Чичерин о взаимосвязи политики и права



Одним из выдающихся русских ученых и общественно-политических деятелей XIX столетия является Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) - «самый многосторонне образованный и многознающий из всех русских и европейских ученых XIX века» (B.C. Соловьев). Его труды вошли в классику отечественной социально-философской мысли. Работами Чичерина в самых разных областях знания может гордиться российская наука, он был «человеком, способным составить честь и славу любому народу».

Б.Н. Чичерин исследовал взаимосвязь политики и права, которое он понимал как свободу, определяемую общим законом. Причем свобода и право у него связаны диалектически. «Свобода, определенная законом, есть право в субъективном смысле; закон, определяющий свободу, есть право в объективном смысле».

Свобода определяется юридическим законом. Есть свобода внешняя, которая сталкивается с такой же свободой других. Поэтому нарушение чужой свободы есть насилие над другими, но и отрицание этого насилия есть в свою очередь насилие. Вместе с тем последнее насилие правомерное, поскольку оно совершается во имя правды. Частное лицо не имеет права творить насилие, кроме самозащиты. Только власть имеет право на принуждение по закону. В этом состоит правосудие. Эти начала права одинаково относятся и к физическим, и к юридическим лицам. «Физическое лицо создается не законом - самою природою; из природы человека как разумного существа вытекают известные требования, которые он предъявляет к другим. Всякое посягательство на его свободу и на то, что приобретено свободою его деятельности, есть нарушение прирожденного его права. Юридическое лицо, напротив, создается не природою, а законом. Прирожденных прав у него нет, а есть только установленные законом права и обязанности. Поэтому все, что оно может требовать, оно требует единственно во имя закона»12.

К числу юридических лиц принадлежит и государство, которое обладает верховной властью в юридической области и действия которого определяются правом. Но право - не единственный элемент государства, им также определяется строение государственного организма, права и обязанности высших и низших властей, самих граждан. Оно является чисто формальным требованием. Политика же руководствуется целесообразностью, так как государство устанавливается во имя высшей цели - общего блага.

Таким образом, для политики важным моментом является то, что, с одной стороны, деятельность государства определяется правом и не должна выходить за его пределы, а, с другой стороны, само право является средством для достижения цели государства - общего блага. Пока эти два начала диалектически равновесны, государственная жизнь находится в нормальном положении. Но это бывает очень редко, поскольку право устанавливает постоянный порядок жизни, а польза - начало изменчивое и разнообразное. Поэтому право не успевает за вечным движением жизни, которая представляет требования, расходящиеся с правом. Ввиду этого происходит нарушение права и государством, и гражданами. Где же выход? Выход из этого положения Чичерин видит в том, чтобы соблюдать закон и гражданами, и государством. А если между правами граждан и требованиями государства происходит столкновение, то первое должно уступить, ибо частное подчиняется общему. В этом случае граждане должны получить вознаграждение или удовлетворение.

Твердое охранение права является главной задачей государства. Вместе с тем бывают чрезвычайные обстоятельства. Когда государству грозит внешняя опасность или внутренняя смута, тогда политика уклоняется от законного порядка, чтобы экстренно принять меры. Для этого, подчеркивает Чичерин, принимаются законы чрезвычайного положения. Важно при этом, чтобы они не распространялись на мирное время. История имеет множество примеров, когда происходит столкновение властей, каждая из которых лицемерно обходит право. И тогда все сводится к превосходству силы. Разрешается этот спор ниспровержением существующего порядка: или государственным переворотом сверху, или революцией снизу.

Анализируя исторические события, Чичерин приходит к выводу, что и государственные перевороты, и революции, несмотря на различные толкования об их пользе, ведут к нарушению права и ниспровержению законного порядка, что составляет великое зло. Но задача беспристрастной науки состоит в том, чтобы положить на весы, с одной стороны, выгодные, а с другой - вредные последствия совершаемого переворота или революции и стараться вывести отсюда общее заключение. «Но оно может касаться, - подчеркивает Чичерин, - лишь отдельных случаев. Никаких общих выводов тут нельзя сделать, ибо обстоятельства могут быть чрезвычайно разнообразны, и успех окончательно зависит от свойств действующего лица. Поэтому чисто теоретические соображения тут неуместны». А высшей целью науки в этом случае является понять различные точки зрения, определить их беспристрастность и значение каждой. Важной проблемой, считал Чичерин, является соотношение политики и нравственности.

Политика и нравственность несовместимы, так считал великий Макиавелли; признавал это и Гегель, взявший под защиту «макиавеллизм». Этим принципом руководствуются и многие современные политики различных идейных направлений. Чичерин тоже разграничивал политику и нравственность, но считал, что существует и определенная связь между ними, игнорирование которой приводит к печальным последствиям. Хотя государство и является принудительным союзом, но оно не должно вторгаться в область чисто нравственных отношений, водворять нравственный порядок на земле. «Принуждение к нравственности есть безнравственность», подчеркивал Чичерин. Устанавливать нравственность в обществе - это дело свободного союза, церкви. Тем не менее в своей собственной сфере деятельности оно может поступать нравственно или безнравственно и этим самым содействовать или противодействовать установлению нравственного порядка. Народу может быть выгодно притеснять другой народ, «но перед нравственным судом интересы притеснений стоят на одной доске с интересами воров и разбойников». То же относится и к безнравственным средствам, хотя они могут применяться с возвышенными целями.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!