Этико-философские основы учения Эпикура. Проблема политического участия.
Эпикур вводит понятия удовольствия, свободы и атараксии. Удовольствие-здоровое тело и покой души.
Мудрец хочет быть свободным наперекор судьбе. «Пусты слова того философа, которыми не врачуются болезни души».
«Живи незаметно» - веление эпохи. Мудрец не должен принимать участия в политических делах, если к иному его не побудят обстоятельства. Мудрец уверен в пользе взаимного общения.
Учение о праве, государстве и законах
В основе учения - принцип договорных отношений между людьми. Эпикур выдвигает идею справедливости как договора, происходящего от природы.
Справедливость-договор о полезном, с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда. Критерий справедливости - общая польза.
Законы должны соответствовать естественному праву и должны соблюдаться только в той мере, в которой они соответствуют естественному праву. Нарушивший закон-утратит покой.
Государство должно соответствовать справедливости. Эпикур выдвигает идею договорного возникновения государства. Прежде всего, это договор о безопасности.
Государство для мудрецов. Законы должны обеспечивать мудрецам свободу. Свбода-независимость от судьбы и от законов природы.
Политико-правовое учение греческих стоиков
Зенон, Хрисипп
Мудрец утверждает свободу, сознательно подчиняясь велениям судьбы-Логоса. Логос-мировой разум, необходимость. Только мудрец может познать веления Логоса.
Разум мудреца-часть Логоса. Мудрец принимает участие в полисной жизни, но избегает препятствий.
Законы должны соответствовать Логосу, но стоики никогда не требовали этого. Наилучшая форма государства-смешанная или монархия.
Теория мирового государства-государства мудрецов.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!