Психологическая безопасность



Собеседник сказал, что очень тщательно вник в данный вопрос, настолько глубоко, насколько смог, изучив все, что было написано о предмете. Он был убежден, что в различных частях мира существова­ли определенные мастера. Они не проявляли себя физически, кроме как их особым ученикам, но были в контакте с людьми иными способами. Они оказы­вали благотворное влияние и вели лидеров всемир­ной мысли и дел, хотя сами лидеры не осознавали этого. Они творили революцию и мир. Наш спут­ник был убежден, что у каждого материка есть груп­па мастеров, формирующая их судьбу и дающая им свое благословение. Он знал нескольких учеников этих мастеров, по крайней мере, они сказали ему, что существуют, добавил он сдержанно. Он был пол­ностью серьезен и желал знать больше об этих ма­стерах. Было ли возможно получить опыт напря­мую, вступить в контакт с ними? Как тиха была река! Две блестящие небольшие королевские рыбки плавали вверх и вниз, близко к берегу, прямо у поверхности. Летало несколько пчел, собирая воду для своих ульев, и рыбацкая лодка стояла посередине русла реки. Деревья вдоль реки были богаты листвой и отбрасывали обильные и тем­ные тени. В полях недавно посаженный рис ярко зеленел, и кричала рисовая птичка. Это был очень умиротворяющий пейзаж, и жаль было обсуждать наши мелкие, незначительные проблемы. Вечернее небо было голубого цвета. Шумные города остались далеко. Через реку стояла деревня, и вьющаяся до­рожка тянулась, извиваясь, вдоль берега. Какой-то мальчик пел чистым, высоким голосом, который не нарушал спокойствия места.

Мы — странные люди, блуждаем в поиске чего-то в отдаленных местах, когда это все так близко к нам. Красота всегда где-то там и никогда не здесь. Истина никогда не находится в наших домах, а на­ходится в каком-то отдаленном месте. Мы отправ­ляемся на другую сторону планеты, чтобы найти мастера, господина, и забываем о слуге. Мы не по­нимаем обычные вещи в нашей жизни, каждоднев­ную борьбу и радость, все же пытаемся уловить та­инственное и скрытое. Мы не знаем себя, но жела­ем служить тому или следовать за тем, кто обещает вознаграждение, надежду, утопию. Пока мы запу­танны, то, что мы выбираем, также запутанно. Мы не можем видеть ясно, пока остаемся полуслепыми, и если мы что-то видим, то оно неполное и нереальное. Мы знаем все это, но все-таки наши желания, стремления настолько сильны, что ведут нас к ил­люзиям и бесконечным страданиям.

Вера в мастера создает мастера, а опыт форми­руется верой. Вера в особый образец взаимодействия, или в идеологию, действительно дает то, чего очень хочется, но какой ценой и в каком страдании! Если индивидуум способный, то вера становится мощью в его руках, оружием куда более опасным, чем ру­жье. Для большинства из нас вера имеет большее значение, чем действительность. Понимание того, что есть, не требует веры. Наоборот, вера, идея, предубеждение являются определенной помехой для понимания. Но мы предпочитаем наши верования, наши догмы, они согревают нас, обещают, вдохнов­ляют. Если бы мы поняли суть наших верований и почему мы цепляемся за них, одна из главных при­чин антагонизма исчезла бы.

Желание извлекать пользу, личную или для об­щества, ведет к невежеству и иллюзии, к разруше­нию и страданию. Это желание не только все боль­шего и большего физического комфорта, но и влас­ти: власти денег, знаний, отождествления. Тяга к большему — это начало конфликта и страдания. Мы пытаемся спастись от этого страдания через любою форму самообмана, через подавление, под­мену и возвеличивание. Но тяга продолжается, воз­можно, на ином уровне. На любом уровне эта тяга есть конфликт и боль. Одно из наиболее легких спа­сений — это гуру, мастер. Некоторые спасаются через политическую идеологию с ее деятельностью, другие — с помощью ощущений от ритуалов и дисциплины, третьи — через мастера. Тогда способ спасения становится существенным, а страхи и уп­рямство стоят на страже этого способа. Тогда не­важно, кто выу важен только мастер. Вы важны толь­ко как слуга, неважно, какой, или как ученик. Что­бы стать одним из них, вы должны выполнять опре­деленные вещи, соответствовать определенным ус­ловиям, пройти через определенные трудности. Вы охотно делаете все это, так как отождествление да­рит удовольствие и силу. Именем мастера удоволь­ствие и сила стали уважаемыми. Вы больше не оди­ноки, не смущены и растеряны, вы принадлежите ему, партии, идее. Вы в безопасности.

В конце концов, именно этого большинство из нас хочет быть в безопасности, быть защищенным. Быть в растерянности вместе со многими — это форма пси­хологической безопасности, быть отождествленным с группой или с идеей, светской или духовной, зна­чит чувствовать себя в безопасности. Именно поэто­му большинство из нас примыкают к националис­там, даже притом, что это увеличивает разрушение и страдание, именно поэтому организованная рели­гия так сильно удерживает людей, даже если это вызывает разногласия и взращивает антагонизм. Тяга к личной или групповой безопасности навлекает раз­рушение, а безопасность в психологическом отноше­нии порождает иллюзию. Наша жизнь — это иллю­зия и страдание, с редкими минутами просветления и Радости, поэтому все, что обещает нам рай, мы с Удовольствием принимаем. Некоторые видят тщетность политических утопий и поэтому переключаются на религиозность, что, опять же, для того что­бы найти безопасность и надежду в мастерах, в дог­мах, в идеях. Поскольку вера формирует опыт, мас­тера становятся неизбежной действительностью. Еди­ножды испытав удовольствие от отождествления, ум твердо убежден, и ничто не сможет его поколебать, поскольку его критерий — это опыт.

Но опыт — это не действительность. Действи­тельность не может быть пережита. Она есть. Если переживающий думает, что он переживает действи­тельность, то он знает только иллюзию. Все знание действительности — это иллюзия. Знание или опыт должны прекратиться, чтобы существовала действи­тельность. Опыт не может встретиться с действи­тельностью. Опыт формирует знание, а знание об­ращается к опыту. Они оба должны умолкнуть для того, чтобы настала действительность.

Искренность

Был виден небольшой участок зеленой лужайки с великолепными цветами. Она была заботливо ухо­жена. Поскольку солнце прилагало все усилия, что­бы сжечь лужайку и высушить цветы, было видно, что ей уделялось большое внимание. За этим вос­хитительным садом, в стороне от домов, начина­лось синее море, искрящееся на солнце, и с белею­щим вдали парусом. Из окна комнаты были видны сад, здания и вершины деревьев. Ранним утром и вечером открывался красивый вид из окна на море. В течение дня вода в нем становилась яркой и жес­ткой, но даже в жаркий полдень там всегда виднел­ся парус. Скоро солнце опустится в море, создавая ярко-огненную дорожку, и сумерек не будет. Ве­черняя звезда будет парить над горизонтом и исчез­нет. Узкую полоску молодой луны подхватит вечер, но и она также исчезнет в беспокойном море, и тем­нота воцарится над водой.

Наш спутник говорил о Боге, о его утренних и вечерних молитвах, постах, клятвах, горячих жела­ниях. Он выражался очень ясно и определенно, не было никакого сомнения в выборе правильного сло­ва. Его ум был хорошо натренирован, поскольку его профессия требовала это. Этот человек был ясног­лазым и настороженным мужчиной, хотя в нем при­сутствовала некоторая жесткость. То, как он дер­жал осанку, показывало упорство в цели и отсут­ствие гибкости. Им, очевидно, двигала необычно мощная воля, и, хотя он непринужденно улыбался, его воля была всегда начеку, осторожная и господ­ствующая. Он был очень правилен в повседневной жизни, и ломал установившиеся привычки лишь приказом воли. Без воли, по его мнению, не могло быть никакой добродетели. Воля необходима, чтобы сразить зло. Сражение между добром и злом было извечным, и одна воля подавляла зло. В нем при­сутствовала нежность, глядя на лужайку, на краси­вые цветы он улыбался, но никогда не позволял сво­ему уму блуждать вне пределов воли и ее воздей­ствия. Хотя он усердно избегал резких слов, гнева и любого проявления нетерпения, его воля сделала его по-странному жестоким. Если красота вписывалась в рамки его цели, он принимал ее. Но в нем всегда скрывался страх чувственности, боль от которой он пробовал сдерживать. Он был хорошо начитан и учтив, но его воля следовала за ним, подобно тени.

Искренность никогда не может быть проста. Ис­кренность — это нерестилище воли, а воля не мо­жет раскрыть пути своего «я». Самопознание — не плод воли, самопознание возникает благодаря по­ниманию, мгновения за мгновением, посылов дви­жения жизни. Воля отключает эти спонтанные по­сылы, единственно которые показывают строение «я». Воля — это сама суть желания, и для понима­ния желания она становится помехой. Воля в любой ее форме, высший ли это разум или глубоко укоре­нившиеся желания, никогда не может быть пассив­ной. А только в пассивности, во внимательном мол­чании может явиться истина. Конфликт происходит всегда между желаниями, на каком бы уровне они ни находились. Усиление одного желания в проти­вопоставлении другому только благоприятствует дальнейшему сопротивлению, а это сопротивление есть воля. Понимание никогда не сможет проник­нуть через сопротивление. Что является важным — это понять желание, а не преодолевать одно жела­ние с помощью другого.

Желание достигать, извлекать пользу лежит в основе искренности, и это побуждение, поверхно­стное или глубокое не имеет значения, приводит к желанию приспособиться, которое является нача­лом страха. Страх ограничивает самопознание пережитым, так что нет никакой возможности пойти выше пережитого. Таким образом, ограниченное самопознание только искусственно культивирует сильнее и глубже самосознание, «я», увеличиваю­щееся все больше и больше на различных уровнях и в различные периоды. Поэтому противоречие и боль продолжаются. Вы можете преднамеренно за­быться или уйти с головой в какую-нибудь дея­тельность, вырастить сад или поддерживать идео­логию, разжечь в целом народе пылающий жар вой­ны. Но теперь вы — это страна, идея, деятельность, Бог. Чем больше отождествления, тем больше они укрывают ваши конфликты и боль, и так происхо­дит постоянная борьба за отождествление с чем-то. Это желание быть единым с избранным объектом порождает конфликт искренности, который совер­шенно отрицает простоту. Вы можете сыпать пепел на свою голову или носить простую одежду, или бродить как нищий, но это не простота.

Простота и искренность никогда не смогут быть компаньонами. Тот, кто отождествил себя на любом уровне с чем-то, может быть искренним, но он не прост. Воля быть — противопоставление простоте. Простота возникает со свободой от жадного про­буждения желания достигнуть. Достижение есть отождествление, а отождествление есть воля. Про­стота — это живое, пассивное осознание, в котором переживающий не запоминает переживание. Само­анализ предотвращает это пассивное осознание. У анализа всегда есть мотив: быть свободным, пони­мать, извлекать пользу — и это желание только подчеркивает самосознание. Аналогично собствен­ные умозаключения сковывают самопознание.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!