и связанных с ним образов к духовному росту или обернется катастрофой.

Осознавать и учиться жить вместе с Тенью – это судьба человека.

-Постижение Тени - это проба мужества на внутреннем пути, проба, способная отпугнуть многих. Этого избегают и проецируют собственную Тень на окружение.

Если человек способен пережить знание собственной Тени, то решена лишь малая часть задачи: раскрыто Личное бессознательное. Однако Тень – это живая часть личности, и поэтому она хочет в какой-либо форме сожительствовать. Ее нельзя уничтожить, упразднить.

Античное сакральное изречение гласит: «Освободись от того, что имеешь, и ты будешь принят.»
Вытесненное и непризнанное вновь возвращается назад. Это уже достижение - ведь теперь неполноценное принадлежит мне.
Разве я могу существовать, не отбрасывая Тени?
Живому облику нужны глубокие тени, чтобы выглядеть пластично.
Без Тени человек останется двумерной картинкой.
Темное также принадлежит моей целостности, и в тот момент, когда я осознаю свою Тень как часть себя самого, я снова приобретаю воспоминание о том, что я человек, как и все другие.

- Вопрос не стоит, как избавиться от собственной Тени.
Надо задать вопрос: «Как человеку жить со своей Тенью?»
Признание наличия Тени дает повод для смирения и даже ужаса перед бездонной пропастью человеческой сущности.
Знающий о своей Тени теряет невинность души, но благодаря выставлению истины во всей ее наготе, «Я» выходит из состояния двойственности и разобщенности с собой и с миром.

Если люди будут воспитаны так, чтобы отчетливо видеть теневую сторону своей природы, то можно надеяться, они на этом пути научатся также лучше понимать и любить своих ближних.

- Бессознательное должно участвовать в жизни индивида, идти навстречу сознанию.

Для этого можно прибегнуть к вполне реальной технике.
Любой человек обладает способностью разговаривать с самим собой.

Искусство состоит в том, чтобы дать невидимому визави проявить себя, на миг предоставить в его распоряжение речевой механизм, не ощущая при этом отвращения, которое может возникнуть.

Чтобы дать «другой стороне» возможность проявить психическую активность, необходимы величайшие объективность и непредубежденность.

Красноречивее всего эта «другая сторона» высказывается в наших аффектах. Нужно упражняться в искусстве говорить самому себе из аффекта и в его рамках. Пока аффект говорит, от критики надо воздерживаться. Но как только он излил свои жалобы, его следует от души покритиковать - так, словно этим визави является настоящий близкий человек. И пусть дело на этом не остановится, а взаимный обмен репликами будет продолжаться, пока дискуссия не закончится к обоюдному «удовольствию» сторон.
Удовлетворителен результат или нет – об этом судить только субъективной интуиции. Мучительная честность по отношению к самому себе является необходимым условием этой техники. Человек взрослый, слишком многие иллюзии которого рассыпались в прах, вынужден решиться на то, чтобы внутренне унизиться.

То, что доносит до нас голос глубин, есть, как правило, нечто недоброе, даже злое. Так и должно быть - прежде всего, потому, что обыкновенно человек в отношении своих добродетелей не так бессознателен, как в отношении своих пороков.
Внутренний голос доносит до сознания то, чем страдает целое.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!