Как относиться к болезням и скорбям



Отсутствие скорбей - признак богооставленности.

Святой Игнатий (Брянчанинов).

Когда нам посылаются скорби или болезни, то
первое желание, которое, как правило, возникает - поскорее избавиться от обрушившихся на нас неприятностей. К сожалению, далеко не все прибегают к помощи Божией. Кто-то будет роптать и жаловаться, не понимая истинной причины случившегося. Один примет первую попавшуюся таблетку, чтобы унять боль. А другой - пойдет на прием к экстрасенсу (в № 5 мы объяснили, что это недопустимо). Вот слова святого Иоанна Златоуста: “Когда впадешь в лютый недуг, то многие будут тебя уговаривать идти к чародеям или волхвам, ты же, уповая на Бога, терпи. Лучше нам умереть, чем к врагам Бога идти. Какая польза тело целить, а душу губить...”.

Некоторые недоумевают: “Почему Бог допускает беды, болезни, войны?” Зачастую главной причиной болезней является - грех, гнездящийся в нашей душе. Он отравляет не только нашу духовную жизнь, но и телесное здоровье. Если человек позавидовал кому-то, прогневался, впал в блуд, то последствия этого непременно скажутся, если не сразу, то через какое-то время. Вдруг некто хватается за сердце, накричав на ближних, у другого - дети рождаются больными из-за развратной жизни родителей, а вор запоздало понимает, что здоровье не купишь за баснословную сумму украденных денег, даже за все золото мира. Поскольку у нас множество грехов, притом забытых и нераскаянных, за это мы терпим скорби и болезни. Иногда можно слышать: “Бог меня (его) наказал за что-то. Господь прогневался.” Нет, Бог вседоволен. И это не Он нас наказывает, а мы сами себя своей греховной жизнью. Законы духовной жизни таковы, что сея добро, мы получаем духовные дары и блага. А зло порождает зло, и к согрешившему, оно неизбежно возвращается бумерангом. Бывает, человек недоумевает: “Почему люди так несправедливы, даже жестоки ко мне?” А, может быть, мы сами когда-то сделали нечто подобное другим? И теперь зло возвращается к нам обратно. Болезни как следствие грехатоже могут настигнуть не сразу. Преподобный Кассиан говорил: “Болезни телесные не в то время зачинаются, в какое по-видимому обнаруживаются”.

Бог милостив и не обрушивает на нас Свой гнев, хотя мы и заслуживаем это. Господь не хочет, чтобы воздаяние за наши беззакония последовало в загробной жизни, после того, как мы предстанем пред Ним на справедливый суд. Господь попускает претерпеть нам в земной жизни сравнительно недолгие муки и скорби, чем ввергнуть нас в огонь вечный. Один человек был прикован к постели тяжелой мучительной болезнью и постоянно взывал к Богу, чтобы Он прекратил страдания. И вот Господь послал ангела, который сказал страдальцу: “Для очищения души тебе надо лежать в расслаблении еще 2 года”. Больной ужаснулся: “У меня нет сил... А нельзя ли заменить чем-нибудь эти 2 года?”. “Можно, - ответил ангел. - Согласен ли ты вместо этого быть 3 часа в аду?”. Больной согласился. В мраке адских мук ему показалось, что прошли не часы, а годы, столетия. Несчастный решил, что ангел забыл о нем. “Ты обещал освободить меня через три часа, а прошли, наверное, тысячелетия!” - сказал страдалец вернувшемуся ангелу. Ангел сообщил, что муки ада продолжались только час по земным меркам. Человек взмолился, чтобы его вернули обратно страдать на земле, даже до смерти, только бы не мучиться в аду. А ангел сказал: “Самое слабое мучение в аду не может сравниться с самым сильным мучением на земле”.

Порой люди с крайним неудовольствием и ропотом переносят постигшую их болезнь. А ведь бывает, ими Бог удерживает человека от совершения грехов. Однажды Господь наш Иисус Христос шел с учениками по дороге. Увидели ученики безногого от рождения и спросили Господа: “Почему нет ног у него?” Спаситель ответил: “Если бы у него были ноги, огнем и мечом прошел бы всю землю”.

Кто-то может спросить: «Как Бог, Который - Само
Милосердие, Любовь и Доброта, допускает существование зла в мире?» Он долготерпит наши грехи, по Своему неизреченному милосердию, и ждет нашего исправления. Господь всесилен и легко мог бы уничтожить зло, а человека сделать безгрешным. Однако, Он создал человека по Своему образу и подобию, то есть свободным. Он от начала сотворил человека и оставил его в руки произволения его (Сир. 15, 14), то есть у человека есть право выбора: жить в грехе или праведности, быть рабом Божиим или рабом страстей, то есть диавола.

Представьте, что ваши дети плохо себя ведут, а вы хотите видеть их добрыми, послушными, в общем - идеальными. А вам предложили их загипнотизировать, чтобы они стали такими, как вам нравиться. И чтобы вы ни приказали им, ребятишки исполняют механически, бездумно, как роботы: говорят им ешьте - кушают, даже не задумываясь хотят ли, говорят - поцелуйте маму, - пожалуйста, но без любви. Вряд ли, родителям такое понравится! Так и Бог хочет от нас не автоматического послушания, а добровольного исполнения Своей воли. А усилиями человеческой воли при помощи Божией возможно побороть любые грехи, преодолеть любые невзгоды и претерпеть все скорби и болезни.

Бог никогда не оставлял человека без Своей помощи даже в самых страшных испытаниях. Господь наш Иисус Христос пострадал за грех человека и совершил искупление (подробнее об этом мы еще постараемся рассказать). По предведению Божию, еще до сотворения мира Он знал, что человек согрешит. Бог взял крест на Свои плечи, чтобы спасти нас.

По молитвам людей, особенно святых угодников, Бог даже зло превращает в добро. Самым ярким примером этого может служить история праведника Иова (Книга Иова входит в состав Библии). Он был щедро одарен Богом разными благами. Иов был богат, имел много детей. И однажды сатана все отнял у него. Сам же Иов заболел неизлечимой болезнью - проказой. Поучительно то, что любящий Бога человек все вытерпел до конца и ни разу не возроптал на Него. На совет жены - похулить Бога праведник отвечал: «Неужели мы будем доброе принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2, 10). За это Господь еще щедрее вознаградил Иова, даровав ему выздоровление, вдвое больше детей и огромное богатство, превышающее прежнее.

Иногда можно услышать такое: “Вот он как сыр в масле катается, все имеет, живет и горя не знает. А грехов у него...! А я не ворую, никого не убил, а только страдаю, болею, бьюсь, как рыба об лед. Разве это справедливо?” Вот пример из Евангелия, дающий ответ на этот вопрос: “Некоторый человек был богат... Был также неко торый нищий, именем Лазарь...” (Лк. 16, 19-20). Богач пировал, тратил деньги на свои удовольствия, не проявляя жалости к нищему. А Лазарь в это время лежал, всеми оставленный, в струпьях, страдая и желая питаться хоть крохами со стола богача. Умер Лазарь, и его душу ангелы отнесли на лоно Авраамово - место, где обитают души праведников в состоянии, полном утешительных надежд на вечное блаженство. Лазарь заслужил это тяжким и безропотным страданием. Умер и богач. Не смотря на веселую жизнь, он оказался в муках ада. Таким образом, неправильно употребленное богатство лишает человека Царствия Небесного, низводит во ад, и никакое отпевание не загладит грехи, нераскаянные на исповеди. Может быть, Бог не дает многим из нас богатства, как раз потому, чтобы предотвратить это, зная, что вместо того, чтобы сотворить дела милосердия, мы можем употребить его во зло и еще больше нагрешить. Бог предотвращает наши грехи, обращая внешние скорби, беды и лишения к добрым последствиям, чтобы в вечной жизни мы удостоились участи Лазаря, а не богача, который получил такой ответ: “Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей...” (Лк. 16, 25).

Множество примеров того, что козни диавола были превращены в добро силою Божией и праведностью человеческой можно найти в житиях святых. Однажды святой Серафим Саровский рубил дрова. На него напали 3 человека, требуя денег. Святого жестоко избили, он ходил, согнувшись, опираясь на палку или топорик. Злодеев нашли, но батюшка Серафим упросил не наказывать их. Тогда они со слезами раскаяния пришли просить у святого прощения и молитв. Так любовь и милосердие святого Серафима Саровского помогли заблудшим душам встать на путь покаяния.

А сколько в наши дни уже почти отчаявшихся людей, обремененных бедами, болезнями, лишениями, обманутых правительством, экстрасенсами, жуликами и так далее, обратились к Богу с плачем покаяния, прося о помощи и заступничестве и получили их! Сколькие обрели веру, надежду и любовь - три важнейшие христианские добродетели! Сколькие пришли к Богу и нашли утешение в Нем! Как же не благодарить Творца за это?

Иногда верующие жалуются: «Я терплю непосильные искушения. У меня не получается не грешить. Почему Бог не избавит нас от козней лукавого?». Потому что именно скорбями и искушениями, когда противостоим им и стараемся с ними бороться, мы закаляемся, укрепляемся в вере и терпении, делаемся сильнее духом, и еще упорнее можем сопротивляться бесовским нападкам. И если мы впадаем в грехи, то - по своей немощи. Бог “ не попустит быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст облегчение, чтобы мы могли перенести” (1 Кор. 10, 13). Господь не оставляет нас без помощи, если в скорбях и болезнях мы молитвенно взываем к Нему. “Если приходит скорбь - надо больше молиться”, - советовал известный подвижник, святитель Игнатий (Брянчанинов). Не сосчитать множество примеров заступничества святых, через молитвы и исцеления которых Бог проявил милосердие к грешникам. И Сам Спаситель в своей земной жизни совершил немало чудес. Болея и скорбя, мы бываем утешаемы Божией Матерью, которая молится непрестанно Богу о нас. Помощь Божия больным и скорбящим оказывается через Таинства Церкви. Нужно прибегать не только к земным врачам, но прежде всего - к Врачу душ и телес - ко Христу.

Больному (особенно тяжело болящему) желательно ис поведаться, пособороваться (в посты соборование проходит в храме для всех желающих), причаститься Святых Христовых Таин. Через чудотворные иконы и мощи святых действует благодать Божия, поэтому также можно получить исцеление. Многим помогла святая вода, освященная в церкви или из святых источников, таких, например, как источник преподобного Серафима Саровского в Дивеево. Пророк Сирах советует так: «В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь пути твои, и от всякого греха очисти сердце твое. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен тебе» (Сир. 38, 50).


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!