Наука в цивилизациях Древнего Востока



Становление цивилизации. В X—IX тыс., до н.э. происходит переход от каменного века к нового каменного века (неолита). Совершенствуется техника обработки камня (сверление, шлифование, распиливание и другие операции), изобретена технология производства тканей и глиняной посуды, появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки). Значительно повысилась производительность труда.

При этом значительно возросло антропогенное давление на природу: истреблены многие виды животных (пещерный медведь, пещерный лев, мамонт, шерстистый носорог и т.п.) и значительно сократились другие (зубр, дикая лошадь и т.д.) - это привело к первому в истории экологическому и экономическому кризису.

Кризис не был преодолен и с изобретением лука и стрел, и более интенсивным собирательством и новыми приемами специализированной охоты. Но тем не мене это, а также накопление опыта и знаний, привели к перевороту в системе материального производства — неолитической революции – переходу от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Экологический (и экономический) кризис был преодолен. Жизнь родовой общины стала более обеспеченной, стабильной; люди стали меньше зависеть от природной среды, значительно повысилось общественное благосостояние. Неолитическая революция была первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых, в конечном счете, возникла цивилизация, а вместе с ней и наука.

Важнейшим экономическим следствием перехода к производящему хозяйству явилось возникновение регулярного избыточного продукта, т.е. продукта, который превышает минимально необходимые потребности человека и поэтому может свободно отчуждаться, не обрекая общину на гибель (это привело к росту народонаселения – в период с VIII по IV тыс. до н.э. численность населения нашей планеты увеличилась с 5 млн. до 90 млн. человек).

Освоение металлургии позволило упрочить, закрепить и развить те социально-экономические сдвиги, которые были достигнуты в ходе неолитической революции, прежде всего становление ремесла.

Но неолитическая революция имела и негативные последствия. Главное из них — экологический кризис, вызванный тем, что резкое увеличение численности домашних животных, земледельческих угодий происходило за счет сжигания лесов, сокращения их площадей, а это в свою очередь вело к снижению уровня рек, грунтовых вод, опустыниванию обширных территорий. (в мезолите Сахара была богатейшей саванной. Бесконтрольное развитие скотоводства превратило ее в пустыню - пересохли реки, исчезли озера, вымерли животные.) Человечество вышло из этого кризиса благодаря передвижению на север и освоению новых территорий, освободившихся после таяния ледников, а также развитию поливного земледелия в долинах рек.

C появлением устойчивого избыточного продукта, специализацией родов, семей, общин по отдельным видам труда возникает обмен. Который возник сначала как дарообмен, как способ повышения престижности, установления личных связей.

В дальнейшем он становится систематичным – товар производится специально для обмена; затем из массы товаров выделяется один, который становится всеобщим эквивалентом, т.е. через него выражается стоимость всех других товаров. В качестве всеобщего эквивалента выступали и скот, и слитки металла, и редкие камни. Когда роль всеобщего эквивалента закрепляется за каким-либо одним товаром, вытеснившим другие, такой товар становится деньгами.

А т.к. в денежный товарообмен явно включается ситуация риска, то начинает развиваться сознание. Цивилизация строится на способности человека мысленно соотносить непосредственные условия своей деятельности и общения с такими же условиями других людей, которые осуществляются в любое время и в любом месте. Человек, прежде чем стать цивилизованным, должен был научиться общаться не просто с другими, чужими ему людьми, но и свободно чувствовать себя в ситуации общения с воображаемым партнером, с его знаково-символическими, образными проявлениями. Знак вещи, ее образ и сама вещь должны были разделиться настолько, чтобы они воспринимались как отдельные сущности, хотя и связанные между собой.

Необходимой стороной становления цивилизации выступало развитие форм разделения труда (1- на операции, 2- закрепление отдельных видов деятельности за отдельными лицами, группами – по полу, возрасту), что способствовало значительному росту производительности труда. Определенные виды производственной деятельности все больше закреплялись за отдельными общинами, семьями, товаропроизводителями. Так формировалось общественное разделение труда.

Но разделение труда вырастало из такой формы межобщинного обмена, которая была исторически перспективной, содействовала развитию товарного обмена, максимально стимулировала экономические интересы производителей, приводила к максимально возможному росту производительных сил и производительности труда, способствовала появлению регулярного устойчивого избыточного продукта. Таким условиям удовлетворяло межобщинное разделение - выделение земледельческо-скотоводческих племен из племен, занимавшихся охотой, собирательством, рыболовством и ведущих по преимуществу кочевой образ жизни.

Затем произошло разделение труда, состоявшего в отделении от земледелия кочевого скотоводческого хозяйства, а затем и ремесла. Ремесло было связано со специализацией, профессионализмом, индивидуализированными знаниями и навыками, которые часто хранились в тайне.

Отделение ремесла имело очень важные последствия для становления цивилизации, т.к. было тесно связано с другими общественными процессами и способствовало отделению города от деревни.

На ранних стадиях товарообмен осуществлялся без посредников, что снижало производительность и увеличивало время реализации. Постепенно из среды ремесленников и их семей выделяется группа лиц, непосредственно обеспечивающая реализацию, обмен товаров, — купцы, торговцы.

Т.о. развитие производительных сил, создание производящего хозяйства, земледелия и скотоводства, появление избыточного продукта, развитие обмена и формирование общественного привели к перестройке общества — установление и развитие экономического обмена, социального и имущественного неравенства, обособление собственности, возникновение классов, государства, городов.

Становление письменности. Следующим по значимости было возникновение письменности, которая позволяет закреплять, хранить и передавать речевую информацию с помощью знаков, способна преодолевать пространственные и временные границы общения людей, выходить за пределы непосредственного взаимодействия субъектов, развертывать содержание общения в пространстве и во времени.

Процесс её становления ясен не полностью. Считается, что первые, зачаточные формы неречевых средств передачи информации связаны с предметным письмом — это совокупность предметов, вещей, которые искусственно создавались (или сочетались из природных вещей) одним человеком (или группой) для передачи какой-либо информации другому человеку (группе).

Оно носит абстрактный характер и требует предварительной договоренности для своего адекватного понимания. Если ее нет, то информация может быть понята неверно. «»Ярким примером здесь может служить рассказ древнегреческого историка Геродота о том послании, которое скифы направили вторгнувшемуся в их страну персидскому царю Дарию. Они составили предметное письмо из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Дарий извлек из этого послания смысл, противоположный тому, который вкладывали скифы. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и приносят в знак покорности землю и воду, т.к. мышь живет в земле, питаясь, как и человек, её плодами; лягушка обитает в воде, птица по быстроте, похожа на лошадь, а стрелы – что отказываются от сопротивления. На самом же деле скифы имели в виду, что если вы как птицы не улетите на небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачите в болото, то не вернетесь назад, пораженные стрелами. Следствием стала гибель персидского войска. «»

Следующий шаг в становлении письменности - использование изобразительных средств закрепления информации — пиктография.

Основные направления исторического развития пиктографии:

o выработка единого способа начертания рисунка, понятного для всех представителей данного племени;

o закрепление за каждым рисунком более или менее определенного значения, смысла;

o обогащение набора пиктографических рисунков такими знаками, которые позволяют конкретизировать текст пиктограммы, особенно в том, что касается счета, имен и др.

В течение нескольких тысячелетий пиктограмма перешла в идеографическое письмо, где рисунки заменяются определенными знаками, которое развивалось в направлении от изображения представлений (образов, понятий) независимо от их звучания в устной речи - к иероглифам, где указывали и образы (представления, понятия), и звуки.

Далее появляется клинопись. Клинописное письмо было достаточно сложной системой, из нескольких сотен и даже тысяч специальных знаков.

Высшей формой письменности, сложившейся во II тыс. до н.э., было фонетическое письмо, буквенное, в котором знаки обозначают не предметы, а слоги, звуки и графически передаются отдельные звуковые обозначения.

Алфавитное письмо изобрели финикийцы, которое вошло в основу древнегреческого и арамейского письма, из которого позднее возникли индийская, персидская, арабская системы письменности.

Письменность стала важнейшей предпосылкой становления науки.

Становление древневосточных цивилизаций. Первые цивилизации Древнего Востока начали складываться в Двуречье и в долине Нила в IV тыс. до н.э. Экономической основой этих цивилизаций являлось ирригационное земледелие, которое позволяло собирать несколько богатых урожаев в год. Получение избыточного продукта стало экономической предпосылкой быстрого развития социальных отношений, классообразования, общественного разделения труда, возникновения специализированных ремесел (гончарного, ткацкого, кораблестроительного, металлургического, камнерезного и др.), обособления собственности, образования господствующего класса, государственного аппарата.

Образовались два сектора экономики:

o децентрализованный общинный сектор – это самоуправляющихся соседско-территориальные общины, владеющие землей, члены которых были свободные и полноправные члены и вели земледельческо-скотоводческое натуральное хозяйство;

o централизованные государственные (царско-храмовые) хозяйства (как правило, крупные), широко использовавшие труд зависимых и полузависимых крестьян-общинников, а также рабов.

В результате складывается три класса.

Высший класс — это класс людей, которые непосредственно не занимались производительным трудом, но либо сами владели средствами производства, либо распоряжались государственной и храмовой собственностью от имени царя или касты жрецов. В этой системе духовного производства зарождается протонаучная деятельность.

Средний класс - класс свободных крестьян-общинников и городских (или сельских) ремесленников, непосредственно владевших средствами производства и занятых производительным трудом.

Низший класс - зависимые, не обладавшие собственностью работники, которые подвергались внеэкономической эксплуатации.

Появляются города — это места нахождения храма главного местного божества, государственных и храмовых школ; крупные города обносились защитной стеной, в центре города располагалась цитадель, крепость. Немаловажно, что город характеризовался высоким уровнем бытовой культуры, был средоточием развлечений, земных радостей и бытового комфорта.

Это открытое «социальное пространство», где есть люди разных национальностей, этносов, где смешиваются разные культуры, традиции, где преодолевается консерватизм, традиционность психологии сельского общинника, где быстро развиваются и изменяются ценности, где требуется высокий уровень критицизма, самоанализа, интеллекта.

Но при всем при этом, здесь сохраняется мифологическое сознание - образность, слабое развитие абстрактных понятий, категорий, слабое различение закономерного и необходимого, причинно-следственных связей, доминирование ассоциативного мышления по аналогии, ориентация на традиционность, а не на новации, антропоморфизм. Медленно шел процесс различения природного и человеческого, преодоления слитности человека с природой; вещи наделялись качествами людей, а человек - качествами вещей, которые ему принадлежат.

Человек жил в мире, где самым теснейшим образом переплетались земное и божественное, мир людей и мир богов. Единственное, что может сделать человек, — научиться предвидеть божественные воздействия на него и защищаться от таких воздействий с помощью своих личных, семейных богов-защитников («личный бог») и сверхъестественных сил.

Мифологическое сознание постепенно и медленно и преодолевалось рациональными формами. Постепенно идет возрастание индивидуализации сознания, т.е. человек начинает осознавать себя как самоценность, как личность. Идет противопоставление богам.

Именно на этом этапе зарождается наука в форме протонауки.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!