Защитные механизмы эго 15 страница



С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосо-1 циальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или ' решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психоло-? гических конфликтов: 1) базальное доверие - базальное недоверие; 2) автоно-' мия - стыд и сомнение; 3) инициативность - вина; 4) трудолюбие - неполно-' ценность; 5) эго-идентичность - ролевое смешение; 6) интимность - изоляция; 7) продуктивность - инертность, застой; 8) эго-интеграция - отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

 

Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека. В его психосоциальной теории нашли выражение:

 

_ сильная приверженность принципам холизма, инвайронментализма (преобладание влияния социальных факторов) и изменяемости;

 

_ умеренная приверженность принципам детерминизма, рациональности, объективности, проактивности, гетеростаза и познаваемости.

 

Исследования, посвященные оценке эмпирической валидности теории Эриксона, рассматривались в аспекте таких понятий и явлений, как формы эго-идентичностя, достижение идентичности и способность к интимности. Было отмечено, что теория Эриксона послужила стимулом для очень небольшого количества исследований. -

 

Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения под' ростков - проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребление алкоголя и наркотиков - объяснялись как частичное отражение кризиса идентичности.

 

Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделяя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека. Опре-;

 

ТТТТ""Т1Т ттатттг тттттой тттпхчлат моттоито а-гг"т"о г\т тзггтттт тгтппа гпгтттоггтзтто-Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни _ 263

 

я посредством механизмов авторитаризма, деструктивности, конформности ав-дата. Здоровый путь освобождения состоит в обретении позитивной свободы дагодаря спонтанной активности.

 

фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стрем-ениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность в системе взглядов и преданности.

 

фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера - рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой цель развития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд.

 

Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога - ощущение беспомощности во враждебном мире - является основой невроза.

 

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация <от людей>, <против людей> и <к людям>. У невротической личности обычно преобладает одна из них.

 

Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому Доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины.

 

ОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

_ Каким образом теория Эриксона модифицирует и/или расширяет психоаналитический подход Фрейда к личности?

 

' огласны ли вы с Эриксоном в том, что главным кризисом в подростковом возрасте является эго-идентичность-ролевое смешение? Как вы полагаете, вы сами в какой-то степени испытывали этот кризис? Если да, то как, по-вашему, он мог повлиять на Другие сферы вашей жизни (например, выбор карьеры, отношения с родителями, любовные отношения)?

 

264 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

3. Эриксон утверждает, что достижение эго-идентичности - это борьба на протяжении всей жизни. Вы согласны с этим? Если да, то с какими проблемами идентичности может сталкиваться человек в ранней зрелости и в старости?

 

4. Дайте объяснение четырем статусам эго-идентичности, описанным Марена. Какой из них лучше всего характеризует вас и ваших друзей?

 

5. Согласны ли вы с мнением Фромма о том, что большинство людей сегодня наслаждаются значительной свободой и автономией, но платят за это одиночеством, отсутствием чувства безопасности и отчужденностью?

 

6. Считаете ли вы, что <рыночная> ориентация характера по Фромму представляет собой доминирующий тип личности в нашем обществе? Если нет, то какая или какие ориентации характера, по-вашему, наиболее распространены сегодня? Поясните вашу позицию.

 

7. Как объясняет Хорни различия между нормальной и невротической личностью с позиции невротических потребностей или тенденций?

 

8. Какой тип родительских установок в теории Хорни угрожает или подрывает потребность ребенка в безопасности? Считаете ли вы, что большинство современных родителей чутко относятся к потребности своих детей в безопасности?

 

9. Теперь, когда вы познакомились с взглядами Эриксона, Фромма и Хорни, можете ли вы увидеть некоторое сходство в их теориях по вопросу личностной динамики? Приведите концепции, подтверждающие ваше мнение.

 

10. Сравните и укажите различия по взглядах Эриксона, Фромма и Хорни по вопросу влияния событий раннего детства на формирование структуры личности взрослого.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Автономия (Аиопоту). Внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.

 

Базальная враждебность (Вас ЬоЯНу). В теории Хорни - чувство злости у ребенка по отношению к тем (например, родителям), кто отвергает его или плохо обращается с ним.

 

Базальная тревога (Ваяю апх1е1у). В теории Хорни - всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире.

 

Базальное доверие (Ваяю <ти8<:). Внутреннее ощущение, что социальный мир - это безопасное и стабильное место, а опекающие люди заботливы и надежны.

 

Верность (Р1(1е1Н:у). Психосоциальное позитивное качество, вытекающее из эго-идентичности, благодаря которому юноши и девушки имеют возможность мыслить и действовать согласно идеологии, несмотря на присущие ей противоречия и ограничения.

 

Взаимозависимость (МииаШу). Термин, использовавшийся Эриксоном для выражения представления, согласно которому потребности и способности разных поколений находятся во взаимной зависимости.

 

Вина (Стш1<:). Чувство собственной никчемности и неуверенности в себе у детей, чьи родители не склонны давать им возможность действовать самостоятельно.

 

Гуманистический общинный социализм (Ниташкс соттипапап яосваНят). Описанное Фроммом утопическое общество, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека и где он может максимально развивать свой потенциал,

 

Гуманистический психоанализ (НиташяНс р8усЬоапа1у818). Сформулированная Фроммом теория личности, в которой подчеркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в развитии и формировании характера индивидуума.

 

Диффузия идентичности (1<1еп<:1<:у <1''15оп). Статус эго-идентичности, при котором молодой человек или девушка могут переживать или не переживать кризис идентичности, связанный с выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, он (она) не делает определенного выбора или еще очень далек от того. чтобы сделать выбоо.

 

Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни _ 265

 

Достижение идентичности (1с1еп<:1<:у асЫеуетеп<:). Статус эго-идентичности, характеризующийся переживанием кризиса, связанного с выбором карьеры и идеологических убеждений, в результате чего человек делает твердый выбор того и другого.

 

Жизненный цикл (ЪНе сус1е). Последовательность психосоциальных стадий, следующих друг за другом от рождения до смерти.

 

Забота (Саге). Психосоциальное качество, дающее человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для пего значение.

 

Изоляция (18о1а1юп). Чувство социальной опустошенности и болезненности, возникающее в результате неспособности достичь интимности.

 

Инертность (8<:а§па<:1оп). Состояние поглощенности самим собой, при котором индивидуум заботится только об удовлетворении своих потребностей.

 

Инициатива (ТшНаЫуе). Связана с возрастом игры и отражает активный интерес к работе других, исследование всего нового, а также внутреннее чувство собственной способности предпринимать активные действия.

 

Интимность (1п<,ппасу). Сопровождает раннюю зрелость; включает в себя сексуальность, тесные отношения с другими и способность доверяться другому человеку.

 

Компетентность (Сотре<,епсу). Психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.

 

Кризис идентичности (1(1еп<;11у сп818). В теории Эриксона - период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как <что я собой представляю?>, <куда я иду?> Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто недостает ясного представления о собственной социальной роли, и они строят предположения о том, какая роль наиболее подходит им в данной ситуации.

 

Любовь (ЬОУС). Психосоциальное качество, вытекающее из чувства интимности, благодаря которому молодой человек или девушка вверяет себя другому человеку, хранит верность, даже если для этого может потребоваться самоотречение и компромисс.

 

Мораторий (Могаогшт). Статус эго-идентичности, при котором девушка или молодой человек переживает кризис идентичности, связанный с выбором профессии и идеологических убеждений, но их выбор и решения еще слишком неопределенные и общие.

 

Мудрость (ЛУ(1от). Психосоциальное качество, связанное с чувством целостности <Я> (эго-интеграция), благодаря которому человек признает относительность знаний, приобретенных на протяжении жизни.

 

Надежда (Норе). Психосоциальное качество, сопряженное с чувством базисного доверия, служащее фундаментом для осознания смысла своего существования.

 

Накапливающий тип характера (Ноаг(1т сЬагас1ег <:урс). В теории Фромма - скупой, упрямый и ориентирующийся на прошлое человек.

 

Недоверие (М18<тч8<:). Чувство страха, подозрительность и мрачные предчувствия у маленького ребенка по отношению к людям и к миру в целом, сформировавшееся благодаря несостоятельному или отвергающему стилю материнского воспитания.

 

Неполноценность (1пГег1оп<:у). Чувство неуверенности и некомпетентности, являющееся следствием недостаточной успешности; низкая самооценка.

 

Ориентация к людям (МОУШ§ 1оууагс1 реор1е). В теории Хорни - стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством чрезмерной зависимости от других людей; другое название - уступчивый тип.

 

Ориентация от людей (Моуш аау реор1е). В теории Хорни - стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством эмоциональной обособленности от других людей; другое название - обособленный тип.

 

ориентация против людей (Моу1п§ ааш реор1е). В теории Хорни - стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством доминирования и эксплуатации других людей; другое название - враждебный тип

 

266 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

Отчаяние (0е8ра1г). Свойственное пожилым людям чувство, что их жизнь была последовательностью нереализованных способностей и упущенных возможностей. Потребность в идентичности ее<1 Гог гйепШу). По Фромму - уникальная человеческая потребность воспринимать себя отличным от других.

 

Потребность в корнях (Мсс<1 Гог гоо1е(1пе88). По Фромму - экзистенциальная человеческая потребность быть неотъемлемой частью социального мира; потребность ощущать спою принадлежность к нему.

 

Потребность в преодолении (ее<1 (от <:гап8сеп(1епсе). По Фромму - базисная человеческая потребность в преодолении в себе пассивности животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни.

 

Потребность в системе взглядов и преданности (ее< {от 1тате о! опепЬаНоп ап(1 йеуоюп). По Фромму - потребность индивидуума в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснять сложность социального и физического миров.

 

Потребность в установлении связей (ее< {от ге1а<:е<1пея5). По Фромму - базисная человеческая потребность заботиться о других и принимать в них участие.

 

Предрешенность (Рогес1о8иге). Статус эго-идентичности, благодаря которому юноша или девушка не переживают кризиса, связанного с выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, уверенно делают определенный выбор.

 

Продуктивность (Сепега(:1у1<:у). Связанная со средним возрастом черта, отражающая заботу о благополучии следующего поколения и благополучии общества, в котором это поколение будет жить и работать.

 

Продуктивный тип характера (Рго(1ис<:1уе сЬагасег 1уре). В теории Фромма - целостный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.

 

Психоистория (РяусЬоЫогу). Тип исследования, в котором предпринимается попытка связать важные жизненные темы индивидуума с конкретными историческими событиями и обстоятельствами,

 

Психосоциальный кризис (РаусЬо80с1а1 011818). Критический период в жизни индивидуума, обусловленный физиологическим созреванием и социальными требованиями; может завершиться как позитивно, так и негативно.

 

Психосоциальный мораторий (Р>усЬо80с1а1 тогаопит). Период позднего подросткового возраста, в течение которого индивидууму дается некоторая отсрочка в принятии ролей и ответственности взрослого.

 

Рыночный тип характера (МагЬетд сЬагас<,ег <:уре). В теории Фромма - человек, оценивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно отчужденный от других.

 

Сила воли (\У111роег). Психосоциальное качество, связанное с автономией, благодаря которому ребенок учится делать свободный выбор и ограничивать себя.

 

Стыд (8Ьате). Чувство гнева у ребенка, направленное на себя, потому что его родители не позволяли ему развивать свою автономию.

 

Трудолюбие (1п<1и8<:гу). Соответствует школьному возрасту и отражает стремление продвигаться вперед, приобретать новые навыки и самостоятельно выполнять задачи.

 

Цель (Ригро8е). Психосоциальное качество, вытекающее из чувства инициативы, благодаря которому у ребенка постепенно возрастает способность к целенаправленному поведению.

 

Эго-идентичность (Едо <йепу). Совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность.

 

Эго-интеграция (Едо шепу). Чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла; проявляется в осознании того, что реализовано главное дело жизни, в том числе работа, достижения и дети.

 

Эго-психология (Ео р8усЬо1ову). Теоретический подход к личности, базирующийся на психоаналитической теории, однако развивающий новые направления и пути попи-Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни _ 267

 

Фрейда. В эго-нсихологии скорее эго (понимаемое как рациональность), чем ид, рассматривается в качестве фундамента человеческого поведения и функционирования.

 

Эксплуатирующий тип характера (Ехр1оНа(:1уе сЬагасег 1уре). В теории Фромма - человек, который добивается от других желаемого силой или обманом.

 

Эпигенетический принцип (ЕрепеНс рппс1р1е). Предположение о том, что человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для человечества. Каждая стадия сопровождается кризисом, обусловленным биологическим созреванием и социальными требованиями, предъявляемыми личности на данной стадии.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

А(1атх С. К., НссИ 5. А. (1983). РэусЬоса) спгоптепЬя оГ игпуегеКу с1ераг1теп1:5: ЕЙесСх оГ соНсс всисп' кепСИу вилих апс1 е§о 51:а§с с1еус1орП1сп1.оита1 оГ Рсгхопа1Ну апс1 8ос1а1 Р5усЬо1о8у, 44,1266-1275.

 

АЛатчС. К., Куап. Н., ПоЦтап].].. ОоЬчоп ]У. К., №еЬеп Е. С. (1985). Е@о!(}сп1:Н:у яа1и5, сопогтИу ЬеЬауюг, апс) рсгяопа1!(:у 1п 1а1:е ас1о1с5сспсе. ита1 о\ Регхопа11(:у апс1 5ос1а1 Р5усЬо1ойу,47,1091-1104. Войте Е. (1978). ТЬе 5[а1:с оГ геаеагсЬ оп е§о 1с1еп{Н:у: А гс\\е"м ап арргаа]. 1. игпа1 о{

 

УоиЛ апд Ас1о1е5сепсе, 7, 223-251.

 

Со[ез К. (1970). ЕпЬ Н. ЕпЬоп: ТЬе дгоЬ о(Ы& ууогЬ. Вооп: Ци1е, ВГОХУП. СпюЬу р., Ст&Ьу, Т.. (1981). РвусЬоЫогарЬу апс1 рхусЬоЫаюгу. 1п 5. Ьоп§ (Ее).). Напс1Ьоо1<

 

о'ро1!1:1са1 ЬсЬауюг (Уо1. 1). е\' Уог1<: Р1епит. Сгох Н.]., А1{еп. С. (1970). Е§о 1еп1:1):у 5Са1.и5, ас[{и51тсп1, апс1 аса(1ет1с асЬIсVетепоигпаI

 

оГ Соп5и11:1п@ апь1 С11п1са1 Р5усЬо1о§у, 34, 288. Епоп Е. Н. (1937). СопГ1§ига[1оп5 т р1ау - С11п1са1 по1-е5.Р5усЬоапа1уНс С)иаг1ег1у, 6,

 

139-214. ЕпЬоп Е. Н. (1945). СЫ1с1Ьоо(1 ап 1.га(11{1оп т №о Атег1сап 1п1ап 1пЬе5. 1п ТЬе РаусЬоапа-1у1.1с 51:иу оГ 1:Ье сЬ11(1 (Уо1. 1, рр. 319-350). Ме\у Уог: 1п1,егпа1-1опа1 ип1уег5Шс5 Ргеэз. ЕпЬоп Е. Н. (1958). Уоип§ тап Ьи1.Ьег: А 5<:ис1у 1п рзусЬоапа1у515 ап ЫаСогу. Ке\у УогЬ:

 

Ког1.оп.

 

ЕпЬоп Е. Н. (1963а). СЫЬсос) &пй 50с1еУу (2пс1 ей.). е\V УогЬ: Поп. Епоп Е. Н. (1963Ь). Уои1Ь: СЬап§е ап(1 сБаНепе. еV Уог1<: №поп. Епоп Е. Н. (1964а). 1п5!§Ь1 апй гекропяЬПИу. Ке' УогЬ: МогЮп. ЕпЬоп Е. Н. (1964Ь). Метогапс1ит оп 1(}сп1.11у апй е§го уои1,Ьои1па1 оГ5ос1а1 155005, 20, 29-42. ЕпЬоп Е. Н. (1968а). 1(1еп[Ну: Уои1Ь апй 0515. е\V УогЬ: Мог<:оп. Епоп Е. Н. (1968Ь). ИГе сус1е. 1п 1п1,егпа11опа1 Епсус1оре(11а оГ 1Ье §ос4а1 §с1епсе5 (Уо1. 9,

 

рр. 286-292). е\V Уо: СгоеН Со11{ег & Масттап. Епоп Е. Н. (1969). Сапс1Ы'5 тпЬ. №\У УогЬ: ог1оп. Епоп Е. Н. (1970). КейесНопк оп [Ье (11550 оГсоп{етрогагу уои1.Ь. 0аес!а1и5, 99, 154-176. ЕпЬоп Е. Н. (1973). 1п 5еагсЬ оГ соттоп @гоипс1. Мс\\' Уог: Копоп. ЕпНчоп Е. Н. (1975). ЫГе Ь151:огу ап(1 1Ье Ь451опса1 тотеп1. еVV Уог: МоП.оп. ЕпЬоп Е. Н. (1977). Тоух апс1 геа5оп5: 5805 1п <:Ьс п1иа112а11оп оГ ехрепепсе. еVV Уог1<:

 

опоп.

 

Епоп Е. Н. (1978). Ас1и11Ьоо(1. е\V \оЛ: опоп. ЕпЬт Е. Н. (1979). 1(1еп1Ну апд Ле ИГе сус1е: А гсие. е\V Уог1(: о1оп. ЕпЬоп Е. Н. (1982). ТЬе ЬГе сус1е сотр1си-(1. с\V УогЬ: Мопоп. ЕпЬоп Е. Н., ЕпЬоп. М., Ки'тсЬ Н. (2. (1986). У11а1 1пуо1уетеп<. 1п о1с1 аее. е\_ УоЛ: о1.оп. 'апх К. 1. (1967). 01а1о8чс 'НЬ Ег1Ь Ег11<5оп. Ке\у Уог: Нагрег апй Ко\\'. Рттт Е. (1941/1956). Е5саре Ггот Ггее(1от. с\V УогИ: Ауоп.

 

268 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

Рготт Е. (1947). Мап Сог Ь1т5е1Г: Ап шгу тЬо [Ье р5усЬо1о§у о{ еЛка. Ые\у УогЬ: Но11,

 

МпеЬаП: апй У1пз1оп.

 

Рттт Е. (1955). ТЬе вапе 5ос1е1:у. е\_ Уог1<: Но11, К1пеЬап апй \У1п51оп. Рттт Е. (1956/1974) ТЬе аг1 оГ 1оу1п§. е\V УогЬ: Нагрег апй КО\У. Рттт Е. (1962). Веуопс1 1:Ье сЬа1п5 о{ {11и51оп: Му епсоип1ег {<,Ь Магх ап(1 Ргеис1. Кеуу УогЬ:

 

ТоисЬзгопе.

 

Рттт Е, (1968). ТЬе геуо1иНоп о1 Боре. еVV УогЬ: Нагрег ап(1 КОУУ. Рттт Е. (1973). ТЬе апаСоту о{ Ьитап егисМуепевв. еVV УогЬ: Но11, К.1пеЬаг1 апс1 \У1п-5<:оп.

 

Рттт Е. (1981). Оп 01зоЬей1епсе апс1 о1-Ьег евэауз. е\V УогЬ: 5еаЬигу Ргезэ. РипЬ К. (1982). ЕпсЬ Рготт: ТЬе соига§е 1о Ье Ьитап. еVV УогЬ: СопЦпиит. СШщап С. (1982). 1п а сНйегет уоюе: Р5усЬо1о§1са1 1Ьеогу апс1 ууотеп'5 11еуе1ортеп1. Сат-Ьг1?}@е, МА: Нагуагй ип1уег811у Ргезв. Со1Мег§ Н. (1983). ТЬе пе\у та1е-?ета1е ге1а(:юп5Ь1р. еVV УогЬ: МОГГОУУ. Нотеу К. (1926/1967). Репптпе р5усЬо1о@у. еVV УогЬ: Мопоп, Нотеу К. (1937). ТЬе пеигоЦс рег5опа1Ну оГ оиг Ите. еVV УогЬ: ог(,оп. Нотеу К. (1939). е' 'аух 1п р5усЬоапа1у515. е\V Уог: огоп. Нотеу К. (1942). 5е1-апа1у815. е' Уог1с: Ыопоп. Нотеу К. (1945). Оиг 1ппег сопНюй. е\V Уог: Койоп. Нотеу К. (1950) еиго515 апс1 Ьитап §го\у1Ь: ТЬе 51,ги§@1е <:оагс1 5е]Г-геа11га<:4оп. еV УогЬ:

 

Мог1оп.

 

]о1п_п&1оп. О., 0'Ма11еу Р. М., ВасНтап. С. (1988). 141011 с1ги§ иве, 5тоЬ1п§ ап(1 с1пп1{1п§ Ьу Атег1са'5 Ы@Ь-5сЬоо1 51ис1еп15, соНее 51:и(3еп<:5, апй уоип@ ас1и11:5, 1975-1987. УазЫпоп, ОС: а1опа1 1п5(:11и1е оп 0ги§ АЬизе.

 

КаНп 8., 2ттеппс1п С., С5г&ге_пт'1а1у М., Се1ге15. \У. (1985). Ке1аЧоп5 Ье1ееп 1(1еп11<-у 1п уоип§ а(}и1сЬоо(1 ап(3 ттасу а1 тНГе. оигпа1 оС Рег5опа1Н:у апс1 §ос1а1 Р5усЬо1о@у, 49, 1316-1322.

 

ЬеауШ Р. (1982). 0ги@5 ап(1 ЬеЬауюг. е\V УогЬ: \У11еу. МассоЬу Е. Е. (1990). Сепег апй ге1а1:1оп5Ыр5: А (1еуе1ортеп(:а1 ассоим. Атепсап Р5усЬо1о-§151,45,513-520.

 

МассоЬу М. (1981). ТЬе 1еас1ег. Меду УогЬ: 51топ апс1 ЗсЬийег. МассоЬу М. (1988). \УЬу огЬ: Ьеа(11п§ 1Ье пе\у §епега1{оп. еV УогЬ: 51топ ап(} 5сЬи51ег. Маса. Е. (1966). 0еуе1ортеп1 ап(} уа11с1а1юп оГе§о-1(1еп1Ну 51а1и5.оигпа1 оГРег5опа1Яу ап(1

 

5осш1 Р5усЬо1о§у, 3,551-558. Маса. Е. (1967). Е§о 1(}еп1Ну 51:а1и5: Ке1а1юп5Ь1р 1о сЬап§е ш 5е1-е51еет, <§епега1 аи51-

 

теп1>, апс) атЬогНапатат. }оигпа1 оГ Рег5опа1Яу, 35, 118-133. Мата]. Е. (1980). 1(ЗепН1у т асЫевсепсе. 1п. А(1е15оп (Е(1.). Напс1ЬооЬ оГа(Зо1е5сеп1 рвусЬо-1о§у. е\V УоЛ: УУПеу. Мата]. Е., Рпейтап М.. (1970). Е@о {епШу 51а1и5 1п со11е§е Vотеп.оигпаI оГ Рег5опа111у,

 

44,675-688. МотИк С., РоИасЬ С. Н. (ЕсЬ.) (1987). Р5усЬоапа1уНс 51и(11е5 о! Ыо@гарЬу. МасИвоп, СТ:

 

1п1егпаиопа1 ипуегвШеэ Ргеэх.

 

РараИа О., 01(1& 5. (1986). Нитап с1еуе1ортеп1 (Зги е.). Ме\у УогЬ: МсСгауу-НЯ1. Рер1аи Ь. А., Рег!тап О. (1982). РегзресНуеа оп 1опе11пе55. 1п Ь. А, Рер1аи, В. РеНтап (Е.)-

 

Ьопе11пе55: А 5оигсеЬоо1< оГ сиггеп1 гЬеогу, гехеагсЬ, апЯ 1Ьегару. е\V УогЬ: У11еу. Рш@е1]. (1983). Р1а§еГ5 1Ьеогу. 1п Р. Н. Мизвеп (Ее}.). НапЬооЬ осЫ1с1 р5усЬо1о8у (Уо1. 1)-

 

Ке\у УогЬ: \У11еу.

 

Коагеп Р. (1973). 51§тип(1 Ргеий. Еп§1елуоо(1 0115,: Ргеп11се-На11. КиЬт5.. (1978). Кагеп Нотеу: Сеп11е геЬе1 оГ р5усЬоапа1у515. еV Уог: В1а1 Ргеав. Кипуап \У. М. (1982). Ше Ь151опе5 апс1 р5усЬоЬ1о§гарЬу: Ехр1ога<:юп5 1п 1Ьеогу ап(1 гое-1Ьос1. еV УогЬ: ОхГогс} ип1уег5Ну Ргеэв. ем1-упЬ Т и/ 10 Л<1 1о1/1ттп>п лА Д1пд ГпЬпп ТА' У. Нгпи/п

 

Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни _ 269

 

\Уа1еппап А. 8. (1982). 1с1еп1Яу с1еуе1ортеп1: 'гот асЫевсепсе 1о ас1и11Ьоос1: Ап ехепаюп оГ

 

1Ьеогу а.пй а геу1е\\' оГ гехеагсЬ. 0еуе1ортеп1а1 Р5усЬо1о§у, 18, 341-358. "Ма1е1тпап А. 5., \Уа{:еппап С. (1970). ТЬе ге1а<:юп5Ь4р Ье1\уееп е@о 1с1еп[41у вЬашв ап хаНхасНоп

 

ууНЬ со11е§е. ТЬеоипаI оГ ЕйисаНоп КеэеагсЬ, 64, 165-168.

 

еЛЬоИ М. (1986). ТЬе Гет1т51 1е@асу оГ Кагеп Нотеу. е\V Науеп, СТ: Уа1е ипегаНу Рге55.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ВаитеМег К. Р. (1986). ЫеШНу: Си11ига1 сЬап§е апЯ 1Ье 51г觧1е Гот 5е1Г. еVV Уог1с: ОхГог

 

ип1уег51(:у Рге55. Оотто С., Аотко Г>. О. (1990). А рег5опа11(:у теавиге оГ ЕпЬвоп 11Ге 51:а§е1): ТЬе 1пуеп1огу оГ

 

р5усЬо50с1а1 Ьа1апсе. игпа1 оГ Рег5опа1Н:у Авхехвтет, 54, 576-588. ртотт Е. (1976). То Ьауе ог 1о Ье? е\V Уог: Нагрег апс1 КО\У. Цшпп 8. (1987). А ттс1 оГ Ьег о\уп: ТЬе ЬГе оГ Кагеп Нотеу. Ме' Уог: §иттЯ ВооЬв. Коагеп Р. (1976). Еп Н. ЕпЬоп: ТЬе роег ап(3 11т115 оГ Ь{5 у151оп. Меду УогЬ: Егее Ргеаэ. Яог В. К., Мата]. Е., Коортап К. Р. (1984). СогпНуе апс1 50С1а1 1п<.егас(:юпа1 сЬагас1еп5йс5

 

оГ е§о }с1еп1Я:у яаизев т соНее. оигпа1 оГ Рег5опа111у ап §ос1а1 Р5усЬо1о@у, 47, 646-661. 81еуепх К. (1983). ЕпЬ ЕпЬвоп: Ап 1п1гос1ис1:1оп. еV УогЬ: §1. Маг1т'5 Рге55.

 

ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ГОРДОН ОЛПОРТ, РЭЙИОНД КЕТТЕЛ И ГАНС АЙЗЕНК

 

В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

 

Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Этот вопрос мы уже рассматривали в главе 1, где понятие личности раскрывалось отчасти путем подчеркивания характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Действительно, каждое теоретическое направление в персонологии, чтобы оставаться жизнеспособным на рынке психологической науки, в той или иной мере должно рассматривать проблему различий между индивидуумами.

 

Многие персонологи придавали особое значение трактовке личности в свете склонностей к чему-либо или тенденций, присущих данному индивидууму. Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления - Гордон Олпорт - полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкрет-Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности _ 271

 

]>. черт личности. Акцентирование Олпортом уникальности личности является, однако, лишь одной стороной его теоретической позиции. Большое внимание уделяется и ТОМУ, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Более того, теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая потенциал личностного роста, преодоление себя и самореализацию. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности [АПрог, 1968Ь]. Олпорта можно в значительной мере охарактеризовать как эклектичного теоретика, сочетающего понятия из области философии, религии, литературы и социологи; эти представления включены в описание богатства и сложности человеческой личности. Отличительной чертой теоретической ориентации Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт. Далее в этой главе мы рассмотрим его теорию черт личности.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!