Политико – правовое учение даосизма



Политико-правовые учения Древнего Востока

Брахманизм

В брахманизме мы можем увидеть истоки органической концепции. Она проявлялась в том, что весь мир уподоблялся организму индийского Бога – Пуруша. Также в брахманизме мы можем увидеть и истоки функциональной концепции. Она проявлялась в существовании в Индии определенного деления общества на четыре группы (варны): брахманы – управляют, кшатрии – защищают, вайшьи - обеспечивают, а шудры – кормят. Составной частью брахманизма является теория Дхармы – закон образа жизни. Это мировой закон, который должен выполнить каждый.

«Артхашастра»

«Артхашастра» - трактат Каутилья о том, как государь должен управлять государством с помощью Artha – пользы. По мнению Каутилья, государь должен управлять государством с выгодой для себя, своих министров. Он должен распространять идеи своего собственного божественного происхождения. Одним из основных разделов «Артхашастры» называется «Об утонченных методах политики». В нем рассказывается о том, как государь должен расправляться с неугодными ему чиновниками.

Государство, по мнению Каутилья, представляет собой домовладение, где есть хозяин, а все остальные являются слугами. На этих отношения и строится государство. В качестве источника права, Каутилья признает только указы царя – законы. Судьи – слуги царя.

Политико – правовое учение даосизма

Учение даосизма изложено в «Даодэцзине» Лаоцзы. Дао – источник всего сущего, закон мироздания, это само небо. Дэ – конкретизация Дао в реальной жизни. Задача каждого – «погрузиться» в Дао и понять веления Дао. Прежде всего, это должен сделать правитель государства. Правитель должен следовать принципу увэй – недеяния. Хороший правитель тот, о котором знают только то, что он существует.

Прогресс вреден. Необходим минимум законов, минимум норм, потому что все «погружены» в Дао. Дао можно интерпретировать как путь.

Учение Конфуция

В основе этико – правового учения Конфуция лежит принцип жень – гуманность. Конфуций формулирует «Золотое правило нравственности» - это путь к самому себе, к раскрытию человечности. Мерой добродетели является принцип ли – ритуал. Но ли – не только ритуал, это и обычаи, моральные представления. В целом, ли – правила обычая, обряда. Правитель должен следовать принципу ли, иначе произойдет перемена «небесного мандата».

Конфуций также выделяет принцип фа – писаный закон. В то же время, Конфуций считал, что необходимо не наказывать людей, а воспитывать.

Конфуций сторонник патриархальной теории возникновения государства. Правитель – отец. Он должен любить своих подданных. В центре учения Конфуция о государстве – образ гуманного правителя. Конфуций выделяет 2 принципа государственного управления: принцип хэ – учет разного мнения, допущение разномыслия, и принцип ту – признание только своих интересов. Принципом ту руководствуются только низкие, «маленькие» правители.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!