Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет.



Это похоже на весну в природе. Солнечная теплота неизменна. Но она растапливает снег, нагревает воздух, почву и деревья. Земля наполняется шумом, плеском, игрой капель и талых вод – тысячами признаков весны, тогда как, повторяю, солнечная теплота остается неизменной.

Так и в творчестве. Сознание остается неизменным в своей сущности, но вызывает во время работы вихри, потоки, каскады новых мыслей и образов, ощущений и слов. Поэтому иногда человек сам удивляется тому, что написал.

Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают. (К. Паустовский)

Данное ССЦ (выделено жирным шрифтом) расчленено на три абзаца в соответствии с членением микротемы на более мелкие тематические части. Это особый тип ССЦ, с микротемой, основанной на образном сравнении (образное ССЦ). Деление приведённого образного ССЦ на абзацы отражает развёртывание образной микротемы: в первом предложении / абзаце вводится микротема творчества, во втором – развивается образная часть микротемы («весна»), а третий абзац возвращает к предметной части микротемы («творчество»). Таким образом, перед нами не два ССЦ соответственно с микротемами «весна» и «творчество», а одно – с образной микротемой «творческий процесс сродни весне в природе». В подтверждение определения именно таких границ данного ССЦ приведено примыкающее к нему последующее предложение, в котором осуществлён очевидный переход к другой микротеме – «кто может быть писателем».

Итак, разбивка данного ССЦ на абзацы выполняет стилистическую функцию акцентирования частей образной микротемы, заданной сравнением творчества с весной.

При анализе подобных ССЦ следует, таким образом, указывать положенные в их основу средства создания образности (сравнения, метафоры и др.), что целесообразно делать на этапе выделения их ключевых элементов и формулировки микротем.

Кроме того, следует обратить внимание и на явление обратного порядка, когда несколько ССЦ включаются в один абзац и не всегда бывает легко заметить момент смены микротем, объединяющих те или иные группы предложений в более тесные структурно-смысловые единства. Ср.:

Степан-Городок – сейчас большое село среди дремучих лесов, мелких речушек, лесных ручьёв и болот. Может быть, когда-то, во времена нашествия татар или борьбы казацкой вольницы с польскими панами, оно было крепостью, опорным пунктом, центром, в котором люди оборонялись от врага. Теперь же, оставшись в стороне от железных и шоссейных дорог, оно стало обыкновенным полесским селом. Разве только улицы были поровнее и расходились оно лучеобразно от центральной площади, да и на самой площади вросло в землю несколько древних каменных домов, торговых помещений; да поближе к центру деревянные ветхие дома со стеклянными верандами или мезонинами, с замысловатыми чердаками, похожими на галочьи гнёзда, своей архитектурой указывали на далёкое прошлое села и на совсем крестьянское его происхождение. // Оторвавшись от своего хвоста, мы решили здесь дать людям и лошадям передышку. Вначале думали постоять сутки, а затем начальство с Большой земли, вероятно обрадованное тем, что мы всё же повернули на юг, предложило ещё подбросить груз. Стоянка была продлена на несколько дней. (П. Вершигора)

 

На завершающем этапе анализа ССЦ характеризуется его композиционная целостность, под которой понимается единство микротемы в её движении от обозначения в начальном предложении ССЦ к завершению в конечном. При этом следует отмечать специальные композиционные приёмы:

– введение микротемы ССЦ «именительным темы»:

Исповедальные письма. О всей прожитой жизни пишут. Восемьдесят тетрадей прислала 94-летняя старуха. Письма написаны малограмотно, но по ним видно, что женщина была предназначена для большой и, может быть, даже писательской жизни. Александр Твардовский очень ценил эти письма-исповеди. Например, письмо-рассказ Бирюкова. Таких писем-исповедей я получаю очень много. На них надо обратить внимание: для потомков материал неоценимый. (Ф. Абрамов);

– использование в качестве вводных предложений ССЦ конструкций с актуализацией объекта речи, близких к «именительному темы», например:

О Таганке. Отношусь восторженно. Театр задора, молодости, напора. Постановка «Деревянных коней» – это счастье для меня. «Деревянные кони» – лучший спектакль на сцене за последние десять лет. Так говорили и работники театра. (Ф. Абрамов);

Как рождается замысел?

Почти не бывает двух замыслов, которые бы возникали и развивались одинаково. Очевидно, ответ на вопрос, «как рождается замысел», надо искать не вообще, а в связи с каждым отдельным рассказом, романом или повестью. (К. Паустовский);

– композиционная инверсия, т. е. актуализация микротемы в заключительной части ССЦ:

Гудок утихает медленно. Он словно спускается с высот – ниже, ниже, – припадает к земле, расплывается по ней, замирает где-то в недрах глухой басовой нотой. Потекли, разлились по цехам людские потоки. Только охрана осталась в проходных... Смена началась. (В. Панова);

– композиционное обрамление:

Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию – замысел. (К. Паустовский)

Характеризуя композиционную целостность ССЦ, следует указать на её относительный характер – тесную связь раскрываемой в ССЦ микротемы с микротемами предшествующих и последующих ССЦ.

Ключевые слова

Сложное синтаксическое целое (ССЦ), микротема, ключевое слово (КС предметное, предикатное), тема, рема, связность, средства обеспечения связности, способы обеспечения связности (зацепление, повтор, следование), виды связи (цепная, параллельная, смешанная), функционально-смысловой тип (повествование, рассуждение, описание), целостность (относительная), показатель целостности, тип ССЦ (динамический, статический, смешанный).

 

Схема

1. Общая характеристика текста (стиль, жанр, коммуникативная задача автора).

2. ССЦ в тексте, сигналы его начала и конца.

3. Микротема ССЦ, её обобщенная смысловая формулировка.

4. Соотношение ССЦ с абзацем.

5. Средства обеспечения связности в ССЦ:

а) лексико-семантические;

б) лексико-грамматические;

в) собственно грамматические.

6. Ведущий способ обеспечения связности (зацепление, повтор, следование).

7. Характеристика ведущего типа связи в ССЦ (цепная, параллельная, смешанная).

8. Тема-рематическая связь между предложениями ССЦ, её схематическая запись.

9. Функционально-смысловой тип речи, проявляющийся в данном ССЦ.

10. Средства обеспечения композиционной целостности (относительной целостности) ССЦ, ретроспективные/перспективные связи ССЦ с текстом.

Образец

В старое время, когда люди переезжали с квартиры на квартиру, для переноски вещей нанимали иногда арестантов из местной тюрьмы.


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!