Правильная техника монтажа



Монтаж, подобно многим другим технологиям, которые рассматривались на предыдущих страницах, внешне является ненавязчивым искусством. Если его делать хорошо, зритель никогда не заметит его, а только ощутит его эффект.
В процессе возбуждающей сцены, например, когда продолжительность кадров становиться все короче и короче, в соответствии с возрастанием напряжения, зритель ощущает только возрастание напряжения и убыстрение действия.
Основные принципы правильного монтажа известны давно, и хотя нет правил без исключений, эти принципы возникли в процессе экспериментального развития киноязыка. Вот некоторые наиболее общие из них:

· Не стоит монтировать между собой кадры, очень похожие друг на друга (например, фронтальный крупный план одного человека и такой же фронтальный крупный план другого человека).

· Избегайте монтажа между собой кадров с чрезвычайно различным масштабом изображения одного и того же предмета (сверхкрупный план со сверхобщим).

· Монтаж между собой кадров одного и того же предмета примерно одного масштаба, снятых с разных точек под углом друг к другу, создает непривлекательные скачки.

· Если два предмета двигаются в одинаковом направлении (преследование, погоня, охота), на экране они должны двигаться в одинаковом направлении. Если их движение на экране направлено в разные стороны, это будет выглядеть либо как встреча, либо как расставание. (Это проявится, если смонтировать вместе кадры, снятые с разных точек съемки, расположенных по одну сторону от направления действия.)

· Всегда избегайте монтажа статичных кадров с быстро движущимся изображением, за исключением специфичных целей.

· Будьте осторожны при монтаже абсолютно черных кадров с изображением максимальной яркости и наоборот, за исключением преднамеренно шоковых эффектов.

· Eсли необходимо нарушить последовательность действия (умышленно или неизбежно), вставьте кадр перебивки. Но попытайтесь гарантировать, что это будет многозначительно связано с основным действием. Показ во время боксерского поединка возбужденного зрителя усиливает напряжение. Показ какого-нибудь мусора или скучающего человека из обслуживающего персонала (просто потому что вы случайно сняли неиспользуемый кадр) может быть маловыразительным, хотя это можно использовать как комментарий к основному действию.

· Если кто-то выходит из кадра (вероятно, исчезая), не стоить показывать его затем вблизи в следующем кадре, снятым под другим углом.

· Избегайте монтажа кадров, которые делают человека или предмет прыгающим с одной стороны экрана на другую в момент монтажного перехода.

· Монтаж кадров, в которых человек поворачивается (или двигается) влево с кадрами поворота (или движения) вправо, редко приемлем из-за весьма вероятной путаницы."Реверсный монтаж" появляется в том случае, если положение камеры изменяется в процессе съемки, и пересекает от одной стороны их маршрута до другой ("пересечение линии").



Рисунок 3 Монтаж

Напряжение действия может быть увеличено быстрым монтажом. В этом примере увеличивающаяся скорость монтажа объединяется со все большим сокращением продолжительности кадров.


Рисунок 4 Правильный монтаж

При монтаже изображения следует избегать следующих неприятных эффектов.
Часть 1 Люди
А Несоответствие высоты камеры
В Различие в величине свободного пространства
С Скачок в размерах. Избавите монтажа кадров, лишь незначительно отличающихся друг от друга в размерах (например, a-b, b-c, c-d). Предмет неожиданно уменьшается или увеличивается в размерах! Разумными изменениями размеров будет соотношение 4:3 или 3:4 (а-с, b-dj.
D Если два идентичных по маештабам изображения двух различных предметов монтируются вместе, это вызывает эффект превращения одного предмета в другой.
Е Монтаж одного сверхобщего плана сдругим, ему подобным, смотрится очень невыразительно.


Часть 2 Монтажные скачки

А Если у вас есть один и тот же предмет в двух соседних кадрах, он может скачком перемещаться но экрану при монтаже.
В Это также может случится в группе кадров (в кадрах * и с).
С Монтаж между собой похожих кадров предмета, снятых с немного отличающихся по расположению точек съемки, может создать эффект "вращения".
D Если последовательность действия в кадрах нарушается при прерывании и последующем возобновлении съемок, действие может выглядеть неправильным или повторяющимся.
При благоприятной возможности попробуйте сделать все эти вещи преднамеренно! Вы увидите, какие странные, какие двусмысленные, или какие беспокоящие эффекты можно получить, и маловероятно, что вам захочется повторить их вновь, если только случайно!


Рисунок 5 Точка съемки

Положение точки съемки камеры может изменяться от взгляда безучастного наблюдателя до субъективного взгляда действующего героя. 1. Мы просто следуем за героем. 2. Здесь мы становимся осведомленными о тон, что происходит вокруг него. 3. Мы смотрим на развивающиеся события вместе с ним. 4. Впечатляющий кадра встречи с ребенком "его глазами".

3.3. Поэтика монтажа в творчестве и теоретических изысканиях Кулешова (Эффект кулешова), Эйзенштейна (Монтаж аттракционов, интеллектуальный монтаж, вертикальный монтаж).

 

Эффект Кулешова — при монтаже в кино, появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом. Описан основателем русской школы кино Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, и более ранних статьях.

Смысл осуществлённого Львом Кулешовым эксперимента заключался в следующем.

Сначала была осуществлена съёмка крупного плана актёра Мозжухина, когда он сидит и просто смотрит куда-то. Для эксперимента были сняты также 3 другие плана: тарелка горячего парящего супа, ребенок в гробу и молодая девушка на диване, после чего плёнка с планом актёра была разрезана на три части и склеена отдельно с кадрами наполненной супом тарелки, с кадрами ребёнка в гробу и с кадрами девушки на диване. Каждый из получившихся монтажных кусков, с портретом Мозжухина в начале, Кулешов продемонстрировал небольшой аудитории, состоящей из его коллег по кинопроизводству.

Все зрители, посмотревшие фрагменты, независимо друг от друга пришли к выводу, что на первом фрагменте герой хочет поесть и привлечён хорошим обедом, во втором — опечален смертью младенца, в третьем — очарован девушкой. На самом деле выражение лица актера во всех трех случаях было, конечно, одним и тем же.

Эксперимент убедительно показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего. Это явление было названо «эффектом Кулешова».

Сам эксперимент приобрёл мировую известность и наряду с «географическим» экспериментом Кулешова стал хрестоматийным объяснением двух главных функций монтажа в кино.

 

Лев Кулешов обьявляет кинематограф самостоятельным искусством, где ведущее место отведено режиссеру. А основная формула этих работ: «в кинематографе должна быть только одна мысль, одна идея — кинематографическая».
Главное выразительное средство в кинематографе, считает Кулешов. это монтаж: «это не просто технический прием, это определенный способ художественного мышления».

Помните: «Подготовляя к съемке сцену, мы с вами все время думаем о будущем монтаже этой сцены. Монтаж должен всегда учитываться и в режиссерском сценарии, и на репетициях, и на съемках, иначе смонтировать сцену (и фильм, состоящий из сцен) будет чрезвычайно трудно, а иногда просто невозможно».

I.«Эффект Кулешова» — это появление нового смыла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.

Эффект был выведен в ходе эксперимента, который заключался в следующем.

«Я чередовал один и тот же кадр — крупный план человека — актера Мозжухина — с различными другими кадрами (тарелкой супа, девушкой, детским гробиком и т.д.). В монтажной взаимосвязи эти кадры приобретали разный смысл. Переживания человека на экране становились различными... Открытие ошеломило меня. Я убедился в величайшей силе монтажа. Монтаж — вот основа, сущность построения кинокартины! По воле режиссера монтаж придает различный смысл содержанию. Таково было мое заключение».

Коллеги по кинопроизводству интерпретировали монтажные склейки как один с разным, но ожидаемым смыслом: первом случае актер Мозжухин испытывает чувство голода и привлечен хорошим обедом. Во втором случае Мозжухин опечален смертью ребенка. В третьем — очарован молодой девушкой. Хотя, напомню, лицо актера одинаково во всех трех случаях.

Этот эксперимент наглядно доказал, как кадр предыдущий может изменить смысл под влиянием кадра последующего.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!