Математическая программа



Платон, противоречия между знаниями, полученными с помощью чувств, и знаниями, полученными логикой, мышлением, Платон объясняет не трудностями процесса познания (как софисты) и не структурой чувственного материального мира (как Демокрит), а возможным наличием двух реальностей, двух миров:

a. мир множества единичных, изменяющихся, подвижных, отражаемых чувствами человека вещей; материальный мир;

b. мир вечных, общих и неизменных сущностей; мир общих идей, понятий; он постигается не чувствами, а разумом.

Мир идей (или идеальный мир) — это реальность, которая существует, хотя и далеко от земного мира, но не на бесконечном расстоянии от него. Мир идей, идеальный мир первичен по отношению к миру чувственных вещей, материальному миру. Материальный мир производен от идеального. Материальный мир — это сфера, в которой уже происходит затухание активности идей, ее уменьшение, сокращение, затемнение и т.д. То, что в мире идей характеризуется идеальной формой, в материальном мире характеризуется набором случайных, индивидуальных, неповторимых свойств конкретных чувственных вещей. И чем дальше от земли и ближе к миру идей, тем стабильнее, устойчивее, не подвижнее организован мир (далекие звезды отличаются стабильностью, неизменностью, неподвижностью, а на уровне планетных сфер уже появляются неустойчивость, подвижность, нестабильность).

Значительную роль в своей теории идей Платон отводит математике. Все бытие пронизано числами, числа — это путь к постижению идей, сущности мира. (надпись над входом в платоновскую Академию: «Несведущим в геометрии вход воспрещен»)

Платона считал, что только занятия математикой могут служить реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, так как оно приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, прежде всего с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания.

Платон впервые вводит представление о неоднородности бытия, Космоса. Он разделяет Космос на две качественно различные области:

o божественную (вечное, неизменное бытие, небо) и

o земную (преходящие, изменчивые вещи).

Из представления о божественности Космоса Платон делает вывод, что небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и в одном и том же направлении.

7. Учение Аристотеля

Один из важнейших итогов развития древнегреческой культуры — разработка первой естественнонаучной картины мира. Она сложилась в результате философии (прежде всего, аристотелизма); математики; астрономии (космологии); учения о движении (механика).

Ядром первой естественнонаучной картины мира стало учение Аристотеля.

«»Аристотель — величайший древнегреческий философ, мыслитель, ученый; учитель и наставник Александра Македонского; был лучшим учеником Платона, но часто не соглашался со своим учителем («Платон мне друг, но истина дороже»). Впоследствии открыл в Афинах свою философскую школу — Ликей.»»

Аристотель строил свое учение, отталкиваясь от критики теории идей Платона. Главное возражение Аристотеля направлено против платоновского отрыва идеи вещи от самой вещи. Аристотель категорически не согласен с представлением с самостоятельном существовании мира идей, о его независимости, отдаленности от чувственного мира. Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах. Мир един, он не распадается на два мира — чувственный и идеальный. Идея существует не где-то в далеких космических далях, а в самих чувственных вещах.

В отличие от Платона Аристотель считает, что мир изменчивых, индивидуализированных природных вещей (так же как и мир идей) может быть предметом достоверного познания, науки.

Основу естественнонаучных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме.

Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Материя сама по себе - бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это материал, т.е. то, из чего возникает вещь, ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны.

По Аристотелю, каждая вещь - соединение материи и формы. Материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит (от здания к кирпичам, от глины к элементам, из которых она состоит, и т.д.).

Первоматерия лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Это - субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы - теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля

 

Огонь

[теплое + сухое ] ←

Воздух

[теплое + влажное] ←

[Первоматерия]

Вода

[холодное + влажное] ←

Земля

[холодное + сухое] ←

 

Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке, который задает структуру Космоса.

Каждый первоэлемент имеет свое место. В центре мира находится элемент земли, который образует нашу планету. Земля — центр Вселенной, она неподвижна и имеет сферическую форму. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, далее огонь. Огонь простирается до орбиты Луны - первого небесного тела. Выше Луны ~ надлунный, божественный мир, который отличен от мира подлунного, действует по иным закономерностям. В этом мире все тела состоят из эфира. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы.

В божественном, надлунном небе существует лишь один вид движения — равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Они вращаются вокруг Земли по круговым орбитам, прикреплены к материальным, сделанным из эфира, вращающимся сферам. Существуют сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд. За последней находится Бог, который придает движение сферам. Космос - конечен и вечен; он никогда не родился и никогда не погибнет, никогда не возникал и принципиально неуничтожим.

Важную роль в космологии Аристотеля играл принцип отсутствия пустоты в природе. («Природа не терпит пустоты»).

Картина мира Аристотеля отличается от современной естественнонаучной картины мира. Аристотелевский Космос иерархически организован, состоит из многих уровней, слоев. Каждый слой обладает своими закономерностями, и в каждой точке мира, в каждом направлении пространства действуют свои законы.

Основная заслуга Аристотеля - заложил основу знаний о природе — физики. Аристотель разработал первую историческую форму учения о движении — механику. Все механические движения он разбивает на две большие группы:

o движение небесных тел в надлунном мире;

o движение тел в подлунном, земном мире.

Движение небесных тел «наиболее совершенное - равномерное вращательное круговое движение. Совершенство кругового движения в том, что у него нет ни начала, ни конца; оно вечно и неизменно, не имеет материальной причины.

В отличие от небесных земные движения несовершенны все подвержено изменению, все имеет начало и конец. Движения земных тел в свою очередь можно разделить на две категории: насильственные и естественные. Естественное движение — это движение тела к своему месту (тяжелого тела вниз, а легкого — вверх). Тела, состоящие из элементов земли, стремятся вниз, а тела, образованные из воздуха или огня, - вверх. Естественное движение происходит само собой, оно не требует приложения силы.

Все остальные движения на Земле - насильственные и требуют применения силы. Закона инерции Аристотель не знал. Он предполагал, что любые насильственные движения, даже равномерные и прямолинейные, происходят под действием силы. Основной принцип динамики Аристотеля: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого». При этом он полагал, что скорость пропорциональна действующей силе. В современной формулировке закон движения Аристотеля выглядит следующим образом:

Ft = mL

где F — сила, действующая на тело; t —время движения; m — масса (вес); L - пройденный путь.

Механика Аристотеля содержала в себе противоречие — ведь есть немало видов движений, которые осуществляются без видимого приложения силы.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!