Развитие знаний в цивилизациях Древнего Востока.



В эпоху классообразования и раннеклассовых обществ духовная культура уходит от мифологического мышления; изменяются основные составляющие деятельности сознания – нравственная, эстетическая и познавательная. На первое место выходит нравственная.

Образ жизни первобытных родовых коллективов подчинялся общей линии мифологического сюжета о связи Хаоса и Космоса. Опасность усматривалась в возможности проникновения в организованное космическое целое враждебных человеку, злых, сверхъестественных, несущих в себе разрушающее начало хаотических сил. Спасение от их воздействия виделось в магических ритуалах, и чем более они эмоциональны, выразительны, художественны, тем эффективнее.

Обрядовые магические ритуалы были исключительно художественны - карнавальные шествия, танцы, маски добрых и злых духов, ритуальные инсценировки восстаний против правителя. Магическое сознание стимулировало становление художественных, эстетических образов, различных видов искусства, скульптурных изваяний, родовых святилищ, погребальных сооружений и др.

Мифологические образы периодического вмешательства хаотических сил в космическую организацию со временем трансформировались в систему представлений о мировых циклах и составили основу раннефилософского учения. Появилось понятие мировой катастрофы, которая опосредует собой переход от одного космического цикла к другому; Формируются понятия (категории): «даль», «бесконечность», «ничто», «бытие», «сущее», «несущее» и др. Возникновение таких абстракций (понятий, категорий) явилось одной из важнейших предпосылок становления естествознания;

Это стало возможным в процессе разрешения ряда противоречий в системе сознания:

o между мифологическим видением мира и накапливающимся рациональным знанием, абстрактным мышлением;

o между различными противоречащими друг другу мифами как следствие рационального упорядочения и систематизации мифологии;

o между рациональными знаниями и практическими потребностями в расширении массива таких знаний.

В результате этих преобразований складывались и предпосылки становления естествознания:

ü систематизация мифов;

ü накопление и обобщение рациональных знаний;

ü развитие категориального аппарата сознания;

ü идея рационального обоснования знания как важнейшее условие возникновения теоретического самосознания

а) географические знания

Рост населения, его динамизм образа жизни, укрепление племенных союзов, развитие военного дела, политический и военный экспансионизм, развитие обмена, торговли — способствовали расширению географического кругозора человека.

Наряду с освоением новых пространств, развитием представлений о границах населенной части планеты (ойкумены) совершенствовались формы картографии, создавались карты - схемы местности, способы ориентации по звездам.

На смену простейшим способам схематического изображения местности с помощью камней, палок, рисунков на песке и др., приходят более долговременные и совершенные «карты». Их либо рисовали, либо вышивали на коже или ткани, либо чертили ножом на коре дерева и т.п. Эти карты обычно отражали не местность в целом, а отдельный маршрут. На такой карте-схеме изображались гидрографическая сеть (главная река, ее притоки, озера и др.), речные пороги, броды, дороги, тропы, жилища, горы, следы проживания людей в данном районе и др. Длина маршрута определялась в днях пути.

Новый импульс развитию картографии придало расширение торговой деятельности, появление класса купцов, осваивавших дальние и неизведанные торговые пути. Наиболее распространенные и трудные маршруты снабжались определенными указательными знаками (на деревьях, на камнях, на скалах и др.), включая знаки, предупреждающие о возможности нападения (так зарождалось то, что на современном языке называется «служба эксплуатации дорог»). Указательные знаки также отмечались на картах-схемах маршрутов.

б) биохимические и медицинские и знания

Становление производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стимулировало развитие биологических знаний. Накапливался и обогащался опыт одомашнивания животных и растений, использования искусственного отбора (селекции). Люди были еще далеки от понимания сущности искусственного отбора, но уже умели использовать его для своей хозяйственной деятельности. Опыт селекции передавался из поколения в поколение. Благодаря селекции было выведено много новых пород животных и растений, заложена база современной аграрной культуры. Развитие скотоводства позволило освоить новые массивы зоологических, ветеринарных знаний и навыков, а развитие земледелия способствовало накоплению ботанических, агрохимических и гидротехнических (в связи с мелиорацией и ирригацией) знаний.

Еще в начале II тыс. до н.э. в Месопотамии создавались агрономические календари. «» в «Земледельческом альманахе» содержались рекомендации по борьбе с засолением почв, по закреплению песков с помощью посадки деревьев, созданию заповедников и др. В Древнем Египте создавали пособия по ветеринарии. В XIV в. до н.э. в Хеттском государстве некто Киккули из Митаннии написал трактат о коневодстве: это самая древняя из дошедших до нас рукописей, целиком посвященных биологической теме. В VIII в. до н.э. в Ассирии появляются первые системы классификации растений (около 250 видов) «»

В эпоху классообразования как относительно самостоятельная отрасль знаний и практических навыков появляется медицина. Основой этого процесса является изменение отношения к человеку. Сначала человек начинает осознавать свое отличие от природных предметов и процессов. Впоследствии осознает себя как самоценное существо, которое хотя и связано с коллективом (его традициями и ценностями, но уже имеет и свои индивидуальные ценности. Человек впервые сталкивается с проблемой смысла своего существования, поэтому поддержание жизни человека, его работоспособности приобретает особую ценность, значимость.

В этих условиях приоритетной сферой рациональной деятельности становится медицинская практика. В обществе растет престиж тех, кто берется лечить людей и кому это удается.

Развивается древнейшая традиция лечебного применения средств растительного происхождения (травы, цветы, плоды, кора деревьев и др.) и средств минерального и животного происхождения (жир, части организмов животных и др.). Появляются приемы санитарии и гигиены, физиотерапевтические процедуры, массаж, иглотерапия, диетика, разрабатываются новые хирургические приемы и соответственно металлические хирургические инструменты (скальпель, щипцы и др.). Совершенствуется акушерство — одна из первых медицинских специальностей («папирус Эберса» Др. Египет, 1500 лет до н.э. представляет собой медицинскую энциклопедию, которая содержит описание 877 болезней и их симптомов).

А древнеиндийские медики открыли вакцинацию как способ борьбы с оспой. Еще в VIII в. до н.э. индийские хирурги владели техникой кесарева сечения, ампутации, извлечения почечных и желчных камней, заложили основания пластической хирургии.

«»Во взаимодействии с древнеиндийской медициной возникла древнетибетская медицина, широко распространившаяся в странах буддийской культуры, накапливался уникальный опыт использования биологически активных веществ. Этот опыт изучается современной фармакологией «»

Но в первобытной медицине наряду с рациональными знаниями еще много наивного. «»древние вавилоняне считали, что жизнь связана с кровью, печень — главный орган жизни, содержащий запас крови; органом мышления они считали сердце «»

Поэтому наряду с народной медициной, лекарями — знатоками лекарственных трав, простейшей хирургии складывается и другой тип врачевателей — знахари-заклинатели, опиравшиеся на мифологические и магические процедуры (эта ветвь древней медицины со временем трансформируется в храмовую медицину).

Накопление химических знаний осуществлялось в области ремесленной прикладной химии. Основные виды такой деятельности: высокотемпературные процессы (металлургия, стеклоделие, керамика); получение красителей (минеральных и органических), косметических средств, лекарств, ядов, освоение бальзамирования; использование брожения для переработки органических веществ. Широкое распространение получила обработка и подделка драгоценных камней. Кроме меди и железа древние знали такие металлы, как золото, свинец, олово, ртуть и их сплавы (из свинца отливали культовые фигуры, украшения, статуэтки).

в) астрономические знания

Развитие астрономических знаний определялось потребностями совершенствования счета времени.

(12 лунных месяцев составляют лунный год, равный 354,36 солнечных суток в отличие от солнечного года примерно 11 суток).

Переход от лунного календаря к солнечному стал возможным при отделении наблюдений за интервалами времени от их привязки к биологическим ритмам (связанным с человеком и домашними животными), и выделении некоторых вне биологических природных «систем отсчета» для измерения интервалов времени. В таком качестве выступали точки восхода Солнца в день летнего солнцестояния и захода в день зимнего солнцестояния, наблюдения за звездной группой Плеяд в созвездии Тельца, позволявшие корректировать солнечное и лунное времяисчисления. Чтобы результатами подобного рода наблюдений можно было пользоваться неоднократно, их следовало фиксировать, что вызвало потребность в соответствующих сооружениях - постройки из громадных каменных плит и камней; дольмены (несколько вертикально установленных огромных каменных плит, перекрытых сверху горизонтально уложенными плитами), кромлехи (выстроенные в круг гигантские монолиты, иногда вместе с дольменами) и др. «»Большинство из них одновременно, выполняло несколько функций - религиозно-культовую, произведения монументальной архитектуры, протонаучной астрономической обсерватории и др.

В Древнем Египте предвестником Нового года был Сириус. Первая видимость Сириуса на утреннем небе (гелиактический восход Сириуса) наступал за несколько недель до разлива Нила (около 20 июля), выхода его из берегов, наводнения, т.е. самого важного события в египетском сельскохозяйственном году. Эти земледельческие правила были первым шагом на пути становления научной астрономии.

В Месопотамии в начале III тыс. до н.э. был. принят лунный календарь, а через тысячу лет — лунно-солнечный календарь. К лунному году (12 месяцев, 354 дня) время от времени добавлялся дополнительный «високосный» месяц, чтобы сравнять его с солнечным годом (365,24 суток). Вавилонянам (халдеям) уже было известно, что 8 солнечных лет приблизительно равны 90 лунным месяцам или 19 солнечных лет (6940 суток) равны 235 лунным месяцам.

В период с 540 до 470 г. до н.э. были созданы первые, еще очень простые теории движения Луны и планет. Эти теории не требовали тригонометрических расчетов и носили линейный характер. Применявшиеся в них математические средства — линейные уравнения с одним неизвестным и суммирование арифметических прогрессий. Теория движения Луны позволяла предсказывать:

  • суточное движение Луны
  • дату и время новолуния или полнолуния и др.
  • время и величину лунных затмений
  • определять положение планет на небе
  • даты прохождения главных точек планетных орбит (первая видимость утром, утреннее стояние, вечернее стояние, последняя видимость вечером и др.)

(Автором этих теорий был живший в эпоху Дария астроном Набу-Риманну).

Вавилонские астрономы могли предсказывать не только лунные, но и некоторые типы солнечных затмений.

На Древнем Востоке развитие астрономических знаний переплеталось с целями и задачами астрологии,

Астрология — уходящая своими корнями в магию деятельность, состоящая в предсказании будущего (судеб людей, событий разного рода) по поведению, расположению небесных тел (звезд, планет и др.). «»Древнейший из дошедших до нас гороскопов (из Вавилона) датируется второй половиной V в. до н.э. «»

Астрология строилась на религиозном убеждении, что небесные тела являются всесильными божествами и оказывают решающее влияние на судьбы людей и народов,, а так же на представлении о всеобщей причинной связи вещей и их повторяемости — всякий раз, когда на небе будет наблюдаться одно и то же событие, на Земле последуют одни и те же следствия. Из взаимного расположения планет между собой, а также из их отношения к знакам зодиака астрология пытается угадать будущие события и все течение жизни человека.

Хотя Космос оказывает определенное воздействие на земные явления (в том числе, например, геомагнитные бури сказываются на состоянии здоровья человека), причины, порождающие и определяющие человеческие судьбы и социальные явления, лежат не за пределами Земли, а в земных процессах - природных (прежде всего, биологических) и социальных.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!