Янь Синь из Сычуани, начало пути 11 страница



Как показали исследования, ему уже более 2000 лет. Чжуан-цзы писал о нем за 300 лет до нашей эры. В древнейшем Китае в медицинской книге «Трактат Желтого императора о внутреннем», в главе «О небесной истине верхней древности» о цигуне рассказано особенно подробно: что истинная энергия исходит из пустоты и отсутствия, чистый дух хранят внутри, тогда болезнь усмирится. «Дышат чистым воздухом, стоят одиноко, сохраняя дух» и т. д. О цигуне также сказано в книгах «Дао дэ цзин» Лао-цзы, «Основное из золотого ящика» Чжан Чжунцзина, знаменитого врача, «Танцы пяти животных» Хуа То (тоже знаменитый медик), «Баопу-цзы» Гэ Хуна, знаменитого даоса, и очень многих других древних медиков, философов, поэтов (конечно, можно родиться философом или поэтом, но почему-то в Китае многие из них занимались, в основном, внутренней работой для развития своих способностей).

(Подробно история цигуна описана в книге «Цигун: история, теория, практика».)

Из обзора книг видно, что цигун – особый вид оздоровления и лечения, известный с древности. Возник он и распространился задолго до появления даосизма, вместе с рождением медицины (т. е. всегда), и постепенно подвергался влиянию различных доктрин и религий.


Какие методы использует цигун?


Их много. С точки зрения назначения можно разбить на три вида. 1) Лечебный цигун, служит для лечение хронических заболеваний. Когда говорят о цигуне, то подразумевают именно этот. 2) Оздоровительный цигун, служит для сохранения и укрепления обычного здоровья и профилактики заболеваний. 3) Цигун для ушу – одна из базовых работ в воинских искусствах, служит для укрепления мышц и костей, удлинения дыхания и его силы, для чего тренируют энергию (дыхание) и занимаются стоянием столбом.

С точки зрения методов цигун можно разбить на две группы. 1) Работа по расслаблению и успокоению (сунцзингун). Здесь тренировку энергии сочетают с тренировкой мысли, в уме произносят «сун, цзин» (расслабляюсь, успокаиваюсь). Постепенно, используя сознание, расслабляют тело и душу (психику). Это полезно для предупреждения и лечения гипертонии, болезней сердца, ревматизма, склероза сосудов мозга. 2) Работа внутреннего взращивания (нэйянгун). Занимаются вхождением в покой (жуцзин) в сочетании с абдоминальным дыханием или с задержками дыхания. Это дает эффект при язвах в пищеварительной системе, опущении желудка. 3) Укрепляющая работа. Здесь главное – регулировка сердца (психики). Делают упор на вхождение в покой, сочетают с обратным дыханием. Полезно при многих хронических заболеваниях (поскольку «все болезни от нервов») и при невралгии. 4) Работа по успокоению (цзингун). Включает регулирование тела и души, вхождение в покой. Предупреждает неврастению. 5) Методы вращения энергии. Главным образом вращают по каналам управления-действия (думай, жэньмай). Помогает при неврастении, поллюциях, раннем вытекании. 6) Новая цигун-терапия. Работают с сознанием, дыханием, движениями, издают звуки, используют также в комплексе ведение-привлечение. Сообщается, что помогает при онкологии. 7) Стояние столбом «три круга». При этом тренируется, главным образом, тело. При сочетании с дыханием и вхождением в покой укрепляет тонус тела и предупреждает заболевания. 8) Работа «стоять как медный колокол» тренирует тело, энергию и мысль. Предупреждает туберкулез и многие хронические заболевания. 9) Цигун «принимание великого предела» (тайцзи пэн цигун) отличается тем, что перед расслаблением-успокоением делают простые упражнения с предметами: палкой, шаром и пр., это помогает входить в покой тем, кто в покой входит с трудом. Помогает при многих хронических заболеваниях. 10) Динамическая работа. Базируясь на расслаблении-успокоении, тело выполняет спонтанные движения. 11) Работа с мыслью (игун). Мысль ведет энергию, атакуя зону очага болезни, это важный метод использования мысли. 12) Работа «выплевывание-набирание» (туна гун). На принципах расслабленного покоя и естественности отрабатывают глубокое дыхание, обычно в сочетании с движением конечностей. 13) Оздоровительный массаж. Самомассаж с использованием каналов и точек. Сочетают с тренировкой дыхания и мысли.

Перечисленные выше заболевания взяты из клинической практики, и список этот не полный. Что касается противопоказаний, то обычно дело касается психических заболеваний, большого истечения крови, жара, острых инфекционных болезней.


Какие виды цигуна используют за рубежом?


Нам известно про йогу – индийский цигун, где используются поза сидя, тренировки дыхания и очистка сердца (души). С китайским цигуном много общего и мало различий. Начинают с управления дыханием, путем сознательного ведения расслабляют тело, вводя его как бы в замороженное состояние, значительно снижая при этом расход кислорода. Поэтому в Индии некоторые люди после нескольких дней тренировки могут обходиться без питья и еды и даже длительное время не дышать.

У японцев есть метод тренировки тела и души, автор Эма, метод тихого сидения Окады, регулирование сердца (души), автор Фудзита, метод Эцуямы закалки тела и души. Есть еще методы психической подготовки спортсменов, базирующиеся, главным образом, на работе с расслаблением и успокоением, суггестией и деятельностью сознания. Цель – научить сосредотачивать душу и волю на состояниях перед, после и во время соревнований, повышать технические результаты, избавляться от мыслей, мешающих спортивным достижениям.

В настоящее время в мире есть множество стран, проводящих комплексные исследования ци, цигуна, каналов.


Каково действие цигуна и каков лечебный эффект?


Цигун оказывает терапевтическое воздействие главным образом благодаря благотворному регулирующему воздействию на нервы большого мозга и на систему кровеносных сосудов, оказывает выправляющее действие на аномальные реакции организма, массирует органы полости живота, может оказать саморегулирующее воздействие на физиологические механизмы и т. д. С точки зрения изменения электрических волн мозга занятия цигуном способствуют усилению функций головного мозга, главным образом потому, что во время тренировки происходит относительно полное расслабление и успокоение тела и души.

С точки зрения изменений в дыхании, поскольку дыхание становится глубоким, долгим, равномерным и тонким, это благотворно влияет на нервные системы мозга, управляющие выдохами и вдохами.

С точки зрения физиологического состояния метаболизма во время занятий цигуном можно меньше расходовать кислорода и энергии (нэнли), а потому уменьшается частота дыханий и количество вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в минуту. Такое физиологическое состоянии пониженного метаболизма способствует понижению расходов в теле пациента и новому накоплению сил, создавая основу для победы над болезнью.

С точки зрения саморегуляции, это хорошо сочетать с прибором, по которому пациент наблюдает за своим состоянием и волевым усилием изменяет физиологические функции, выраженные в цифрах, доводя до нормы. Длительно занимающиеся могут без всяких приборов управлять своими физиологическими функциями – например, давлением крови. Но с помощью прибора освоить это можно быстрее.

Рассматривая действие массажа, замечаем, что благодаря глубокому дыханию животом ритмически массируются внутренние органы живота, в то же время можно увеличить секрецию желудочного сока, размах движений диафрагмы возрастает в 3–4 раза, давление в полости живота меняется ритмически, способствуя перистальтике желудка и кишечника, уменьшая застои крови и т. д. В результате после цигуна возрастает аппетит, увеличивается вес исхудавшего больного, что создает условия для выздоровления.

Рассматривая с точки зрения деятельности сердечно-сосудистой системы – поскольку цигун стимулирует расслабление всего тела – увеличивается количество расширяющихся микрокапилляров, понижается частота сердечных сокращений, и давление крови может существенно снизиться.

В целом, цигун влияет на человека с многих сторон. Обобщая, влияние следующее. 1) Удаляется влияние негативного настроя, благодаря чему физиологические и биохимические процессы выходят на оптимальный уровень. 2) Позволяет смягчить готовность большого мозга к реакциям возбуждения во всем организме, создавая благоприятные условия для отдыха, регенерации и регулировки. Другими словами, ликвидируется негативное влияние «семи эмоций» на организм, понижается чувствительность к раздражителям вокруг нас, облегчается опасность от «шести желаний». 3) Путем мягкого регулирования понижается общий расход энергии и повышается иммунитет.

Согласно данным исследований в Пекине, Шанхае и за рубежом цигун оказывает явный эффект при лечении сердечно-сосудистой системы, систем пищеварения, дыхания, нервной системы.


Какие существуют позы в цигуне (при тренировке тела, лянь шэнь)?


Принятие правильной позы – первый шаг в цигуне. Естественно расслабленная поза создает решающие условия для правильного дыхания и расслабленного успокоения психики. Разные позы имеют различные физиологические особенности. И сами позы оказывают лечебное действие. Обычные позы следующие: ровное сидение (пинцзо, сидение с ровной спиной), сидение скрестив ноги (паньцзо), сидение, скрестив одно колено (даньпаньси), лежа навзничь, лежа на боку, стоя, хождение.


Как входить в покой (регулировать сердце)?


В покой входят, выправляя психическое состояние. Это базовая работа в цигуне, от нее зависит глубина вхождения в покой. Обычно для вхождения в покой (жуцзин) используют следующее.

1) Хранение мысли. Мысль с высокой степенью концентрации хранят в какой-то точке тела. Часто – в поле пилюли (даньтянь) или «море энергии» (цихай), на расстоянии 1,3 цуня ниже пупка.

(Поле пилюли – не точка, а зона. Место его нахождения определяется индивидуально. Примерно на ширину двух пальцев ниже пупка.)

Во время хранения мысли нужно удалить беспорядочные мысли, но нельзя слишком напрягаться: то ли сохраняешь – то ли нет, то ли здесь – то ли нет. Если процесс идет естественно, это хорошо.

2) Следование мысли. Мысль концентрируют на дыхании, думают только о подъемах и спусках при вдохах и выдохах. Но не нужно, чтобы мысль управляла, но стремятся, чтобы мысль и дыхание составляли одно.

3) Счет дыханий. Про себя считают количество дыханий. Когда уши слышат дыхание, глаза не видят, а сердце не ощущает, естественно входят в покой.

4) Чтение про себя. Читают простые фразы с тем, чтобы миллион мыслей заменить на одну, правильной мыслью заменить вредную, это помогает вхождению в покой. (Лучше читать молитву или мантру.)

5) Слушание мысли. Слушают вход и выход воздуха при дыхании. Хорошо, когда не услышат, тогда входят в покой.

Начинают тренировки с хранения мысли, постепенно переходят к другим методам.


Какие есть виды дыхания (о регулировке дыхания, дяоси,)?


Дыхание – важное звено в цигун-терапии. Чаще всего используются следующие виды.

1) Естественное дыхание. Так дышат все, без принуждения с помощью сознания. Такое дыхание мягкое и равномерное, но его недостаток – недостаточно глубокое и долгое (поверхностное дыхание ведет к застоям, не активизирует дыхание и организм в целом).

2) Прямое дыхание (шунь осу си). При вдохе диафрагма опускается, живот выпячивается. При выдохе – наоборот. Мышца живота движется вверх и вниз с большой амплитудой, количество движения вперед-назад велико, тренировкой вырабатывается дыхание животом (не очень понятно: мышца движется вверх-вниз или вперед-назад, это ведь зависит от позы).

3) Обратное дыхание (нихуси). Движения прямо противоположны прямому, однако амплитуда и мощность больше. (Всегда требуют естественности, однако обратное дыхание не естественное. В книгах пишут, что оно должно возникнуть спонтанно, без насилия. Есть и другие вопросы, требующие обсуждения.)

4) Дыхание с задержками. Существует два его вида: задерживают дыхание в процессе вдоха или выдоха или между ними.

5) Вдох носом, выдох ртом. Используют в случае болезни дыхательных путей, зажатости внутренней полости, дыхательной непроходимости.

6) Прохождение каналов управления и действия (думай и жэньмай). На обратном дыхании, вдыхая носом, мысленно ведут энергию, представляя, что энергия (дыхание) доходит до пупочного поля пилюли, затем идет вниз до точки «встреча инь» (в пахе). На выдохе мысль ведет энергию и представляют, что энергия от «встречи инь» поднимается по позвоночнику в точку «сто встреч» на макушке. (Есть и другой, более распространенный вариант.) Поскольку выдыхают носом, еще называют методом дыхания по малому циклу неба (сяо чжоутянь хуси фа; странноватая фраза!).

7) Скрытое дыхание (тихуси). После занятий прямым или обратным дыханием естественно возникает состояние, когда вдох мягкий-мягкий, выдох тонкий-тонкий, дыхания равномерные, и если рукой испытать, то нет четких ощущений вдохов и выдохов.

8) Истинное дыхание (чжэнь си).

Древние говорили:

«Пусть всякое дыхание остановится и само заработает истинное дыхание». «Остановка дыхания» не насильственная, а на пределе успокоения психики естественная. Тогда при внешнем наблюдении кажется, что дыхания нет совсем. На самом деле при пупочном дыхании в животе циркулируют колебательные движения. Метод еще называют зародышевым дыханием (тайси). Достигается он на довольно высоком уровне натренированности.

При болезнях сердечно-сосудистой системы и сосудов головного мозга профилактически могут помочь прямое или обратное дыхание. Задержки дыхания хороши для лечения пищеварительной системы. Носом вдыхать, а ртом выдыхать хорошо для дыхательной системы. Работа с малым циклом неба полезна для лиц с больной нервной системой. Однако следует учитывать индивидуальные особенности, чтобы не повредить пациенту. При излишней усталости дыхательных мышц может возникнуть онемение, приводящее к меланхолии, древние называли это впадением в наваждение, что опасно.


Какова связь цигуна с окружающей обстановкой?


В идеале заниматься цигуном лучше всего в спокойной обстановке. Древние, кроме этого, строго требовали, чтобы помещение было светлое, чтобы в комнате был аромат. Но некоторые специально занимались тем, чтобы «из шума извлекать покой»: какова бы ни была окружающая обстановка, я действую спокойно. Это дает хороший эффект. В нынешних условиях мы можем заниматься в тишине раннего утра или позднего вечера, или в полночь, или исходить из местных обстоятельств.


Какова связь занятий цигуном с обычным настроением?


Связь очень велика. Длительные занятия не только оздоравливают тело и душу, но позволяют «обжигать глину и выплавлять металл», т. е. закаливать характер, делая его более мягким. Но для достижения этого нужно проявлять решительность и заниматься старательно.

В «Трактате о внутреннем» («Нэй цзин») сказано: «Дух (цзиншэнь) храни внутри». Это говорит о том, что за 1–2 часа расслабленного успокоения не достигнешь. Нужно, занимаясь цигуном, работать и над сознанием, успокаивая его, развивая дух оптимизма. Только в таком сочетании, во взаимоподдержке этих двух сторон можно добиться мастерства.


На что нужно обращать внимание, занимаясь цигуном? Каковы общие требования?


Требования следующие.

1) Естественность в расслаблении и успокоении. Конечности, корпус и сознание от начала до конца должны быть естественно расслаблены и спокойны. Ни в коем случае нельзя излишне использовать сознание. Все неудачи в цигуне и нарушения в организме связаны с нарушением этого правила.

2) Мысль и энергия взаимоследуют.

(Китайское слово ци мы здесь переводим «энергия». Этот иероглиф еще означает «дыхание», но это странное дыхание: оно идет от носа или рта в зону ниже пупка, а не в легкие. Дыхание и энергия тесно связаны между собой: организм, по понятиям китайской медицины, получает энергию с дыханием и с пищей. В китайских текстах трудно различить, эта ци есть дыхание или жизненная энергия. Конкретно в данной фразе ци можно понимать и как «энергия», и как «дыхание», но «энергия» ближе по смыслу, исходя из выражения «мысль ведет энергию-ци, энергия-ци ведет кровь». Дыхание же не управляет кровью.)

Когда мысль (и) хранят в пупке (в поле пилюли), ни в коем случае нельзя принуждать себя использовать мысль, ибо это приведет к напряжению психики, и хорошее расслабление не получится. Правильное хранение в поле пилюли следующее: знаешь, но не хранишь, будто хранишь – и не хранишь, будто спишь – и не спишь, полностью опираешься на естественность, нисколько не напрягаешься. Только длительной тренировкой можно достичь такое. Дыхание также должно быть глубоким, равномерным, тонким и долгим. Другими словами, «вдыхают мягко-мягко, выдыхают слабо-слабо». Чтобы в результате мысль и дыхание слились.

3) Сочетают тренировки (лянь) и взращивание (ян). Методов дыхания много. Занимаются естественным дыханием, затем 10–20 минут специальным, после чего возвращаются на отдых к естественному дыханию, далее опять тренируют дыхание.

4) Сочетают динамику со статикой. В некоторых цигунах есть такое сочетание, например, в цигуне великого предела с палкой (тайцзи бан цигун). Другие требуют лишь расслабления. В таком случае по завершении следует выполнить 1–2 активного действия: поделать массаж, медленно пробежаться, поударять кулаками. В древности монахи занимались лишь спокойным сидением и теряли при этом силу. Для разрешения этой проблемы создали комплекс под названием «Трактат о преобразовании мышц и связок» («И цзинь цзин»).

5) Продвигаются постепенно, ожидая, пока предыдущее сгармонизируется. Если не заниматься долго, ничего не добьешься. Легко ничего не дается.

6) Подход зависит от человека и его болезни. Так что сначала надо выяснить их особенности. Если упражнение неприятно, действует негативно, его заменяют. И наоборот.

7) Жизнь ритмична. Тао Хунцзин, медик государства Лян, в «Записках о взращивании природы и продлении жизни» писал, что с древности те, кто взращивает жизнь (шэн), ценили семя (цзин). А при длительных занятиях цигуном тело укрепляется, семени также становится больше. Если не управлять половой жизнью, особенно больным и ослабленным, то легко потерять здоровье. Теория китайской медицины это особо подчеркивает.


Если человеку не легко входить в покой, каким цигуном ему лучше заниматься?


Таких людей много и среди занимающихся, и среди не занимающихся. Очень трудно избавиться от беспорядочного мышления. По нашему опыту, можно использовать следующие методы.

1) Упомянутый выше цигун великого предела с палкой. Берут в руки палку и делают простые движения. Сменяющиеся беспорядочные мысли помогают войти в покой. Очень эффектный метод.

2) Стояние столбом. При стоянии беспорядочных мыслей мало, но нужно не потратить слишком много силы, иначе возникнут искажения.

3) Ходьба в сочетании с дыханием. Ходят медленно, шаг – выдох, шаг вдох, глаза прикрыты.

4) Динамическая работа «великий предел». Глаза прикрыты, мысль хранят в поле пилюли, всё тело расслабляют, конечности совершают произвольные движения.

5) Махи руками. Правильное махание помогает вхождению в покой не хуже чем при других видах цигуна. Только надо подобрать движения для данного человека. И нельзя переусердствовать – возникнут искажения.

6) Тайцзи-цюань, трактат о преобразовании мышц, танцы пяти животных, восемь кусков парчи. Эти гимнастики, строго говоря, относятся к сочетающим динамику и статику. Т. е. нужно не только изучать движения, но также надо расслаблять и успокаивать все тело, хранить мысль в поле пилюли. Нынче многие обращают внимание лишь на первое, это неверно.

Малый цикл неба

О методе работы «движение по малому циклу неба» (сяо чжоутянь синдун) рассказывает Цао Хунчжун.

Этот оздоровительный метод тренировки полностью управляется сознанием. Его легко освоить, побочных явлений мало, оздоровительный эффект и продление лет значительны.

(Относительно побочных явлений. Нам известен смертельный случай, когда человек из Самарканда занимался самостоятельно по книжке и не понял, где должен заканчиваться цикл, поскольку в тексте было одно, а на рисунке другое. Он заканчивал в пахе и получил рак прямой кишки. Заканчивать можно только в нижнем поле пилюли под пупком! Работа с энергией, тем более, если не с кем проконсультироваться, всегда опасна.)

Основные требования следующие.

1) Естественные расслабление и успокоение. Цигун в Китае возник в даосизме, патриарх которого Лао-цзы писал: «Методы Пути (Дао) естественны», и эта естественность пронизывает цигун от начала до конца, а расслабление и успокоение – первейшая задача на естественном пути. С начала движения нужно обращать внимание на расслабление мышц всего тела, а также удалять беспорядочные мысли, добиваясь, чтобы «тело и душа были спокойны и стабильны». Для этого стабильно усевшись или устойчиво улегшись, в ритм с дыханием многократно повторяют: сун (расслабление) на выдохе и цзин (успокоение; цзин произносится как дин) на вдохе. Так тело и душа (т. е. психическое состояние) приходят к «чистому покою и недеянию». В книге Дамо (Бодхидхармы) «Трактат о преобразовании мышц» («И цзинь цзин»), в главе «Об укреплении внутреннего» сказано: «Безделье и покой – и твое тело не устает, успокоишь мысли – и нет делания». Естественные расслабление и успокоение – основное требование и в других видах цигуна.

2) Хранить мысли, не отрываясь от поля пилюли. В книге времен династии Мин, специально посвященной взращиванию жизненности (яншэн), «Важные указания о следовании жизни» («Цзунь шэн яо чжи») смысл хранения мысли (цунь сян) объясняется так: «Молча проникаются, дух освобождается». На практике представляют, что находятся в состоянии сознания, близком к самогипнозу. Однако в цигуне хранение мысли подвижно, не только хранят в поле пилюли (в данном методе считается, что поле пилюли находится ниже пупка в точке «море энергии», цихай), но тесно с ним связано. Так, когда глотают слюну, говорят: «Мысль, помогая, сопровождает слюну в поле пилюли под пупком» (в воображении, конечно). Или когда регулируют дыхание и возникает поток энергии, говорят: «Из канала действия (жэньмай) он проходит разными путями, достигает „хвостовых ворот“ (вэйлюй) и мыслью ведут… в поле пилюли». Всё это соответствует требованию «хранения мысли».

3) Защипнуть низ, закрыть вдох и овладеть временем огня. При достижении определенного уровня натренированности возникает самоощущение прохождения энергии по каналам управления-действия (думай, жэньмай). Это ощущение нужно понять заранее: тогда легче будет продвигаться дальше. Как «защипнуть низ», будет сказано ниже. Это поможет возникновению самоощущения, но это не значит, что этого следует добиваться.

О маршруте циркуляции энергии. Чтобы легче освоить и контролировать результат, используем точки для иглоукалывания как ориентир, фактически же поток энергии образует пучок и полосу, имеющую ширину и глубину. Маршрут следующий: «цихай» (даньтянь) – «долгая прочность» (чанцян) или «хвостовые ворота» (вэйлюй) – «центр хребта» (цзичжун) или «сжимающие хребет» (цзяцзи) – «резиденция ветра» (фэнфу) или «яшмовая подушка» (юйчжэнь) – «сто встреч» (байхуэй) или куньлунь, или «дворец глиняного шарика» (нивань гун) – «двор духа» (шэньтин) или «зал печати» (интан), а дальше или прямо внизу «простой промежуток» (суляо), или разделяются на два маршрута: левая и правая «глазная жемчужина» (мучжу), левый и правый «сбор слез» (чэнци), что под глазами, – левая и правая щека, – здесь эти два маршрута сходятся: кончик языка (сорочий мост) – «небесный выступ» (тяньту) или «тяжелый дом» (чжунлоу) – «центр запаха пота» (таньчжун) или «пурпурный дворец» (цзянгун) – возврат в «море энергии».

Данная методика способствует взращиванию жизненности и оздоровлению, а также помогает при гипертонии, туберкулезе, язвах в пищеварительной системе, опущении желудка, хроническом гастрите, гепатите, опущении матки и при вызванных невропатией бессоннице, потерях семени, мужской слабости и пр. Пытаются ее использовать и при застарелых неизлечиваемых болезнях.

О позах. Часто используют «сидение монаха», его называют еще «сидеть округлив колени». Различают сидение, округлив оба колена, одно колено и свободный метод (мы бы назвали «лотос», «полулотос» и «по-турецки»). Позы очень устойчивы, но не всем доступны, особенно в возрасте. Некоторые считают, что эти позы вредят циркуляции энергии-крови и не соответствуют китайским традиционным способам сидения, поэтому не стоит настаивать на их применении. Сидение «в лотосе» принято у буддистов, а «в полулотосе» – у даосов, т. е. это чисто китайский метод. Одна согнутая нога находится внизу, центр подошвы направлен вверх. Другая помещается на ней сверху, бедро давит на стопу и щиколотку нижней ноги, подошва повернута к верху бедра нижней ноги, центр подошвы также направлен вверх. Во время занятий позиция ног может корректироваться. Эта позиция тоже достаточно устойчива, можно в ней сидеть долго, поэтому многие ее предпочитают. «Свободное округление колен» еще проще: нужно лишь скрестить голени и поместить их на противоположные бедра. Рекомендуется для начинающих и немолодых. Когда сидят твердо, можно усидеть надолго. Главное здесь – сохранять мысль. Можно просто сидеть на табурете, при этом ступни параллельны на ширине плеч.

В любой позе сохраняют устойчивость, чувствуют комфортность, корпус стоит ровно, поясница расслабленно свисает, грудь слегка вбирают, как в тайцзи-цюане, где есть подобное требование: вобрать грудь, растянуть спину. Руки висят свободно, соединившись «пастью тигра», что находится между большим и указательным пальцами. Центры ладоней направлены вверх. Кисти располагают перед низом живота и слегка касаются зоны под пупком.

Если у новичка ноги немеют, надо сменить позу или вообще закончить тренировку.

Поза лежа описана в книге знаменитого медика Сунь Сымяо «Тысяча золотых рецептов для экстренных случаев», в главе «Методы регулирования дыхания»: «Лежат навзничь. На кровати стелют толстое и мягкое (кровати были деревянные), высота подушки должна обеспечивать ровность тела, рукам комфортно, ноги вытянуты». Стопы можно немного развести, носки стоп естественно направлены вверх, руки скрещены «пастью тигра», центры ладоней направлены вниз, кисти слегка касаются зоны поля пилюли под пупком. Можно и опустить руки к ногам, на ширину кулака от них. Поза лежа особенно полезна для пожилых, ослабленных и после болезни. Другим тоже можно, например, во время путешествия, когда в комнате много людей и поза сидя будет вызывать удивление. Но лежа легко уснуть, во избежание можно позаниматься регулированием дыхания, можно потерять сознание, так что нужно быть бдительным.

1) Метод стабилизации тела и души и стучания зубами. Приняв позу, концентрируют внимание и изгоняют беспорядочные мысли. Глаза при этом легонько прикрывают, рот естественно закрыт, кончиком языка касаются верхнего нёба, пусть дыхание успокаивается. После этого специализируют сердце (душу) на одной мысли, для чего равномерно постукивают зубами 36 раз. Постукивание зубами, кроме того, представляет собой «физкультуру» для зубов, челюстей и жевательных мышц. Важность упражнения подчеркивается в «Баопу-цзы» (Обнимающий Простоту), в «Главе о внутреннем», так называют «метод Баопу-цзы для укрепления зубов». Когда часто болят зубы, болят от холода и тепла, достаточно поделать несколько дней, и болезнь проходит.

2) Метод «Красный дракон баламутит море» и проглатывание слюны. Постучав зубами, 36 раз повторяют данное упражнение. «Красный дракон» – язык, «баламутить море» – вращать языком во рту, сначала с внутренней стороны зубов, потом с внешней, по часовой стрелке и против, по 18 или 36 раз. Одновременно с вращением закрывают глаза и вращают глазные яблоки в соответствии с вращением языка. Если совмещать не удается, выполняют по отдельности. От вращения языка собирается много слюны. Ее глотают, сопровождая мысленно в поле пилюли, и следят за этим внутренним взором. Этот метод может значительно повысить функции пищеварения, а вращение глазами улучшает силу зрения. (Глотают обычно тремя глотками.)

3) Регулирование дыхания. Возвращаются к положению языка у верхнего нёба. Дышат носом. Выполняют счет дыханий, успокоив сердце. (Под «сердцем» можно понимать психическое состояние, но при успокоенном психическом состоянии и сердце бьется спокойно, они взаимосвязаны.) Дыхание не должно быть ни принужденным, ни заторможенным, но мягким-мягким. Пусть оно постепенно станет тонким, плавным, глубоким, долгим и равномерным, а также естественным. Стремятся «с каждым дыханием возвращаться к возвышению», т. е. со всей душой пронизывая дыханиями поле пилюли, добиваться определенной гарантии в количестве и качестве. При этом используют счет дыханий.

В древности считали, что для успокоения сердца нужно 360 циклов неба (чжоутянь). Выполнить это трудно: приплетаются беспорядочные мысли. Наиболее реально исходить из десятки. Так и считают молча: от 1 до 10, от 10 до 100. Выражение «в сердце нет беспорядочных мыслей» отнюдь не означает, что ни о чем не думают, как во сне, но при молчаливом счете дыханий обращают внимание на деятельность мысли в поле пилюли. Например, на вдохе из нижнего поля пилюли энергия поднимается в грудь, доходит до центра груди (здесь находится среднее поле пилюли), а на выдохе энергия плавно возвращается в нижнее поле пилюли.

С каждым днем тренировок энергии в поле пилюли становится больше, поле разогревается, здесь образуется комок энергии (цитуань), возникают вибрация и другие явления. Регулирование дыхания активно регулирует и центральную нервную систему, может коренным образом улучшить функции внутренних органов, так что имеет ключевое значение.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!