искусство за рамки истины. Скорее он предпочитает понимать
Искусство как нечто, не достигшее пока статуса абсолютной истины.
Поэтому искусство остается необходимым лишь до того времени, пока
Человек не в состоянии приблизиться к познанию абсолютной истины
Более адекватными способами. Именно в этом смысле надо понимать
Гегелевское соотнесение искусства с прошлым. Искусство в его наивысшем
Призвании выступает для человека своеобразным пройденным
Этапом.
Контрольные вопросы
1. Что, по Гегелю, можно считать эстетическим?
2. Почему Гегель считал возможным объединение истины и добра?
3. Какова, по Гегелю, истинная типология художественной культуры? __
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) видел в прекрасном один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В век классического искусства (Древняя Греция) дух обретает в своем развитии гармоническое единство с материальной формой и находит в ней полное и адекватное выражение, и это прекрасно. "Прекрасное – чувственное явление, чувственная видимость идеи. Ибо в красоте чувственное и вообще объективное не сохраняет в себе никакой самостоятельности, а должно отказаться от непосредственности своего бытия, так как это чувственное есть лишь наличное бытие, объективность понятия, и положено как некая реальность, которая воплощает понятие как находящееся в единстве со своей объективностью" (Гегель. Т. XII. С. 115). По Гегелю, прекрасное в действительности есть жизнь, выступающая как животный организм, как человеческий организм и как организм духовного мира (семья, государство); в природе прекрасное ограниченно и конечно, поэтому оно – неадекватная форма воплощения идеи, так как идея бесконечна и свободна внутри себя. Прекрасен предмет, в котором идея проявилась наиболее полно. Для Гегеля понятие прекрасного оттеснено на второй план понятием истинного: чем глубже мыслит человек, тем менее ему нужно прекрасное; ныне человек научился мыслить абстрактно (на смену веку искусства пришел век философии). В искусстве для Гегеля ценно только то, что дает возможность приблизиться к абсолютной идее. Философия, по Гегелю, познает абсолютный дух как идею, а искусство познает дух не непосредственно, а через его чувственное выражение (красота – абсолютная идея, воплощенная в предметном мире и познаваемая через него). От красоты познание стремится восходить к истине. Искусство – звено самопознания духа, в котором сосуществуют конкретная чувственность природы и духовность идеи. По Гегелю, прекрасное в природе – момент развития духа. Оно предшествует прекрасному в искусстве. Лишь в искусстве прекрасное существует как идея прекрасного и ее видоизменения, идеи возвышенного, трагического, комического.
Красота в действительности непостоянна, непоследовательна, груба, материалистична. "Красота в искусстве стоит выше красоты в природе, ибо красота в искусстве является красотой, порожденной и вновь порождаемой духом, и насколько дух и его произведения стоят выше красоты в искусстве, настолько и красота в искусстве стоит выше красоты в природе" (Гегель. Т. XII. С.2). Гегель подчеркивал одухотворенность прекрасного. Источник этой одухотворенности – в абсолютной идее, воплощающейся в конкретные предметы. Гегель вводит три ступени прекрасного: "первая ступень занимается понятием прекрасного вообще; вторая – прекрасным в природе, недостатки которого вызывают необходимость в идеале, в прекрасном в искусстве; третья ступень имеет предметом своего рассмотрения идеал в его осуществлении, в его художественном воплощении в произведении искусства" (см.: Гегель. Т. XII. С. 109). Человек стремится от мира конечных вещей к абсолютной идее. Это стремление разветвляется на стремления: к истине, к добру и к красоте.
По Гегелю прекрасное – чувственное выражение идеи в форме единичности; добро – в форме особенности, а истина – идея в форме всеобщности.
|
|
|
|
Г.В.Ф. Гегель
|
|
Теоретическое наследие Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831) стало своеобразным итогом
развития немецкой классической эстетики. Философу удалось не только обобщить и
систематизировать наиболее существенные идеи своих предшественников, но и
ввести в рассмотрение эстетических проблем историзм и диалектику.
Свое эстетическое учение Гегель излагает в лекциях, прочитанных в
Гейдельбергском (1817-1818) и Берлинском (1820-1829) университетах.
«Эстетика» Гегеля состоит из введения, учения о прекрасном или идеале, учения о
трех формах существования искусства и теории отдельных его видов (архитектуры,
скульптуры, живописи, музыки, поэзии). Остановимся на тех страницах
гегелевского сочинения, которые раскрывают природу искусства, специфику его
общественного функционирования, противоречие идеологических и гуманистических
тенденций в нем.
В своей «Эстетике» Гегель последовательно провел исторический принцип
рассмотрения искусства, подчеркнув огромное социальное значение этого
явления. Согласно его грандиозной по своему идейному богатству эстетической
концепции искусство проходит три стадии, характеризующие изменение
|
|
соотношения содержания и формы: символическую, классическую, романтическую.
Символическая форма искусства (которой соответствует искусство Древнего
и отчасти средневекового Востока) — есть его начальная стадия. Ей предшествует
так называемое «предыскусство», то есть басни, притчи, аллегории, дидактические
поэмы. Символическая форма характеризуется тем, что в ней идейное содержание
еще не обладает особой индивидуальностью, которая и является предпосылкой
«идеала». Однако эта еще неясная идея не может найти адекватную форму
выражения. Это приводит к символизму, который способен создать только «внешнюю
среду» для идеи. Как следствие этого наблюдается отсутствие единства между
содержанием и формой, более того ощущается преобладание формы над содержанием.
Принципу символической формы искусства более всего соответствует, по мысли
Гегеля, архитектура.
Классическая форма искусства включает в себя единство содержания и
формы. Путь к этому единству отражен в борьбе старых и олимпийских богов
античной Греции и в победе последних. Идея, получившая в образах классического
искусства черты индивидуальности, выступает как идеал.
Эстетический идеал в классическом искусстве Греции порождает гармоническое
единство содержания и формы, что получило наиболее полное выражение в
античной классической скульптуре. Между тем, очеловечивание облика античных
богов постепенно привело к умножению случайных черт в их реальном облике.
Это, в свою очередь, стало причиной их гибели, как носителей классического
идеала. Подобное разложение классического искусства и способствовало
переходу к романтической его форме.
Романтическая форма искусства утверждала приоритет духовного содержания
над чувственной формой. В свою очередь, изживание формы ведет и к
самоуничтожению искусства, ибо оно по своей природе нуждается в чувственной
форме. Романтической форме искусства по этапам восхождения к духовному
соответствуют живопись, музыка, поэзия.
Изложенная выше эволюция, по Гегелю, есть реализация искусством его основной
социальной функции — познавательной, поскольку искусство есть форма
самопознания абсолютной идеи.
«Именно искусство, — подчеркивал Гегель, — доводит до сознания истину в виде
чувственного образа, который в самом своем явлении имеет высший, более
глубокий смысл и значение» (Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1.—М, 1968.—С.
109).
Все другие функции искусства в «Эстетике» Гегеля рассматриваются в зависимости
от познавательной функции и потому не имеют самостоятельного значения.
Обращение к абсолютному духу, в котором, якобы, искусство должно найти свою
цель, показывает желание Гегеля увидеть прежде всего общечеловеческое
содержание художественного творчества, его возможность быть одним из
способов «... познания глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин
духа» (Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Соч. В 14-и тт. Т. 12— М.,
1958— С. 33).
Идея развития искусства по некоторым, различающимся друг от друга в
содержательном плане ступеням, включала в себя существенный зародыш историзма
в понимании функций искусства: от преобладания общечеловеческих аспектов и
мотивов в направлении все более заметного усиления классовых,
идеологических. Наиболее полно познавательные возможности искусства, по
Гегелю, выявляются тогда, когда общечеловеческое и классово-идеологическое в
его содержании как бы сливаются в единстве чувственного и рационального,
предметно-образной и идеальной формы. Это слияние он увидел в искусстве
античности. Но Гегель был далек от абсолютизации искусства Древней Греции.
Более того, он испытал сильное влияние романтической культуры своего
времени.
Гегель понимал, что исторически изменяется не только художественный способ
воплощения идеала, но изменяется и сам общественный идеал, становясь все
более сложным по своему нравственному смыслу. Философ видел, что выражая
идеалы нового времени, искусство встает перед задачами, которые искусству
древности были бы очевидно не под силу. Отсюда вытекало сомнение Гегеля в
познавательных возможностях современного ему искусства и даже искусства
будущего. Поэтому-то, считает он, гедонистическая и дидактическая его
функции становятся все более и более заметными в художественной жизни
общества.
Гегель, разумеется, видел начало кризисных явлений в социальном
функционировании современного ему буржуазного общества. Искусство как бы
раздваивалось: его предметно-чувственное и духовно познавательное начала
теряли между собой их первоначальную естественную связь. Первое уже не могло
играть той роли какую оно играло в искусстве древности. Человечество
поднялось на слишком высокую ступень в рациональном познании мира. Но,
поскольку духовное содержание ушло вперед, стало столь сложным, что не могло
быть уже воплощено в адекватную чувственно-образную форму, познавательная
функция искусства теряет и свое прежнее значение.
В самом искусстве, как средстве познания, начинают играть все большую роль
философские, рационалистические структуры. Считая упадок искусства в
индустриальную эпоху исторически неизбежным и разумным, Гегель оправдывал
противоречия капиталистического развития. Он звал человечество навсегда
примириться с условиями индустриальной цивилизации, которые он рассматривал
как вечные, единственно разумные условия жизни.
По существу, Гегель подошел к мысли не о том, что искусство должно отмереть
вообще, а о том, что его социальные функции коренным образом изменяются,
идеологизируются и усложняются. Познавательная функция уже не может быть
столь специфична искусству как на его первых двух исторических ступенях. Но
далее, констатировал Гегель, искусство не соответствует более «духу
времени». «Дух нашего современного мира, — писал он в своей «Эстетике», —
точнее говоря, дух нашей религии и нашей, основанной на разуме культуры,
поднялся, по-видимому, выше той ступени, на которой искусство представляет
собой высшую форму осознания абсолютного» (Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1.—
С. 16).
И хотя историчность и диалектичность мышления Гегеля подводили его к
пониманию многофункциональности искусства, определяющим стало стремление
видеть в искусстве лишь специфическое чувственное выражение некоего
универсально-логического идеала. «Искусство имеет своей задачей, —
подчеркивал Гегель в «Лекциях по истории философии», — раскрыть истину в
чувственной форме, в художественном оформлении» (Гегель Г. В. Ф. Лекции по
истории философии // Гегель Г. В. Ф. Т. 12. С. 60). При этом исключалась
возможность обнаружить прямую зависимость искусства от материальной жизни
общества. Более того, по мысли Гегеля, общечеловеческие, гуманистические
тенденции в содержании искусства вступают в противоречие с идеологическими
нормами существовавших в тот исторический момент социальных отношений.
В своей «Эстетике» Гегель глубоко анализирует древнегреческую трагедию,
скульптуру и архитектуру, средневековый эпос, византийскую живопись,
искусство Ренессанса, классицизма, тем самым оказывая воздействие и на
осмысление теории художественного творчества.
Огромное влияние оказала гегелевская эстетика и на современников великого
философа. Это способствовало появлению новых имен, эстетических школ и
направлений, в основном позитивистского плана. Неогегельянцами называли себя
К. Розенкранц, автор «Эстетики безобразного» (1835), А. Руге, написавший
«Новую предварительную школу эстетики» (1837), и Ф. Г. Фишер, чей труд
«Эстетика или наука прекрасного» представляет собой достаточно развернутое
сочинение
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!