Современное поликультурное социальное и образовательное пространство



Поликультурное пространство – это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников.

Проблемы образования и воспитания детей в полиэтническом обществе актуальны сегодня во всем мире, поэтому концепции поликультурного образования постепенно завоевывают мировое образовательное пространство. В основе этих концепций лежит тезис о том, что «ни одна культура не является незваным гостем в истории человечества, и ни один человек не должен рассматриваться как культурный самозванец» (Перотти, 1995, с.36).

Основные сторонники концепции поликультурного образования признают следующие идеи:

– полиэтническое общество – это не «плавильный котел», так как человек в большинстве случаев устойчиво сохраняет приверженность своей базовой культуре, а с другой – может совмещать в себе принадлежность к нескольким культурам;

– полиэтническое общество – это не «мозаика» различных культур и этносов, поскольку развитие любой культуры не может быть рассмотрено в отрыве от процессов межкультурного взаимовлияния;

– полиэтническое общество – это ситуация, при котоой многие люди более не принадлежат жестко к одной этнической группе, а являются членами двух и более общностей, носителями нескольких культур, которые «смыкаются» в самых различных комбинациях, находятся в постоянной динамике;

– полиэтническое общество – это общество социального разнообразия, причем принципиально изменчивого. успешная социализация в таком мире должна ориентировать ребенка на постижение его сложности и предполагает формирование способности к самостоятельному выбору (вплоть до изменения идентичности), развития вариативности поведения в различных культурных средах, повышения уровня толерантности к «иным», непохожим. При этом образовательные институты должны найти некоторое «равновесие» между задачами обретения коллективной идентичности и сохранением свободы личностного выбора (Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г., 2000).

Поликультуризм трактуется как демократическая концепция культуры и образования, провозглашающая приоритет прав человека в культурной и общественной жизни, равенство наций и культурных моделей, недопустимость расизма и шовинизма в государственной политике и частной жизни (Васютенкова И. В., 2007).

Как бы широко не понималось межкультурное образовательное пространство и образование, для школы это означает решение вполне определенных воспитательных задач:

– личностное развитие каждого ребенка, что предполагает индивидуальный подход к нему;

– развитие этнической и культурной грамотности, т.е. достижение детьми определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в обществе этнических групп – своей и «чужих»;

– формирование этнокультурной компетентности – не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнокультурных групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами и других культур;

– осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов.

Опираясь на все выше сказанное, можно сделать вывод, что компонентами поликультурного образовательного пространства являются:

– ценностно-содержательный;

– личностно-ориентированный;

– операционно-деятельностный;

– регионально-интеграционный.

В таблице 1 представлены модели поликультурного обучения.

Таблица 1

 

Модель обучения и основание (аспект модели) Краткая характеристика модели
По методу обучения: – дидактическая модель;     – экспериментальная модель   Понимание культуры приходит со знаниями истории, традиций и обычаев, необходимыми для эффективного взаимодействия с её представителями. Больше всего знаний люди извлекают из собственного опыта (например, из игр), который создается для того, чтобы выявить проблемные ситуации при подготовке или в процессе межкультурного взаимодействия
По содержанию обучения: – общекультурные модели;   – культурно–специфичные   Осознание того, что существуют психологические явления (негативные стереотипы, предубеждения и др.), которые мешают гармоничным межэтническим отношениям. Состоит из этапов постижения: а) культурной специфики человеческого поведения, эмоций и когниций; б) специфики, характерной для родной культуры; в) значения культурных факторов в процессе коммуникативного взаимодействия (Bhawuk, 2000).   Позволяет понять обучающимся принципы взаимодействия с представителями данной конкретной культуры, или шире – специфику этой культуры
По сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, – когнитивной, эмоциональной, поведенческой – когнитивная модель;   – эмоциональная модель;     – поведенческая модель     Акцент на получении обучающимися информации о культурах и межкультурных различиях.   Ориентирован на трансформацию установок, связанных с межкультурным взаимодействием, чувств людей по отношению к «иным» (от предубежденности к толерантности или даже к активной деятельности, направленных на развитие близких взаимоотношений). Помогают учащимся справиться с неуверенностью и тревожностью в новой культурной среде и более успешно в ней адаптироваться.   Призвана формировать умения и навыки, действия, поведение, которые повысят эффективность общения

 

Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

Рядом с обучением (образованием) и воспитанием всегда идет «развитие». Поликультурное развитие включает способность обучающихся:

– осознавать себя в качестве поликультурных субъектов в родной среде;

– понимать, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции;

– выявлять культурные сходства между представителями различных культурных групп, изучаемых языков с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределами политических границ родной страны;

– определять свое место, роль, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах;

– инициировать и принимать активное участие в действиях против культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма.

Моделируя в учебных целях диалог культур, надо иметь в виду, что у каждого народа своя картина мира, что национальная специфика проявляется в наименовании реалий окружающей действительности, в способах их предикации, в речевом пикете. Благодаря диалогу культур ученик лучше осознает родную языковую культуру мира, глубже проникает в ее сущностные характеристики, и менталитет народа и обретает чувство национального достоинства и уважения к культурным ценностям иных народов.

Таким образом, культурная динамика развивается в направлении сотрудничества между культурами, основанного на культурном плюрализме. Культурный плюрализм представляет собой адаптацию человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Он предполагает овладение человеком ценностями еще одной культуры без ущерба для ценностей своей собственной культуры. При культурном плюрализме ни одна культура не теряет своей самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает добровольное овладение представителями одной культуры привычками и традициями другой, обогащающее собственную культуру.

В процессе межкультурной коммуникации взаимодействующим сторонам приходится сталкиваться с необходимостью осмысления чужой культуры, что имеет свои особенности. Уже сама установка на осмысление явлений чужой, неизвестной культуры принципиально отличается от осмысления тех или иных явлений своей собственной культуры. В данном случае оказываются неприемлемыми попытки использовать нормативно-ценностную систему своей культуры, поскольку это неизбежно приводит к неадекватным результатам. И наоборот, попытка осмыслить чужую культуру характерными для нее способами также приносит те же неверные результаты.

Каждый вид коммуникации характеризуется особыми отношениями партнеров, их направленностью друг на друга. В этом отношении специфика межкультурной коммуникации заключается в желании понять, о чем думает партнер, причины его переживаний, его точку зрения и образ мыслей. Поэтому при межкультурной коммуникации, чтобы понять коммуникативное поведение представителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рамках их культуры, а не своей, то есть здесь следует проявлять больше эмпатии, чем симпатии.

Симпатия получила распространение в самых разных видах коммуникации, и она подразумевает, что человек мысленно ставит себя на место другого. Но при симпатии используются свои собственные способы интерпретации поведения других людей. Согласно теории Беннета, если мы следуем «золотому правилу нравственности» («поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой») при общении с носителями других культур, то тем самым мы проявляем симпатию, потому что рассматриваем приемлемость их поведения со своей точки зрения.

Специфика межкультурной коммуникации заключается в том, что в ней определяющим становится эмпатический подход, т.е. мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания и стремления. Эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают одинаковые чувства и ощущения и это позволяет им понять другие точки зрения, идеи и различные культурные явления. На этом основании возникает способность человека представить себя на месте другого человека, принять его мировоззрение, понять его чувства, желания, поступки. Здесь все основывается на опыте другого человека, а не нашем собственном. В связи с этим Беннет предлагает альтернативу «золотому правилу нравственности» – «платиновое правило», которое выражает сущность эмпатического подхода: «поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой». Нет необходимости доказывать, что использование симпатии во взаимодействии с представителями других культур неизбежно ведет к непониманию. И, наоборот, использование эмпатии с ее стремлением понять проблему культурных различий изнутри и найти необходимые пути и способы для взаимопонимания резко увеличивает вероятность того, что между партнерами возникнет понимание.


Каковы компоненты культуры межнационального общения?

Структура культуры межнационального общения отражена на рис. 2.

Толера́нтность (от лат. tolerantia – терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением [Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471–472].

Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [Философский энциклопедический словарь / под ред. А. Б. Васильева. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2011. – 576 с.].

 

 


Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям [Рамазан Г.А. Этнополитология: учебное пособие для студетов высших учебных заведений, с. 182].

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом [Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. – Словарь-справочник. – 2005]: ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Этническая толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) – способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д.

Внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные (неприятные) воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Этническая толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью, т.к. вхождение личности в новую этническую среду и взаимодействие с представителями других народов часто представляет для нее определенные трудности, сопровождается появлением состояний неопределенности и фрустрации.

Исследованиями установлено, что в процессе проявления этническая толерантность: существуют различные способы реагирования представителя конкретной национальной общности на однотипные проблемно-конфликтные ситуации в своей и чужой этнической среде; социально-политическая обстановка воздействует на степень выраженности этнической толерантности; последняя имеет свойство повышаться или понижаться в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности. (Этнопсихологический словарь: режим доступа: http://ethnopsychology.academic.ru/398/этническая_толерантность).


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!