Столкновение с выборочным методом



До тех пор пока статистические данные были делом сугубо ве­домственным, а сходные ряды чисел статистики самоубийств, пре­ступлений, несчастных случаев, рождений, браков и т. д. публико­вались только в ежегодниках и в специальной литературе, иссле­дование взаимосвязей не получало развития. Даже наиболее образованным слоям, не говоря уже об остальном населении, связь между законом больших чисел и человеком не была ясна.

Это обнаружилось при вторичном сопоставлении, то есть при появлении выборочного и демоскопического методов, когда с при­менением статистики отпала необходимость в полных данных и официальной документации и когда повсеместное распростране­ние получили выдержки и компиляции из сферы признаков.

Теперь речь шла не только о зловещем однообразии мораль­ной статистики из пятилетия в пятилетие. Данное математиками объяснение этого явления постоянными причинами было принято, не встретив особых препятствий в понимании, поскольку и эта про­блема, и связанная с ней идея предопределенности человеческих действий уже были предметом обсуждения. Теперь добавились два новых обстоятельства: во-первых, принцип репрезентативной выборки, согласно которому выводы, сделанные применительно к небольшой части населения, распространяются на все население; во-вторых, существенное расширение исследуемых вопросов, вы­ход за пределы более или менее очевидных фактов официальной статистики. При этом широкой публике представляется непостижи­мым, если не абсурдным, сходство данных, наблюдаемое незави­симо от того, были ли они получены от тысячи человек или от мно­гих миллионов, то есть тот факт, что часть, крохотная доля может выступать от имени всех.

И снова (как и в случае с моральной статистикой) доказуемое положение в сфере статистики противоречило опыту в сфере индивидуального. Рядовой критик, по-видимому, рассуждает пример­но так: меня самого не опрашивали, так что о моем мнении вообще ничего не известно. 99% населения, как и я, не были опрошены, так что и о мнении этой части населения тоже ничего сказать нельзя.

Свой опыт в сфере индивидуального он, как нечто само собой разумеющееся, переносит на сферу статистики. Согласно его опы­ту, никто не может знать его мнение, не опросив его самого или каким-нибудь другим путем не наведя справки о нем лично…

Иногда для облегчения понимания пытаются наглядно объяс­нить теорию выборки на конкретных объектах и примерах. Так, для того чтобы судить о качестве целой бутылки или бочки вина, доста­точно сделать один глоток; торговец зерном для определения ка­чества предлагаемой пшеницы берет лишь по одной горсти из разных мест и т. д. Однако при этом поставленная здесь проблема недооценивается.

Действенность принципа выборки по отношению к вещам (а также к растениям и животным) - черные и белые шары, орехи; мы называем только некоторые из наиболее часто используемых для демонстрации объектов - эмоционально не оспаривается. Не­допустимым и невозможным считается перенос этого принципа на людей. Основную трудность, решающий момент здесь следует ус­матривать в оскорблении чувства собственного достоинства лю­дей. С самим по себе противоречием между объективно доказуе­мым положением и субъективным опытом вполне можно было бы смириться. В самом деле, в многочисленных случаях обмана чувств человек охотно выслушивал доводы прогрессирующего естествознания, так что противоречие между действительностью и иллюзией воспринималось даже как нечто привлекательное.

Однако положение в корне меняется, когда затрагиваются и подвергаются сомнению предпосылки, жизненно важные для чело­века. А ведь именно об этом идет речь при применении, прежде всего, моральной статистики, а затем выборочного метода; ибо, не­смотря на логико-математическое объяснение, в данном случае создается полное впечатление утраты человеком свободы воли, а вместе с ней и чувства собственного достоинства…

Поверхностна ли статистика?

К изложенным причинам эмоциональной неприязни к демоскопическому методу добавляется еще одна, вызывающая своего рода рассудочную неприязнь: результаты опросов – как и вообще данные в сфере множественного – характеризуются известной фрагментарностью.

Это объясняется сущностью метода, при котором глубоко изу­чить можно только немногих выбранных, от остальных же прихо­дится абстрагироваться; такая фрагментарность не удовлетворяет умственную потребность в цельности, в полном понимании и пол­ном охвате. Иногда ощущение фрагментарности приводит к мне­нию, что данные взяты только «с поверхности». Это, конечно же, заблуждение.

Неправильное понимание метода опросов и его результа­тов возникает из-за переноса представлений? мыслительных привычек, опыта и ожиданий, относящихся к сфере индивиду­ального, на статистическую сферу или сферу признаков, и, на­оборот - в результате объяснения явлений» свойственных сфере признаков, понятиями, взятыми из сферы индивиду­ального. Когда учитывают необходимость отделения одной сферы от другой, когда ожидания и приобретаемый опыт отвечают стати­стическому мышлению, когда создаются мыслительные привычки, методы и представления, соответствующие статистическому мыш­лению, недоразумения разъясняются...


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!