Физические идеи Средневековья



В период позднего Средневековья (14-15 в.) складываются предпосылки для создания нового естествознания новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии. Этот переход был связан с усилением критического отношения к аристотелизма и с трудностями в разрешении противоречий, с которыми столкнулась схоластика в логической интерпретации основных религиозных догматов. Одним из главных противоречий явилось следующее: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества?

Важным источником новых физических идей стало «отрицательное богословие» теологическая доктрина, которая определяла характеристики Бога на основе абсолютной противоположности свойств земного мира (земное смертно – бог бессмертен; земное конечно – бог бесконечен), и искала принципы, которые бы позволили связать земное и божественное в единое. Ссылка на божественное всемогущество послужили основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских положений и выработки качественно новых образов и представлений, явившихся основой (механистической картины мира). К ним относятся:

· допущение существования пустоты как нематериальной пространственности, пронизанной божественностью;

· изменение отношения к проблеме бесконечности природы;

· представление о прямолинейном бесконечном движении;

· возникновение идей о возможности существования бесконечно большого тела;

· допущение существования среди движений небесных тел не только идеальных, равномерных по окружности, соизмеримых между собой, но и несоизмеримых

Качественные изменения происходят в кинематике и динамике. В кинематике схоласты вводят понятия «средняя скорость», «мгновенная скорость», «равноускоренное движение». В динамике значительного развития достигла теория импетуса (стремительность), связывающая динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Благодаря ей, исследовательская мысль сосредотачивалась на расстоянии движущегося тела от начала движения: тело, падающее по действием импетуса, накапливает его все больше и больше. По мере того как отдаляется от исходного пункта. Это способствовало переходу от понятия импетуса к понятию инерции.

Кроме того, теория импетуса способствовала развитию и уточнению понятия силы: старое понятие силы раздвоилось на два – первое (по Ньютону), это сила воздействия на тело, внешнее по отношению к движению этого тела; второе (по Декарту) – количество движения, т.е. факторы процесса движения, связанные с самим движущимся телом.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!