Шри Раманой Махарши 3 страница



Это лишь ум чувствует беспокойство, невзгоды и т. п. Темнота никогда не появляется и не исчезает. Смотрите на солнце и – темноты нет. Подобным образом ищите Себя и обнаружите, что авидья не существует.

П. Шри Рамакришна и другие практиковали концентрацию.

М. Концентрация и все остальные практики предназначены для признания отсутствия, т. е. несуществования, неведения. Никто не может отрицать своего собственного бытия. Бытие есть зна­ние, т. е. сознавание. Это сознательное восприятие подразумевает отсутствие неведения. Поэтому каждый естественно принимает несуществование неведения. И несмотря на это, почему он должен страдать? Потому что он считает себя тем или этим. В этом ошиб­ка. "Я есмь" одно существует; а не "Я есть то и это" или "Я – такой-то и такой-то". Когда существование является абсолютным – это пра­вильно; когда оно специализируется – это ошибка. Такова вся истина.

Посмотрите, как каждый человек допускает, кем он является. Разве он смотрит в зеркало, чтобы познать своё бытие? Его созна­тельное восприятие побуждает его допустить своё существование, или бытие. Но он смешивает его с телом и т. д. Почему он должен так делать? Разве он сознаёт своё тело в глубоком сне? Нет; тем не менее он не прекращает существовать в глубоком сне. Он суще­ствует там, пусть и без тела. Откуда он знает, что существует в глубоком сне? Разве он требует зеркало, чтобы обнаружить своё бытие сейчас? Только будьте сознающим, и ваше бытие прояснит­ся в вашем сознательном восприятии.

П. Как познать Себя?

М. "Познание Себя" означает "Бытие Собой". Разве можно ска­зать, что вы не знаете Себя? Вы не видите собственных глаз и не имеете зеркала, но это ведь не повод для отрицания их наличия? Подобным же образом вы воспринимаете Атман, хотя Он и не является объектом. Разве вы отрицаете своё Я, пусть и не воспри­нимаемое как объект? Ваше высказывание: "Я не могу познать Себя" означает отсутствие Атмана в терминах относительного знания, ибо вы настолько приучены к этому знанию, что отожде­ствляете себя с ним. Такое ошибочное отождествление и создаёт трудность узнавания очевидного Я, так как Оно не является объек­том. А потом вы спрашиваете: "Как человек должен познать Себя?" Ваша трудность сосредоточена в "Как?" Кто должен познать Себя? Может ли тело познать Атман?

Пусть тело отвечает. Кто говорит, что тело ощущается сейчас?

Чтобы соответствовать этому сорту неведения, шастры форму­лируют теорию Божественной лилы, или криды (т. е. игры). Гово­рят, что Бог истекает как ум, чувства, тело и играет. Кто вы такой, чтобы сказать, что эта игра беспокоит вас? Кто вы такой, чтобы ставить под вопрос деяния Бога?

Ваш долг – быть, а не быть этим или тем. "Я ЕСМЬ то Я ЕСМЬ (Я есмь Сущий)" заключает всю истину, а метод практики суммируется двумя словами "БЫТЬ СПОКОЙНЫМ". Что означа­ет "спокойствие"? Оно означает "уничтожь себя", ибо любое имя и форма являются причиной волнения. Отбросьте представление, что "Я есть это и то". Наши шастры говорят: ахамити спхурати [оно сияет как Я ].

П. Что такое спхурапа [сияние]?

М. "Я – Я" [ Ахам, ахам ] есть Атман; "Я есть это" или "Я есть то" [ Ахам идам ] есть эго. Сияние всегда здесь. Эго же прехо­дяще. Когда "Я" сохраняется только как "Я" – это Атман; когда оно внезапно отклоняется (от "Я") и говорит "это", тогда это эго.

П. Бог в стороне от Атмана?

М. Атман – это Бог. "Я ЕСМЬ" – это Бог. "Я есть Атман, о Гудакеша!" (Ахаматма Гудакеша)[20].

Такой вопрос возникает потому, что вы привязаны к эго. Он не поднимется, если вы держитесь за истинное Я, ибо подлинное Я не хочет и не может о чём-либо спрашивать. Если бы Бог был в стороне от Я, то Он должен был бы быть Богом без Я, а это абсурдно.

П. Что такое падение ниц [ намаскара ]?

М. Распростёртое положение означает "умолкание эго". Что такое "умолкание"? Погружение эго в источник его возникнове­ния. Бога нельзя обмануть внешним коленопреклонением, покло­нами и падениями ниц. Он видит, есть здесь индивидуальность или нет.

Г-н Шаманна: Имеется ли некое шестое чувство, чтобы почув­ствовать "Я ЕСМЬ"?

М. Есть ли оно у вас в глубоком сне? Существует только одно бытие, функционирующее посредством пяти чувств. Или вы хо­тите сказать, что каждое чувство независимо от Атмана и есть пять чувств, допускающих некое шестое, чтобы контролировать их? Есть Сила, действующая посредством этих чувств. Как вы мо­жете отрицать существование такой Силы? Разве вы отрицаете своё существование? Разве вы не остаётесь существовать даже в глубоком сне, где тело не воспринимается? То же самое "Я" продол­жает присутствовать сейчас; поэтому мы допускаем наше сущест­вование, имеется тело или его нет. Чувства работают периодиче­ски. Их работа имеет начало и конец. Должен присутствовать некий субстрат, от которого зависят их активности. Откуда они появляются и куда погружаются? Должен быть единственный суб­страт. Скажете ли вы, что это единственное целое не восприни­мается, всё равно это означает признание его единственности, ибо вы говорите, что нет никого другого, чтобы познать его.

Все эти дискуссии нужны только для того, чтобы избавиться от неведения. Когда это сделано, всё станет ясным. Имеет значе­ние компетентность, или зрелость.

П. Не может ли Милость ускорить развитие такой способно­сти в искателе?

М. Оставьте всё это Богу. Безоговорочно отдайтесь Ему. Нуж­но сделать одно из двух: или отдать себя, признав свою слабость и потребность в Высшей Силе, помогающей вам, или исследовать причину страдания, идя к Источнику и погружаясь в Атман. В любом случае вы освободитесь от страдания. Бог никогда не покидает человека, полностью отдавшего себя. Мамекам шаранам враджа [21].

П. И какова направленность ума после отдачи?

М. Разве покорившийся ум задаст такой вопрос? (Смеётся.)

364. Профессор из Неллора спросил о вишварупа даршане [Бог, видимый как вселенная].

М. Вишватма даршана есть вишварупа даршана, т. е. вселен­ское Я, или космическое Я, есть космос. Шри Кришна начинает разговор в главе II (Бхагавад-Гиты), говоря: "У меня нет формы". В главе XI Он говорит: " Рассматривай мою форму как эту все­ленную"[22]. Согласуются ли эти высказывания? И опять Он гово­рит: "Я превосхожу три мира", но Арджуна видит эти три мира в Нём. Шри Кришна говорит: "Я не могу быть видим людьми, бо­гами и т. д."[23], тем не менее Арджуна видит себя и богов в Нём. Никто не мог увидеть, и всё-таки Арджуна был одарён божествен­ным зрением, чтобы видеть Его. Разве это не выглядит лабирин­том противоречий?

Ответ состоит в том, что такое понимание ошибочно. Стхула дришти [грубое видение] на физическом плане является абсур­дом. Необходимо тонкое понимание [ джняна дришти ]. Вот поче­му Арджуне было даровано божественное зрение [ дивья чакшух ]. Может ли такое зрение быть грубым? Приведёт ли вас такое объяс­нение к правильному пониманию?

Шри Кришна говорит: Калошми, "Я есть Время"[24]. Разве Время имеет форму?

Опять же, если вселенная будет Его формой, то должна ли она быть одной и неизменной? Почему Он говорит Арджуне: "Узри во Мне всё, что ты хочешь видеть"? Это означает, что Его форма соответствует желаниям того, кто видит. Говорят о "божествен­ном зрении", но тем не менее каждый красит место действия со­гласно своей собственной точке зрения. Тот, кто видит, присут­ствует также и в том, что видимо. Что есть всё это? Даже какой-нибудь гипнотизёр может заставить вас видеть странные сцены. Вы называете это трюком, тогда как остальное вы зовёте боже­ственным. К чему это различие? Всё увиденное не может быть реальным. Такова истина.

365. В то время как Шри Бхагаван продолжал говорить с тем же напряжением, один из посетителей спросил, как преодолеть отождествление Атмана с телом.

М. Что вы скажете о глубоком сне?

П. Там преобладает неведение.

М. Как вы узнаёте о своём неведении в глубоком сне? Вы су­ществовали в этом сне или нет?

П. Я не знаю.

М. Вы отрицаете своё существование в глубоком сне?

П. Мой рассудок должен допустить это.

М. Каким образом вы делаете вывод, что существуете?

П. Путём рассуждения и на опыте.

М. Необходимо ли рассуждение для переживания? (Смеётся).

П. Является ли медитация аналитической или синтетической?

М. Анализ или синтез – оба принадлежат сфере интеллекта. Атман превосходит интеллект.

366. Перед отъездом в 16.30 г-жа Додвелл задала второй вопрос, спрашивая, чmo подразумевается под нэти-нэти [не это, не это].

М. Сейчас имеется ошибочное отождествление Атмана с телом, чувствами и т. д. Вы приступаете к отбрасыванию их, и это есть нэти [не это]. Это можно сделать, только удерживая та­кое, которое не может быть отброшено. Оно единственно и есть ити [это] – А т м а н, Я.

Февраля

367. Дама, говорящая на языке маратхи, случайная посетитель­ница, собравшаяся уезжать, была почти готова залиться слезами. Она спросила: Я знаю, что мукти невозможно получить в одной жизни. Всё же я действительно не могу иметь покой ума в этой жизни?

Учителъ очень доброжелательно посмотрел на неё и сказал, мяг­ко улыбаясь: Жизнь и всё остальное пребывают исключительно в Брахмане. Брахман присутствует здесь и сейчас. Исследуйте.

П. Я практикую медитацию многие годы. Тем не менее мой ум неустойчив и не может медитировать.

Снова пристально посмотрев на неё, Махарши сказал: Выпол­няйте её сейчас, и всё будет в порядке.

368. Девочка 9–10 лет, чъя мать – филолог, изучающий санск­рит в мадрасском университете, шла в сопровождении Мориса Фридмана и встретила Шри Бхагавана в Палакотту [25] часов в 12 дня. Шри Бхагаван по обыкновению доброжелательно улыбнулся ей. Она спросила Махарши: Почему на земле есть нищета?

М. Благодаря карме.

П. Кто заставляет карму приносить плоды?

М. Бог.

П. Бог заставляет нас выполнять карму и выдаёт плохие пло­ды за плохую карму. Разве это справедливо?

Шри Бхагаван чуть не рассмеялся и был оченъ доволен ею. Он уговаривал её почитатъ ему что-нибудъ при его возвращении в Холл. С тех пор Он наблюдал за ней.

Февраля

369. Джентльмен, говорящий на маратхи, и его жена, уже до­статочно пожилые, были здесь с визитом. Это простые и спокой­ные люди. Они оба уезжали с глазами полными слёз, и этот джентль­мен даже разрыдался, молясь Шри Бхагавану о Милости. Шри Бхагаван пристально посмотрел на них, приоткрыв рот и обна­жив ряд белых зубов. На его глазах также виднелись слёзы.

370. Шри Бхагаван находился в коровнике. Люди работали, и он наблюдал за их работой короткое время. Здесь кто-то вошёл и сообщил, что в Холле ждёт большое количество посетителей. Шри Бхагаван в своей спокойной манере сказал: "Да, да, вы делаете свою работу. Разрешите мне пойти заняться моей. Люди ждут меня. Позвольте мне уйти". Затем он вышел из коровника.

Февраля

371. Группа из трёх человек средних лет, жителей штата Андхра-Прадеш, посетила Шри Бхагавана. Один из них встал на колени и спросил: Я выполняю хатха-йогу, а именно басти, дхау-ти, нети и т. д. Я обнаружил под лодыжкой уплотнение крове­носных сосудов. Это есть результат йоги?

М. Кровеносный сосуд может уплотниться при любых обстоя­тельствах. Сейчас его состояние ещё не такое серьёзное, каким оно может быть в других случаях. Хатха-йога – это процесс очи­щения. Она также помогает обрести покой ума, после того как приведёт вас к пранаяме.

П. Могу ли я выполнять пранаяму?Полезна ли она?

М. Пранаяма – помощник в контроле ума. Только вам не сле­дует останавливаться на пранаяме. Вы должны двигаться дальше к пратъяхаре, дхаране, дхъяне и самадхи [26]. В конечном счёте созреют полные результаты.

Другая группа спросила: Как преодолеть вожделение, стяжатель­ство, смятение, гордость и ревность?

М. Дхьяной.

П. Что такое дхьяна?

М. Дхъяна состоит в том, чтобы удерживать единственную мысль и отталкивать все остальные.

П. Что же нужно брать объектом медитации?

М. Всё, что вы предпочитаете.

П. Говорят, что Шива, Вишну и Гаятри одинаково действенны. На чём следует медитировать мне?

М. На том, что вам нравится больше всего. Как объекты меди­тации они обладают равным влиянием, однако нужно придержи­ваться только одного.

П. Как мне медитировать?

М. Сосредоточьтесь на самом приятном из объектов. Если преобладает одна мысль, то все остальные отходят на задний план и в конце концов искореняются. Разнообразие свидетельствует о присутствии "плохих" мыслей, но когда доминирует объект вашей любви, то удерживаются только "хорошие" мысли. Поэтому приле­питесь только к одной мысли. Дхьяна – это главная практика.

Немного позднее Шри Бхагаван продолжил: Дхьяна подразуме­вает бой. Едва вы начнёте медитацию, посторонние мысли стол­пятся, соберут силу и постараются утопить ту единственную мысль, которую вы пытаетесь удержать. При повторении практики эта "хорошая" мысль должна постепенно усиливаться, и когда она станет совсем могучей, остальные мысли обратятся в бегство. В медитации всегда идёт такая ожесточённая битва. Человек хо­чет избавиться от страданий. Для этого необходим покой ума, т. е. отсутствие смятения, вызываемого разного рода мыслями. Покой ума создаётся только дхьяной.

П. Тогда зачем нужна пранаяма?

М. Пранаяма предназначена для того, кто не может непосред­ственно контролировать мысли. Она играет роль тормоза в авто­машине. Но, как я уже сказал ранее, на ней не следует останав­ливаться, необходимо двигаться к пратьяхаре, дхаране и дхьяне. После того как дхьяна принесёт свои плоды, ум будет оставаться под контролем даже без пранаямы. Асаны (позы) помогают пра-наяме, которая, в свою очередь, помогает дхьяне, и приходит по­кой ума. В этом и состоит цель хатха-йоги.

Позднее Шри Бхагаван продолжил: Когда дхьяна хорошо уста­новлена, её уже нельзя оставить. Она будет продолжаться само­произвольно, даже когда вы заняты работой, игрой или наслаж­дением. Она будет упорствовать также и в глубоком сне. Дхьяна должна укорениться так глубоко, чтобы стать естественной для человека.

П. Какой обряд или действие необходимы для развития дхьяны?

М. Дхьяна сама по себе есть действие, обряд и усилие. Она является самой интенсивной и мощной. Никакое другое усилие не требуется.

П. Разве в джапе нет необходимости?

М. А разве дхьяна это не речь [вше]? Зачем ей нужна джапа?Если дхьяна завоёвана, то нет необходимости в чём-либо ещё.

П. Но разве обет молчания не является полезным?

М. Обет есть только обет. Он может помочь дхьяне в некото­рой степени. Но бесполезно держать рот закрытым и позволять уму буйствовать. Если ум занят дхьяной, то зачем нужна речь?

Ничего нет более полезного, чем дхъяна. Должен ли человек приниматься за действие с обетом молчания, в чём польза этого обета?

П. Что такое джняна-марга?

М. Я так давно говорю об этом. Что такое джняна? Джняна означает осознание Истины. Это выполняется дхьяной. Дхьяна помогает вам держаться Истины, чтобы исключить все мысли.

П. Почему упоминают так много богов?

М. Тело только одно. Однако как много функций оно выпол­няет! Источник всех функций только один. То же самое можно сказать и о богах.

П. Почему человек переживает беды и страдание?

М. Страдание вызвано разнообразными мыслями. Если мыс­ли объединены и сосредоточены на единственной теме, то страда­ния нет, а результат – счастье. После этого даже мысль: "Я делаю что-то" отсутствует; не будет также и интереса к плодам действия.

372. П. Волосы дыбом, рыдающий голос, слёзы радости и т. п. упоминаются в Атма Видья Виласа и других работах. Они обна­руживаются в самадхи или раньше, или позднее?

М. Все они являются симптомами чрезвычайно тонких форм видоизменений ума [ вритти ]. Без двойственности они оставаться не могут. Самадхи – это совершенный Покой, где эти проявления не могут найти место. После выхода из самадхи память об этом состоянии и вызывает эти симптомы. На Пути преданности [ бхак-ти-марга ] они служат предшественниками самадхи.

П. И они не являются такими на пути джняны?

М. Могут быть. В этом отношении нет определённости. Всё зависит от природы индивидуума. Если индивидуальность полно­стью утрачена, то они появиться не могут. Если же присутствует даже её малейший след, то эти симптомы становятся проявлен­ными. Манникавасагар и другие святые говорили об этих симпто­мах. Они говорили, что слёзы обрушиваются непроизвольно и неудержимо. Они не в состоянии подавить слёзы, хотя и сознают их присутствие. У меня было такое же переживание, когда я жил в пещере Вирупакша.

П. Состояние глубокого сна называют опытом Блаженства, но всё-таки при воспоминании о нём волосы не встают дыбом. По­чему они ведут себя так, если вспоминается состояние самадхи?

М. Самадхи означает сон в состоянии бодрствования [ джаг-рат сушупти ].При этом Блаженство является непреодолимым, и его переживание очень ясное, тогда как в глубоком сне это не так.

П. Можем ли мы сказать, что в глубоком сне нет ни несчастья, ни счастья, т. е. переживание является негативным, а не позитивным?

М. Но воспоминание позитивно – человек говорит: "Я спал счастливо". Поэтому в глубоком сне должно быть переживание счастья.

П. Блаженство состоит в отсутствии несчастья, или оно есть нечто позитивное?

М. Оно позитивно. Утрата несчастья и возникновение счастья происходят одновременно.

П. Может ли так случиться, что воспоминание о счастье в глу­боком сне не будет прозрачным и поэтому отсутствует экстаз и т. п.?

М. Блаженство самадхи – это совершенно отчётливое пере­живание, и воспоминание о нём имеет точно такой же характер. Но опыт глубокого сна иной.

Февраля

373. Его Высочество махарадж Майсура имел частное интер­вью с Шри Бхагаваном в заново отстроенной ванной комнате с 9.15 до 9.30 утра. Его Высочество приветствовал Шри Бхагава­на, поместив голову на Его стопы, и сказал: Я много читал о жизни Шри Бхагавана и давно хотел встретиться с Ним, но обстоятель­ства складывались так, что такие намерения было нелегко осу­ществить. Учитывая все мои ограничения, я также не могу пре­бывать здесь, как могут это себе позволить другие ученики. Оставаясь тут около 15 минут, я буду сейчас только молить о Твоей Милости.

(Покидая Холл, Его Высочество снова приветствовал Шри Бхагавана, как и ранее, и уехал, подарив две замечательные шали и некоторые деньги конторе Ашрама.)

Марта

374. Его Высочество махарадж Траванкора имел интервью с 16.30 до 17.15.

Их Высочества махарадж и махарани Траванкора, которые прибыли в Тируваннамалай поездом в 8 утра, посетили Ашрам в 16.15. Публика была удалена из Холла, где сидел Бхагаван. Даже преданные, ежедневно посещающие Холл, были, по досадной ошибке, тоже не допущены к этому интервью. Царскую чету при­гласил к Шри Бхагавану отставной окружной мировой судья. При­сутствовали два адъютанта, личный секретарь Его Высочества махараджа, некоторые чиновники государственной машины Тра­ванкора и адвокат из Малайпура. Дискуссия, начатая окружным судьёй, касалась манаса, концентрации, Реализации, цели творе­ния и т. п. Её Высочество поставила несколько вопросов, выража­ющих её сомнения, и Шри Бхагаван дал объяснения по каждому из них. Его Высочество махарадж также принял участие в дискус­сии. Весь разговор проходил на языках тамили и малаялам.

В течение визита царской семьи Траванкора Её Высочество вы­глядела оживлённой и легко беседовала на малаялам, тамили и английском. Большинство вопросов были заданы Её Высочеством. Один из вопросов был: В чём цель творения?

М. В том, чтобы возник этот вопрос. Исследуйте ответ на него и в конечном счете пребывайте в высочайшем или, скорее, пер­вичном источнике всего – в Атмане. Исследование само перейдёт в поиск Атмана и прекратится только после того, как не-Атман отсеется, а Атман осуществится в Его чистоте и славе.

П. Как начать это исследование?

М. Атман очевиден для всех, и начало также равным обра­зом очевидно.

П. Какова начальная точка для человека на моём уровне раз­вития?

М. Каждый человек имеет некоторый метод упасаны или джапы. Если им заниматься со всей искренностью и с должной настойчивостью, то он автоматически приведёт к исследованию Атмана.

(Пишущий эти строки на интервью не присутствовал, а выше­приведённый материал был собран одним из служителей Шри Махарши.)

Марта

375. Посетитель из Канареса, среднего возраста, спросил об акарме (бездеятельном действии).

М. Что бы человек ни делал после исчезновения эго, есть акарма.

376. Образованный посетитель, говорящий на телугу, который сочинил песню в честъ Шри Бхагавана, прочитал её, положил текст к Его стопам и простерся перед Ним. Через некоторое время он попросил упадешу.

М. Эта упадеша содержится в Упадеша Сарам [27].

П. Но устная и личная инструкция особо ценна.

М. Упадеша будет подходящей, если содержит нечто новое и до сих пор неизвестное. Здесь она состоит в том, чтобы успокоить ум и сохранять свободным от мыслей.

П. Это выглядит невозможным.

М. Но это есть в точности первичное и вечное состояние всех.

П. Оно не воспринимается в нашей повседневной деятельной жизни.

М. Повседневная жизнь не отделена от Вечного Состояния. Пока каждодневная жизнь представляется отличной от духовной жизни, возникают такие трудности. Если духовная жизнь правильно понята, то деятельная жизнь будет восприниматься не отлича­ющейся от неё.

Может ли ум быть схвачен умом, ищущим его как некий объект? Необходимо искать и обрести источник деятельности ума. Он и есть Реальность.

Атман не познаётся из-за вмешательства мыслей. Атман реализован, когда мысли утихли.

П. "Только один из миллиона практикует садханы до успешного конца" (Бхагавад-Гита, VII, 3).

М. "Когда бы непокорный ум ни блуждал, здесь и теперь тащи его и приводи под контроль" (Бхагавад-Гита, VI, 26). "Пойми ум умом" (манаса мана алокья) так провозглашают Упанишады.

П. Является ли ум ограничивающим придатком [ упадхи ]?

М. Да.

П. Является ли видимый [ дришья ] мир реальным [ сатья ]?

М. Он истинен в той же степени, что и сам видящий [ драшта ].Субъект, объект и восприятие образуют триаду [ трипути ]. За ними лежит Реальность. Они появляются и исчезают, тогда как Истина вечна.

П. Эти происшествия, составляющие триаду [ трипути самб-хава ], являются всего лишь временными.

М. Да, если человек обнаруживает Атман даже в преходя­щих предметах, то эти элементы триады будут найдены несуще­ствующими, вернее, неотделимыми от Атмана; и в то же самое время они будут продолжаться.

Марта

377. Посетитель из Андхра-Прадеш среднего возраста: Говорят, что человек божествен. Почему же тогда он имеет горести?

М. Божественность относится к сущностной природе. Горести принадлежат феноменальной природе [ пракрити ].

П. Как человеку преодолеть горести?

М. Осознанием Божественности в себе.

П. Как?

М. Практикой.

П. Каким видом практики?

М. Медитацией.

П. Ум неустойчив в процессе медитации.

М. Всё будет в порядке, если практиковать.

П. Как сделать ум устойчивым?

М. Усилением его.

П. Как усилить ум?

М. Он становится сильнее при общении с мудрым [ сат-санг ].

П. Должны ли мы добавлять молитвы и т. п.?

М. Да.

П. А что сказать о том, у кого нет горестей?

М. Он – достигший йоги. О нём вопрос не стоит.

П. Люди ссылаются на бедствия, такие как землетрясения, голод и т. п., чтобы отвергнуть Бога. Как нам дать отпор таким утверждениям?

М. А откуда они сами пришли – те, кто доказывают?

П. Они говорят: "Из Природы".

М. Одни называют это "Природой", другие "Богом".

П. Должны ли мы хранить что-нибудь на чёрный день или лучше кое-как перебиваться ради духовных достижений?

М. Бог присматривает за всем.

Марта

378. В ходе разговора с посетителем из Андхра-Прадеш Шри Бхагаван процитировал:

асамшаям махабахо мано дурниграхам чалам

абхьясена ту Каунтея вайрагьена ча грхьяте

О мощнорукий, ум, несомненно, беспокоен и труден

для обуздания;

Но упражненьем и бесстрастием обуздать его можно,

Каунтея.

Бхагавад-Гита (VI, 35)

Для объяснения вайрагьи Шри Бхагаван снова процитировал:

Санкальпа прабхаван камамс тъяктва сарван ашешатах

Манасайвендрия грамам виниямья самантатах

Покинув желаньем рождённые страсти, все без остатка,

Умом смирив толпу чувств, стремящихся отовсюду.

Бхагавад-Гита (VI, 24)

В то время как для практики [абхьяса]:

Шанайхшанайрупарамед буддхъя дхрити грхитая

Атмасамстхам монах критва на кинчидапи чинтает

Мало-помалу следует достигать спокойствия

стойко обузданным буддхи,

Установив ум пребывающим в Атмане

и ни о чём не помышляя.

Бхагавад-Гита (VI, 25)

И опять для джняны:

Ято ято нишчарати манас чанчалам астхирам

Татастато ниямьяитад Атманиэва вашам нает

Куда бы ни ускользал ум – в изменчивости и колебаниях, – Снова и снова возвращай его под контроль

и устанавливай опять в Атмане.

Бхагавад-Гита (VI, 26)

Апреля

379. Один джентльмен, Тирумалпад из Ниламбура, говорящий на малаялам, попросил Шри Бхагавана объяснить ему Атма-видью (Познание Атмана[28]). Шри Бхагаван объяснил появление этого небольшого произведения из 5 строф следующим образом [29].

Чидамбарам – это известное место паломничества, связанное с Нанданаром[30], который пел, что Атма Видью достичь труднее всего. Муруганар (многолетний преданный Шри Бхагавана) начал, однако, своё стихотворение с утверждения, что Атма Видья – легчайшее [ айе атисулабхам ] из всех достижений. Айе атисулабхам – основная нота этой песни. Чтобы объяснить это экстраординарное утверждение, он доказывал, что Атма, будучи Истинной природой, Я, неизменно очевидна даже само­му неграмотному из людей. Первоначальное утверждение и по­следующее рассуждение несовместимы, поскольку нет необхо­димости в достижении, если Я является субстратом всех "я", а потому также и очевидным. Естественно, он (Муруганар) не мог дальше заниматься этой темой и положил первые четыре строки, сочинённые им[31], перед Шри Бхагаваном для заверше­ния.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!