Анализ раннего творчества Маяковского



 

«Адище города» - ключевой образ поэзии Маяковского до 1917 года. Поэт дал оценку атмосфере, укладу города и человеку, томящемуся в нем. Все несется, движется, падает, скрежещет, ослепляет в этом сгустке цивилизации: «рыжие дьяволы, вздымались автомобили», «трамвай с разбега взметнул зрачки», «железо поездов громоздило лаз», «темнота разрывается сосущим светом» электричества. Названа и жертва города: «сбитый старикашка шарил очки».

Сквозь экстравагантные формы стихотворений проступают трагические черты капиталистического ада, города – убийцы, города – неволи, города – развратника. Город («Утро», «Из улицы в улицу» и др.) выявляет суть жизни – смесь материального достатка и богатства, человеческой и духовной бедности. Лирический герой раннего Маяковского противопоставляет себя окружающему миру. Он заявил о себе впервые в стихотворении с названием – вызовом «А вы могли бы?»:

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

Мир текста определяется предметами. Все существительные легко делятся на 2 группы: в одной – слова бытовые, обиходные («блюдо», «студень», «карта»), в другой – из области музыки и цвета («краска», «ноктюрн», «флейта»). За каждой из них стоит осмысление – разделение: «поэтическое» - «непоэтическое». Каждый мир в жизни имеет своих поклонников. Лирический герой – «Я» выбирает вольный, бушующий океан, в блюде студня видит его таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн. «Я» не отгорожен от будничной жизни – просто он умеет преображать, расцвечивать, обогащать. А вот «Вы» живут иначе, видят вещи такими, какие они есть.

Это стихотворение – микрокосм раннего Маяковского. Оно дает движение двум самым главным образам творчества: «Я» с его «острым зрением» и тяготением к яркому, солнечному миру океана, кораблей, звезд, диковинных птиц, страусов и «Вы», наделенного «куцым зрением», избирающего дома – скорлупки, дачки, счет в банке, студень, борщ. Первый образ почти всегда героизирован в противостоянии миру пошлости, второй – остросатирический.

Период первой мировой войны обозначил важный момент в творчестве Маяковского. Его лирический герой ощущает одиночество, непонятность. Его попытки достучаться до обывателя трагичны. Он хочет спастись юмором и предлагает парикмахеру причесать ему уши, а гладкий парикмахер становится вдруг «хвойным», злым («Не понимают!»). Хочет разорвать одиночество и кричит:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

Значит, это кому – нибудь нужно?

Лирический герой Маяковского не хочет изоляции от большого человеческого оркестра. Метафора «Люди - оркестр» в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» выявляет позицию «Я», которому хочется преодолеть оставленность всеми, побрататься с любым, кто ему поверит, хоть с нежной скрипкой, «выплакивавшей» свое одиночество без слов, без такта. Отчаяние свое лирический герой выражает резко, грубо, иронично. В Стихотворении «Нате!» ирония переходит в гротеск: «Вы» - не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин – «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей». Зато свое сердце поэт сравнивает с хрупкой, трепетной бабочкой, которую толпа «стоглавая вошь», может легко раздавить.

Поэт был убежден, что он любит человека, и обозначил пафос своего творчества так: громада любовь и громада ненависть. Крайности в восприятии мира и человека часто носили эпатажный характер, Маяковский, «красивый, двадцатидвухлетний», «бесценных слов транжир и мот», бросал вызов слабому человечеству и Богу: «Эй, вы, небо, снимите шляпу! Я иду!», сотворив из себя кумира.

Поэма «Облако в штанах» (1915). Название поэмы явно ёрническое, содержащее издевку: прозаизм «штаны» в соседстве с характерным образом поэта – «облаком» работает опять же конфликт: вы хотите из меня, мужчины, сделать «меняющее свои тона облако», чтобы отступился от намерения делать социалистическое искусство с его идеями разрушения старого во имя нового, где будут торжествовать «свобода, равенство и братство». Но я не облако, я «тринадцатый апостол» (как было заявлено в первоначальном названии), пророк, глашатай новой веры, отнюдь не христианской.

Вступление в поэму обнаруживает любимый Маяковским конфликт «Я» - «Вы»: «Я», нахальный, едкий, свежий, молодой, умеющий любить, а «Вы», истаскавшиеся, порочные, «перелистывающие губы, как страницы поваренной книги». Экспрессивные, взволнованные строки поэмы великолепно передают нетерпение, тревогу лирического героя. Маяковский использует любимый художественный прием – метафору, - рисуя образы хмурого декабрьского вечера, ушедшего в ночную жуть, лирического героя, «уткнувшегося дождю в лицо рябое», «в стёклах дождинки серые», своими очертаниями напоминающие химер собора Парижской богоматери. Психологически точно описано состояние человека, который нервничает, находится в ситуации отчаянного ожидания:

Слышу:

Тихо, как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

И вот, -

Сначала прошелся едва – едва,

Потом забегал,

Взволнованный, четкий.

Теперь и он и новые два

Мечутся отчаянной чечеткой…


 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!