В этом причина того, что люди понимают друг друга, и в этом же причина их непонимания, разногласия.



Когда мы сталкиваемся с тем, что данный человек (или нация, культура) наполняет архетип каким-то содержанием, надо пытаться определить, понять «те формы, в которых выразился архетип в конкретном случае психического переживания».

3. Сколько архетипов?

Юнг: «Архетипов столько, сколько есть оттенков психического переживания и сколько есть типичных жизненных ситуаций».

«Почти безнадежно вырвать один единственный архетип из смысловой ткани души, но именно из-за своей переплетенности они образуют интуитивно схватываемое единство».

Юнг описывает архетипы:
-матери
-отца
-ребенка
-мудрого старца
-тени
-анимы
-анимуса
-самости

2.

Где встречаются архетипические образы?

1.Понятие архетипа является итогом многократных наблюдений и анализа мифов, сказок, мировой литературы, где всегда и всюду встречаются одни и те же мотивы.

Эти же мотивы мы обнаруживаем в фантазиях, сновидениях, навязчивых идеях наших современников.

Это всегда типичные образы.

Когда мы находим архетипы в мифах и сказках, мы видим смысловую связь, упорядоченную и, как правило, непосредственно понятую.
Если же мы встречаемся с ними в сновидениях или фантазиях, то они представляют собой вереницу образов, непонятных, иррациональных, однако, не лишенных смысла, пусть и скрытого от нашего сознания.
Архетипический образ описывает, КАК душа переживает эти психические факты.

2. Почему появились мифы?

Мифы возникли в доисторические времена.
Примитивное состояние духа отличается от цивилизованного главным образом тем, что сознание интенсивности развито гораздо меньше.
Еще не дифференцированы такие функции, как мышление, воля и др..
В случае мышления примитива это проявляется в том, что не нечто мыслится сознательно, а мысли являются.
Примитив не мыслит, а «нечто мыслится в нем».

Такая спонтанность мыслительного акта связана причинно не с его сознанием, а с его бессознательным.
Бессознательное посредством своих архетипов вторгается в его сознание. Сознание находится под угрозой могущественного и превосходящего по силам бессознательного, отсюда – боязнь его магических влияний.

Из его бессознательного говорит не тот мир, о котором мы что-то знаем, а неизвестный мир психики, который отражает реальный мир лишь отчасти, а в другой своей части формирует его соответственно своим психическим предпосылкам.

Созданные мифы – это и есть архетипический образ, который описывает, как душа переживает эти психические факты.

Примитивно устроенный дух не выдумывает никаких мифов, а переживает их.
Изначально мифы суть отражения предсознательной души, невольные высказывания о бессознательном событии.

Такое предсознательное состояние мы можем наблюдать в раннем детстве. Например, сновидения детства нередко обнаруживают в высшей степени примечательные архетипические содержания.

3. А в современном человеке?

-Архетип – душевный орган, который имеется у каждого.

У человека архетипы проявляются как непроизвольные манифестации бессознательных процессов, смысл которых может быть раскрыт только косвенно.

Это всегда типичные образы и взаимосвязи, берущие свою основу в архетипических представлениях, которые мы встречаем у человечества в любую эпоху. Архетипические представления всегда одни и те же, но каждая эпоха наполняет их содержанием, присущим именно этому времени.
Какие же это представления?
Образ врага;
образ земли обетованной, где все счастливы;
образы рая и ада (потустороннего мира);
образ совершенной личности, превосходящей возможности человека (бога); образ Героя; образ Матери; образ Отца; образ Ребенка; образ Родины; образы добра и зла;
образ Женщины; образ Мужчины;
образ Души и мн.др.

4. Архетипы были и остаются душевной жизненной мощью, которая желает, чтобы к ней относились всерьез. Они всегда были носителями защиты и исцеления.

Архетип – витально необходимый элемент всего душевного хозяйства.

Архетип вносит упорядочивающий смысл во внутренние чувственные восприятия, он прикрепляет энергии к определенному смыслу и направляет деятельность на путь, соответствующий этому смыслу.

Архетипический образ не имеет значения действительного реального явления, однако для душевных переживаний он все же, при известных обстоятельствах, может иметь гораздо большее значение, т. е. ему может быть присуща огромная психологическая ценность, которая перевешивает значение внешней действительности.
В таком случае индивид ориентируется не на приспособление к действительности, а на приспособление к внутреннему требованию.

 

5. Чем они отчетливее, тем заметнее становится одна их черта – наделенность особой эмоциональной окрашенностью, специфическая динамика в рамках душевной жизни. Они впечатляют, воздействуют, очаровывают.

Встает вопрос – как сознанию выстраивать отношения с архетипами?
И можно ли их выстраивать? И для чего это нужно?
И что это означает – выстроить отношения с архетипом или (что одно и то же) – со своим бессознательным?

Плохое объяснение означает плохую установку по отношению к этому органу.

Всякая новая достигнутая ступень культурной дифференциации сознания сталкивается с задачей отыскать новое толкование, причем соответствующее не только времени, но и индивидуальному сознанию. Другими словами, каждый человек должен наполнить архетип глубоко личным смыслом, рассмотреть разные его стороны – и позитивные, и негативные.

Архетипы нельзя упразднить.
Упразднение архетипов не обозначает, что они перестают действовать, а означает, что бессознательное содержание завладевает процессом сознания и тем самым или тормозит, или фальсифицирует, или разрушает и оказывает влияние на наше мировоззрение.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!