Новгородцев об идеале права



Позитивное право, положительное право (лат. ius positivism) — право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя. Позитивное право — официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившее закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве.Позитивное право противопоставляется естественному.

Одним из наиболее ярких представителей философии права в России конца XIX – начала XX века был Павел Иванович Новгородцев (1866–1924 гг.).

Новгородцев, отмечая кризис правосознания, попытался определить задачи разрешения этого кризиса, неоднократно акцентируя внимание на создании особой науки, которая могла бы удовлетворить потребности юридической науки, возродить ее активную жизнеутверждающую ценность. Речь прежде всего шла о создании философии права, в рамках которой можно было бы определить перспективы юридической науки. Провозгласив необходимость поворота к философско-правовому идеализму в целом ряде работ, вызвавших широкий общественный резонанс, Новгородцев стал признанным главой школы «возрожденного естественного права» в России.

В возрождении естественно-правовой идеи философ усматривает прежде всего живую и настоятельную потребность времени, а также закономерность развития юридической науки. В предисловии к монографии «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права», защищенной в 1902 г. в качестве докторской диссертации, Новгородцев отметил, что интерес к проблеме естественного права возник у него еще до начала работы над произведением «Историческая школа юристов» (1897 г.)[6]. А в последнем произведении он стремился к тому, чтобы определить, насколько историческое направление в юриспруденции упразднило идею естественного права, которая по мнению философа «издавна являлась опорой философии права»[7]. В результате исследования Новгородцев пришел к мысли, что «это упразднение было мнимым и что естественно-правовая идея пережила те нападения, которые были против нее сделаны»[8].

Что же представляет собой идея естественного права, которую Новгородцев рассматривал в качестве опоры философии права? Идею естественного права он анализирует в историческом и философско-теоретическом аспектах. В рамках исторического анализа идеи естественного права философ стремится установить истоки возникновения естественно-правового мышления, а также выявить основные этапы эволюции естественного права, наиболее существенные стороны его развития и существования как необходимого элемента естественно-правового мышления.

Новгородцев утверждал, что идея естественного права возникла не в Новое время, она существовала также и в древности, и в Средние века. Еще досократические философы в Греции ставили вопрос о праве, существующем от природы, противопоставляя его праву, существующему по человеческому установлению. Их примеру следовали самые разнообразные философские доктрины во имя прогрессивных требований жизни строившие идеалы будущего.

В эпоху, предшествовавшую Ренессансу, право интерпретировалось, по существу, двумя способами: с одной стороны, оно воспринималось как проявление божьего суда, вследствие чего имело характер необходимости, абсолютности и вечности (этот подход был нормой для средневековья); с другой стороны, право рассматривалось как договор между людьми, который является относительным и носит изменчивый характер (такой подход наблюдается в философии древнего мира). Но существовала еще одна интерпретация, согласно которой право вытекает из общей человеческой природы, и этим определяется его необходимость. Понятие естественное право, утверждает Новгородцев, было известно уже древним стоикам и в средневековье (Ф.Аквинский), но по-настоящему оно развивается лишь на пороге Нового времени.

В рамках теоретического анализа идеи естественного права Новгородцев прежде всего стремится выявить соотношение исторического и философско-теоретического методов исследования идейных образований, что, в свою очередь, предоставляет возможность определить задачи и перспективы этого анализа. Новгородцев считает, что свойство идеи заключено по существу в стремлении за пределами своего времени объединять в себе различные впечатления, т.е., воскрешая прошлое, предсказывать будущее и поэтому переживать настоящее. Каждая доктрина, как отражение своего времени, представляет собою элемент известной исторической эпохи, являясь одновременно некоторым теоретическим или практическим утверждением, которое, в свою очередь, подлежит обсуждению и усвоению независимо от своих исторических связей. Несомненно и то, подчеркивает Новгородцев, что «каждая доктрина, помимо объяснения условий ее происхождения и общественного значения, допускает еще рассмотрение связи и соотношения ее отдельных частей, их внутреннего согласия или противоречия» Новгородцев подчеркивает, что учения возникают в живой связи с действительностью, не отрешаясь от исторических основ, имея в виду реальные события истории. Поэтому отправляясь от основной тенденции развития социальной действительности, согласно которой переход из естественного состояния человека в его гражданское состояние является закономерной необходимостью, создаются теории благополучного государственного устройства, позволяющего учесть интересы человека как общественного существа, отличного от природного его состояния.

В этой связи, исследуя политическую мысль XVII–XVIII вв., Новгородцев отмечает, что образование правомерного государственного строя зависит не только от желания объединения людей в сообщество для поиска порядка и власти, но и от «добровольного согласия всех свободных людей перейти из естественного состояния в гражданское, в государственное».

Таким образом, обобщая взгляды Новгородцева на сущность естественного права и необходимость возрождения естественно-правового мышления, необходимо отметить, что естественное право, по его мнению, представляет собой необходимую нравственную основу права положительного, так как всякая норма положительного права нуждается в нравственном оправдании, и в этом качестве оно является также необходимым фактором усовершенствования, прогрессивного развития положительного права.

Идея возрождения естественного права в философии Новгородцева не стала основополагающей концепцией его творчества, об этом он определенно заявлял в своей статье «Мораль и познание», подчеркивая, что анализ идеи естественного права для него не является исчерпывающим и окончательным[35]. В принципе его вообще увлекали перспективы, которые открывала современная философия права. Содержание философии права Новгородцев определяет как необходимость изучения правосознания во всем разнообразии его проявлений. Но при этом он утверждает, что никакая философия права немыслима без определения регулятивного начала правосознания, для чего требуется переход к этике, к учению о должном. Таким образом он настаивает на переходе от изучения юридического права как общественной нормы поведения к изучению этической нормы как принципа естественного права.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!