Стратегия – футуризм



Гений Маяковского состоял в числе прочего в том, что ему удалось возвести поэзию в ранг наиболее демократического и эффективного искусства, реформировав как поэтическую форму, так и сам способ бытования поэзии. Русский футуризм начался именно с поэзии; литературные вечера футуристов стали громкими общественными акциями, собиравшими полные аудитории – наиболее элитарное искусство вдруг превратилось в массовое. Так большая аудитория Политехнического музея в середине 10-х бывала регулярно набита до отказа, в ней читал не только громогласный великан Маяковский, но и раздающие пощечины общественному вкусу братья Бурлюки, революционер стиха Крученых и гениальный Хлебников. Потом здесь будут читать Евтушенко и Вознесенский – поэты, выросшие из Маяковского. Молодые футуристы видели в поэзии инструмент воздействия на общество, позволяющий достигать максимального эффекта минимальными материальными затратами. Именно этим объясняли молодые художники футуристы в своих многочисленных интервью прессе свое пристрастие к поэзии и публичным «акциям». Эта изобретенная футуристами художественная стратегия не была по достоинству оценена современниками, смаковавшими подробности футуристических скандалов, однако, она была успешно подхвачена их последователями – сюрреалистами, отечественными и западными акционистами.

В отличие от авангардной живописи Запада, ориентированной на рынок, русский авангард начала двадцатого века ставил целью не столько создание новых форм в живописи, сколько создание нового мира, в котором главенствующая роль была бы отдана художнику. Тогда как у западных коллег художественные поиски объяснимы вполне земными целями поиска спроса в ситуации перепроизводства искусства, для русских авангардистов эксперимент в искусстве стал чем-то вроде религии. Хлебников метил в Председатели земного шара, Малевич создавал новые художественные институции – Утвердители Нового Искусства (УНОВИС), Маяковский и его коллеги по КомФуту (ассоциация коммунистов-футуристов) строили амбициозные планы в отношении власти. Такая «стратегическая» ориентация русского авангарда объяснима отчасти отсутствием развитого художественного рынка, но также и тем, что многие из авангардистов в юности были увлечены политикой и прогрессивной философией. Так 16-летний Маяковский, прежде чем стать художником, а тем более поэтом, был активным членом РСДРП (б) и даже провел восемь месяцев в тюрьме за политическую пропаганду. За участие в рабочем и студенческом движениях попали в тюрьму и будущие соратники Маяковского, футуристы – Василий Каменский и Алексей Крученых.

Молодое поколение художников, не чуждое революционных идей, ориентировалось на принципиально иное место искусства в общественной жизни. Выступления футуристов, вызывавшие публичные скандалы и бурную реакцию в прессе, были призваны, в действительности, провести границу между Художником и обществом. Так развивался зародившийся в эпоху романтизма конфликт Художника и толпы. Вспомним Маяковского: «А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам…» Такого отношения художника к зрителю раньше нельзя было себе представить. И это уже не только оскорбление в футуристическом стиле, это уже несколько иное. Поэт здесь предстает не как художник, а как доминирующее лицо, от желания которого зависит развитие этой ситуации. Захочется или нет? - вот как теперь звучит вопрос. И становится очевидным кто в этой ситуации главный.

Вызов футуризма

Придя в искусство, Маяковский сразу же позиционирует себя. Жестко и четко. Через художественный вызов («Пощечина художественному вкусу»), который он бросает обществу, собратьям по своему творческому цеху, а заодно и самому себе: «мир мелок для того, чтобы принять большую личность, а большая личность с негодованием, отвращением отвергает этот мелкий мир, торгашеский мир».

И главное, что стоит за всем этим, - попытка понять культурный вызов будущей Революции. По мере развертывания первой мировой войны этот вопрос все заметнее выбивался из-под «лохмотьев» художественного сознания того времени, пытавшегося спрятаться в театральные декорации русского символизма. Да, к этому времени распад «исторического старья» под названием «самодержавная Россия» становился все более очевидным как для художника, так и для общества. Менее очевидным был образ будущей революции, хотя зарницы ее появлялись уже все чаще и чаще.

Угадывая надвигающийся гул Революции (впрочем, поэт всегда чувствовал «подземные толчки истории, потому что он сам когда-то был таким толчком»), Маяковский раньше всех устремился «туда», в те формы поэтического творчества, в которых, по его мнению, Революция и должна была сняться появлением новой - социалистической (пролетарской) культуры.

Вот почему ранний Маяковский (сначала по - бунтарски, а затем уже более сознательно) своими стихами начал готовить (а точнее - «расчищать место») для новой культуры - культуры еще не случившейся Революции. Поэт хотел вырваться вперед, чтобы самому понять, куда двигаться дальше. И это был не просто юношеский порыв. В этом проговаривался тот род его гениального устремления, из которого уже вызревал один из главнейших принципов будущего творчества Маяковского - принципиально новое отношение к слову: «Слово-лакей, кланяющееся отошедшему событию» вызывало его гнев и презрение; высокое назначение поэтического слова - «вперед забегать, зовя с грядущих кряжей: Пролетарий, сюда». Позже Маяковский скажет об этом так: «Настоящая поэзия всегда, хоть на час, а должна опередить жизнь».

Футуризм Маяковского нельзя понимать только как замену, тем более искусственную, старого поэтического языка - новым (как это было, скажем, у А. Крученых) или только как создание новой поэтической органики (как это было у В. Хлебникова), хотя обе эти задачи поэтом решались, и достаточно органично.

По мнению такого чуткого к высокому искусству человека, как А. В. Луначарский: «Маяковский... имел дар создавать слова, которых ни у кого во рту не было, а после него они стали переходить из уст в уста». И далее он продолжает: «...вряд ли кто-нибудь, за исключением, может быть такого поэта, как Пушкин, или на другом этапе - Некрасов, между ними, на известном этапе, - Лермонтов, вряд ли кто-нибудь из писавших стихами, да и писавших прозой, сделал такие творческие завоевания в деле обновления, обогащения русского языка, какие сделал Маяковский».

Футуризм Маяковского - это «вынашивание», « вымешивание » поэтического алгоритма новой (социалистической) культурной парадигмы будущей Революции. В этом суть футуризма Маяковского, под которую автор не берется подводить весь футуризм в целом как движение.


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!