Образовательном пространстве. Культура межнационального общения



ПЕДАГОГ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ И ПОДИЭТНИЧЕСКОМ

 

Любить детей – этого мало;

надо знать их, а этому надо учиться.

М.Н. Гернет

Россия – не единая раса,

и в этом её сила.

Россия – это единство в разности,

полихромия, полифония

Н. Рерих

Проблемные вопросы:

– Перечислите основные категории современной педагогики, дайте их наиболее устоявшиеся определения. В каких 4–х смыслах используется категория «образование»?

– Какой смысл вкладывается в понятия «поликультурность в образовании», «поликультурное образование», «полиэтническое образование», «полиэтническое воспитание», «полиэтническое развитие»? В чем разница между ними?

– Сравните модели современного поликультурного обучения, выделив основания, по которым определены модели. Почему сегодня предпочтение отдается поликультурному воспитанию, а не обучению?

– Каковы предпосылки возникновения поликультурного образования в России?

– Каковы причины деформации сложившейся веками системы обучения и воспитания?

– Каковы компоненты культуры межнационального общения?

– Существуют ли этнопедагогические технологии для формирования у обучающихся и педагогов этнокультурной толернатности?

– Каковы основные этнопринципы современного образования? Существуют ли они на сегодняшний момент в педагогике?

– Поясните сущность понятия межэтнических отношений, межнациональных отношений.

– Почему возникают межкультурные и этнические конфликты, какова их структура и наиболее оптимальные пути разрешения?

– Какие основные документы международного и государственного уровней регламентируют область поликультурного образования и воспитания?

– Сформулируйте основные положения Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации (2010г.)

– Сформулируйте понятия этнопедагогической, этнопсихологической и этнометодической компетентностей современного педагога.

– Какие качества педагога–психолога необходимы для реализации поликультурного образования в образовательной организации?

 

Предпосылками возникновения поликультурного образования считают следующие факты и процессы:

– Современное общество характеризуется разнонаправленными сложно взаимодействующими процессами унификации и диверсификации, глобализации и поликультурализма. Эти процессы вызывают существенные изменения в системе образования как основном институте целенаправленной социализации молодого поколения. Одно из таких изменений – поликультурное образование, сущностью которого является сопряжение нескольких культурных традиций в содержании, методах и организационных формах образования, приводящее к признанию обучающимися явлений культурного многообразия как общественной нормы и личностной ценности, к присвоению ими образов культуры и человека как результатов творческого межкультурного взаимообогащения.

– Поликультурное образование первоначально возникло как отклик на запрос социальных групп этнических меньшинств в обеспечении гармоничного приобщения детей одновременно и к культуре группы большинства, и к собственным культурным традициям. Однако в последнее время признается продуктивность поликультурного образования для всех учащихся независимо от принадлежности к меньшинству или большинству – разные модели поликультурного образования становятся основой формирования общегражданской идентичности обучающихся и воспитанников во многих современных поликультурных обществах.

– В Российском многонациональном обществе наблюдается рост культурного многообразия, борьба разных социальных групп за право на признание, национально-культурное и религиозное возрождение. С одной стороны, в Российской Федерации проводится политика признания ценности все большего количества социальных групп и личностных свобод, разрабатываются программы по реадаптации соотечественников из-за рубежа и адаптации мигрантов, осуществляется борьба с дискриминацией и проявлениями фашиствующего национализма. С другой стороны, рост культурного многообразия порождает ксенофобию, стратификацию по религиозному или этноязыковому принципам, стремление «коренных» граждан дистанцироваться как от зарубежных трудовых иммигрантов, так и от внутренних мигрантов-граждан России из разных регионов.

– Система образования, призванная подготовить молодое поколение к продуктивной жизнедеятельности в ситуации роста культурного многообразия, ожидает от педагогической науки инновационных разработок, эффективных социальных инструментов, адекватных теорий. Одним из актуальных направлений становится разработка теории поликультурного образования в направлении концептуального и технологического обеспечения путей формирования у учащихся гармоничной многослойной идентичности, включающей этническую, региональную, гражданско-страновую, общечеловеческую. Актуализируется создание образовательных инструментов сопровождения учащихся к субъектной позиции по отношению к культурам определенных этносов, региональных сообществ, определенных государств, всего человечества. Важнейшими задачами поликультурного образования становятся не только развитие у учащихся уважения к культурной самобытности, но и формирование готовности и способности к межкультурному взаимодействию.

Поликультурное образованиеважная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем (рис. 1).

Поликультурность (образования) – построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих единое общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира (Словарь-справочник по педагогике, авт.-сост. В.А. Мижериков, 2004.с. 290.)

В отличие от своих российских коллег, американские исследователи единогласно формулируют главную цель поликультурного образования как получение качественного образования на всех его уровнях каждым членом американского общества несмотря на имеющиеся различия между ними в расовом, этническом, социальном, гендерном, культурном и религиозном отношении.

Рис. 1

 

Поликультурное воспитание:

– Способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев).

– Выбор интернационального воспитания, означающий интегративно–плюралистический ход с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим (А.Н. Джуринский).

– Формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов).

– Подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой совего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности (Г.В. Палаткина).

– Это не только воспитание толерантного, уважительного отношения к другим культурам, это – важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека (Е.В. Бурцева).

Цель поликультурного воспитания – становление образа личности без негативных культурных стереотипов, а кроме того формирование её общей культуры.

Научно-педагогическую основу поликультурного развития личности составляет культурологический подход к воспитанию. В соответствии с культурологическим подходом каждый участник межкультурных коммуникационных процессов выступает как носитель и трансформатор определенной этнокультуры, которые сформировались под воздействием традиционной системы воспитания, характерной для конкретного этноса. Если учащийся, осваивая культуру, делает открытия в самом себе, переживая при этом пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится «его миром», пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное, классическое содержание образования обеспечить не может.

Таким образом, содержание поликультурного образования предполагает приобщение к традициям субкультур, трансформацию доминирующей культуры как базы образования, а счет интеграции с иными культурными ценностями и предусматривает диалог, который в состоянии организовать лишь педагог, открытый культурному многообразию собственной страны. Несмотря на очевидную актуальность данного подхода, общеобразовательные заведения слабо ориентированы на диалог культур. Поликультурное образование остается на периферии педагогического образования. Существует необходимость интенсификации научных исследований по поликультурному воспитанию, соответствующей корректировке стратегии непрерывного образования учителей, в том числе и в системе последипломного образования.

Этнос – целостная функциональная система, объединяющая и интегрирующая все процессы организованного сообщества в структуре географическо-ландшафтных территорий, в направлении нэгэнтропийного развития социума, то есть обеспечивающая поступательное развитие самого человека-личности, как главнейшего элемента мироздания.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!