Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке.



К.Д.Ушинский выдвинул идею о том, что педагогическая антропология может быть создана путем интеграции достижений так называемых антропологических наук, в число которых входят человековедческие дисциплины — от анатомии, физиологии и патологии человека до философии, всеобщей истории и «искусства воспитания в узком смысле» [10].

Как показывает современная история философии и науки, великий русский педагог дал нам правильные ориентиры, разве что перечень научных дисциплин, данные которых предназначены для интеграции с целью создания теоретико-методологической основы психолого-педагогической антропологии, должен быть несколько иным.

Поскольку, в связи с разработкой психолого-педагогико-антропрлогической концепции, нас в первую очередь интересуют вопросы сущностно-родовой и личностной эволюции человека, в состав интегрируемых научных Дисциплин мы должны включить социальную философию, философскую антропологию, историческую антропологию, археологию, этнологию, всеобщую и отечественную историю, психологию.

Поскольку эволюция человека осуществляется в системе социокультурного процесса, в ходе развертывания социальной системы в целостность, постольку перечень дисциплин, концептуальные построения которых призваны составить

Схема 1

научную базу психолого-педагогической антропологии, должен включать все культуроведческие и человековедческие науки, в том числе собственно педагогические.

Однако интегрированные достижения выделеных философских и научных дисциплин составляют лишь теоретико-методологическую основу психолого-педагогической антропологии, имеющей свой собственный предмет - закономерности, пути, формы и методы образования, исходя из наличных представлений о развитии природы человека.

Перестройка деятельности образовательной системы на указанных основаниях неизбежно повлечет за собой инновации радикального плана, ибо до настоящего времени содержание переживаемого этапа эволюции родовой сущности человека педагогами-исследователями не учитывалось и, следовательно, не рассматривалась его связь с личностно-типологическим и индивидуально-субъектным уровнями развития человеческой природы.

Академик В.В. Краевский[1]предложил схему, выражающую новый взгляд на положение педагогики как относительно самостоятельной научной дисциплины, сочетающей фундаментальный и прикладной аспекты (схема 1).

Представляется, что состав дисциплин, определяющих теоретико-методологическую базу педагогики, должен быть несколько откорректирован и в него обязательно должна быть включена психолого-педагогическая антропология.

Схема, отражающая реальное положение педагогики и педагогической антропологии в системе наук о человеке, должна выглядеть следующим образом (схема 2):

Схема 2

 

Особую позицию в вопросе о месте психолого-педагогической антропологии в содержании педагогического образования, а, следовательно, и в системе педагогических наук, занимает В. А. Сластенин[2]. Он полагает, что логическим центром содержания педагогического образования выступает идея универсальности человека в его взаимосвязях с природой, обществом, культурой. Эта идея должна реализоваться по следующей схеме: человек - человек - психолого-педагогический модуль; человек - общество - социогуманитарный модуль; человек - культура - культурологический модуль; человек - природа - естественно-научный модуль.

Психолого-педагогический модуль, включающий систему педагогических и психологических дисциплин, одновременно задает направленность, критерии отбора учебного материала и его интерпретации, доминанты и ритмы образовательного процесса для социогуманитарного, культурологического и предметно-специализированного циклов.

Социогуманитарный модуль, включающий философию, логику, этику, эстетику, религиоведение, историю, политологию, право, экономику, раскрывает предметно-деятельностный аспект человеческой практики в ее универсальных и конкретно-исторических проявлениях.

Культурологический модуль создает предпосылки для реализации новой целевой установки на образование учителя как человека культуры и должен включать такие дисциплины, как физическая культура, иностранный язык, культурология, мировая художественная культура, охрана здоровья детей, риторика, артистическая культура учителя, медицинская этика.

Естественно-научный модуль в свете философско-антропологической рефлексии обращен к отражению бытия человека в природе. Он рассчитан на формирование у учителя естественно-научной картины мира, экологической культуры, ответственного отношения к природной среде.

Идеи В. А. Сластенина касаются не только содержания педагогического образования, но и помогают уточнить связь психолого-педагогической антропологии с педагогической теорией в целом и отдельными дисциплинами в ее системе.

Методический инструментарий любой науки отражается в ее понятийном аппарате. Система категорий психолого-педагогической антропологии, в которой постигаются особенности развития человека, включает понятия: природа человека, сущность человека, сущностно-родовой, личностно-типологический и индивидуально-субъектный аспекты эволюции человека, социализация, образование, образовательные системы, пансофия, антропология, антропологические науки, философская антропология, социальная антропология, культура, этнокультура, этнопедагогика, воспитание, системы воспитания, педагогическая действительность, национальные системы образования, ментальность, психология, историческая психология, природосообразность, культуросообразность, архитектура духа, социальный заказ, возраст, геронтология, педагогика креативности, пространство и время бытия человека, христианско-педагогическая антропология, антропологический принцип познания, субкультура и др.

Указанные категории используются и в других человековедческих и собственно педагогических дисциплинах, однако в психолого-педагогической антропологии они находятся в особой логической связи, отражающей закономерности человеческой эволюции, раскрепощение сущностных сил человека, учет этих закономерностей в педагогической теории и практике, в функционировании образовательных систем.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Каково содержание антропологического принципа познания?

2. Раскройте содержание понятия «человеческое измерение».

3. Покажите, чем отличаются по содержанию «антропологический принцип познания» и «антропологический подход в философии».

4. Определите объект и предмет научной дисциплины «психолого-педагогическая антропология».


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!