Естествознание в эпоху Средневековья



1. Особенности средневековой духовной культуры

Эпоха феодального Средневековья отличается от античной - изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры.

Деятельность стала сложной, опосредованной; усложнилась система ее целей, средств и результатов; техническое оснащение увеличилось - используются железные орудия труда:

o появляется новая, более совершенная, удобная упряжь;

o широко распространяется хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев, сочетающих ручное земледелие и животноводство;

o разнообразятся отрасли домашнего производства, ремесел, лесных промыслов и т.п.;

o растет площадь обрабатываемой земли, внедряются прогрессивные сельскохозяйственные технологии: трехпольный севооборот повышает урожайность; новые калорийные культуры (бобы, горох, чечевица, овощи) разнообразят питание.

Демографический рост является зримым результатом экономического прогресса (население Западной Европы с 27 млн. человек в 700 г. выросло до 42 млн. в 1000 г. и до 73 млн. в 1300 г.).

Вместе с тем преобразующее воздействие человека на природу оставалось незначительным: орудия труда простейшие (они как бы продолжали и дополняли естественные органы труда человека, но не заменяли их); энергетическим источником процесса труда был человек, его мускульные усилия или действия домашних животных.

Человек, как главная производительная сила общества медленно накапливал новые знания, опыт, навыки; был привязан к земле, консервативен, слабо защищен от природных и социальных стихий (в XIV в. непрерывные войны и эпидемии чумы -1347, 1360, 1369, 1374...-, почти в два раза сократили население). Демографического уровня 1300 г. удалось достичь только в конце XVI в.

Становление материальной культуры шло медленно и противоречиво, с множеством отступлений, периодами деградации, упадка.

Развитие общественного разделения труда, социально-экономических отношений преобразует связи между людьми (кровнородственные, территориальные и др.), которые носят характер межличностных отношений. С началом крестовых походов движущей силой социально-экономических отношений становится торговля; натуральные крестьянские повинности сменяются денежными. Развивается новая сеть торговых путей. Происходит становление городов как центров торговли и ремесел.

Однако товарное производство было развито недостаточно: долго господствовало патриархальное натуральное хозяйство. Способ производства был феодальным. Земля и труд прикрепленных к ней крестьян оставались главным источником богатства. Экономическая активность ремесленников контролировалась феодалами. Ремесло и торговля ограничивались преимущественно местными нуждами. Долгое время экспортного производства не было (лишь в производстве тканей и красителей). Торговля была ориентирована на предметы роскоши (ткани, пряности и т.д.) и продукты первой необходимости (соль и т.д.). Тяжелые товары (зерно, древесина, вина и т.п.) в сферу торговли входили медленно. Торговля имела цеховой характер. Медленно и трудно внедрялось денежное обращение.

Все общество было пронизано отношениями личной взаимозависимости. Доминирование межличностных отношений порождало сословный характер феодального общества. Сословный статус личности определял не только ее место и роль в обществе, ее правовое и имущественное положение, но и ее сознание, мировосприятие. Человека характеризовали не его объективными чертами, а через сословно-иерархические ценности - престиж, авторитет, власть и т.д.

Духовная культура еще несет в себе черты первобытного мифологизма. В своем сознании человек наделял себя природными качествами, а природу - человеческими. Средневековый человек быстро и легко переходит из одной крайности в другую.

Стержнем средневекового сознания было религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, поведение человека, обосновывались ссылками на сверхъестественные силы, которые полностью господствуют над материальным миром, способны по своему произволу изменять ход естественных событий и даже творить бытие из небытия (сверхъестественной силой выступал Бог).

В межличностных отношениях преобладают эмоциональные стороны сознания (ценностно-эмоционального отношение доминирует над познавательно-рациональным). Поэтому основой духовного освоения мира выступают ценностные противоположности - добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное, и др. Вещь воспроизводилась с точки зрения ее полезности для человека, а не её объективных признаков. Знание рассматривалось не как главная цель духовной деятельности, а как некоторый ее побочный продукт.

Религиозное разделение мира в сознании на земной (грешный, бренный) и небесный (божественный, возвышенный, идеальный) предполагало возможность приобщения к миру «по ту его сторону». Способом такого приобщения считались не знания, а вера. «»Кассиодор глубоко уверен, что «не только неученые, но даже те, кто и читать не умеет, получают от Бога премудрость», ребенок, искренне и наивно верующий в Бога, постигнет то, чего не способны понять напичканные ученостью «книжники». «»

Средневековье вере отдает предпочтение перед знанием.

Природа рассматривалась как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него, реализующая его волю во всем (в том числе и в отношении воздействия на людей, их судьбу, социальный статус, жизнь и смерть).

Природа — проводник воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.

В целом средневековое знание ориентировано на повторение, воспроизведение и обоснование исходных абстрактных образов религиозной значимости, которые передавались из поколения в поколение на основе авторитарности. (Они заимствовались в основном из сюжетов Ветхого Завета и Нового Завета - Бог, рай, ад, Христос, Страшный суд и др.) Деятельность такого рода была системно организована.

Вместе с тем в средневековом обществе складывались традиции познавательной деятельности, основанные на 3 закономерностях: коллективном характере субъекта; предметно-преобразовательном отношении субъекта к объекту; чувственном контакте субъекта с объектом. Это определило формирование средневековых традиций познания:

схоластико-умозрительная традиция (авторитета — авторитет, предание);

герметическая традиция (ритуал);

эмпирическая традиция (личный опыт).

Схоластическая традиция. Её главным вопросом был вопрос о том, что в реальном бытии соответствует общим понятиям человеческого разума - добру, злу, истине, Богу, времени и др.

На начальных этапах своего развития схоластическая традиция сыграла определенную положительную роль, т.к. была необходимой формой развития знаний. Положительные результаты были получены в процессе исследования теологических и космологических вопросов:

o смысл Троицы (трех ипостасей Бога),

o бессмертия души,

o конечности и бесконечности мира и др.

В недрах схоластики сложилась иллюзия возможности чисто логического, исключительно рационального, без обращения к опыту, познания мира.

Важнейшая проблема схоластики — отношение знания и веры. Именно в русле решения этого вопроса Фома Аквинский создает грандиозный теолого-философский синтез современного ему знания с позиций установки на то, что теология выше философии. Но не потому, что вера выше разума, а потому, что существует различие между человеческим разумом и сверхразумом Бога. Истины Бога — не иррациональны, они — сверхразумны; их доказательство не под силу человеческому уму, они непознаваемы для него. Естественные науки, по мнению Фомы Аквинского, имеют право на существование. Их задача состоит в том, чтобы подкреплять, детализировать, конкретизировать положения, содержащиеся в Библии, но сами эти науки (астрономия, физика, математика и др.) не могут постигнуть основных начал мира, такая задача им не под силу.

На закате Средневековья схоластика становится тормозом развития познания, но заслуга схоластики состоит в том, что она дала важные логико-теоретические импульсы развитию европейской математики и предпосылок классической механики.

Герметическая традиция. В эпоху Средневековья все формы человеческой деятельности и общения были пронизаны ритуалами. Магические, обрядовые и ритуальные действия рассматривались как способ влияния на природные и божественные стихии. С ними связывались надежды на сверхъестественную помощь со стороны «добрых» сил и ограждение от «злых». Точное соблюдение ритуально-магических действий считалось необходимым условием благоприятного исхода деятельности.

Отступление от ритуала, невозможность его выполнения рассматривались как разрыв с Богом, а значит, и с истиной, правдой. В религиозном массовом сознании определяющее значение придавалось не вере, убеждению, личному настрою, а соблюдению формальных требований, детальной точности обрядовых процедур (некоторые высокопоставленные особы вместо себя заставляли поститься своих священников, нанимали пилигримов, которые совершали паломничества вместо этих особ и т. д

Ритуализирована была и познавательная деятельность. На ритуальной основе возникает средневековая герметическая традиция, воплощавшаяся в алхимии, астрологии, каббале и др. Эта традиция опиралась на древние мировоззренческие представления о Космосе как живом едином целом. Среди них:

ü взаимосвязь всего со всем;

ü неразличимость взаимосвязи, взаимодействия и взаимопревращения;

ü тождество, взаимопревращение макрокосма и микрокосма;

ü биологизация мира (мир рассматривался как живой организм, в котором части представляли и заменяли собой целое);

ü безграничные возможности влияния на события потустороннего мира со стороны не только Бога, но и некоторых избранных людей;

ü убеждение в том, что влиянием на часть можно изменить целое;

ü сущность вещи усматривалась в ее производстве;

ü познать вещь означало ее создать.

Герметическая традиция нашла свое воплощение в алхимии, медицине, астрологии и других формах средневековой культуры.

Опытно-эмпирическая традиция.

Философским обоснованием этой традиции выступал номинализм (от лат. потеп - имя), который видел в чувственном познании путь к истине. Этим определялся интерес к эмпирическому исследованию, к природе, взятой во всем многообразии ее свойств, деталей, подробностей и т.п. Познание должно быть направлено на индивидуальную вещь (акциденцию), а не на ее (идеальную) субстанцию, которая номинализмом попросту отрицалась. С точки зрения номинализма, человек способен познавать чувственные формы бесконечно многообразных индивидуальных вещей.

Одним из самых значительных представителей опытно-эмпирической традиции был Роберт Гроссетест - автора трактатов, в которых естественно-научное содержание уже преобладало над теологическим и философским. Его интересы концентрировались вокруг вопросов оптики, математики, астрономии. Он рассуждал о свойствах звуковых колебаний, морских приливов, преломления света и др. В его работах содержатся зачаточные формы будущей методологии классического естествознания. С его точки зрения изучение явлений должно начинаться с опыта, затем посредством анализа явлений устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза; дедуктивно выводят следствия, которые должны быть подвергнуты опытной проверке для определения их истинности или ложности.

Наиболее выдающиеся представители опытно-эмпирической традиции были нацелены на программу практического назначения знания. В естественнонаучном знании начинают видеть средство, с помощью которого человек может добиться расширения своего практического могущества, улучшения своей жизни. (Роджер Бэкон высказывал идеи и мечты, которые намного опережали его время — о создании судов без гребцов, управляемых одним человеком; о быстрейших колесницах, передвигающихся без коней; о летательных аппаратах, созданных человеком и управляемых им; о приспособлениях, которые позволили бы человеку передвигаться по дну рек и морей; о создании зеркал, которые способны концентрировать солнечные лучи так, что они могут сжигать все на своем пути, и др.). «» Есть сведения о том, что ему первому в Европе удалось создать порох. Р. Бэкон был уверен, что познание мира человеком бесконечно, как бесконечны и возможности возрастания практического могущества человека. «»


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!