Общение как нравственная ценность. Понятие и сущность культуры общения



Общение - это деятельность, заключающаяся в установлении коммуникации, связи между людьми, предполагающей двусторонний обмен информацией. Вместе с тем общение отличается от простого информационного взаимодействия. Основные параметры этого отличия заключаются в следующем:

· общение предполагает не только информационную, но и личностную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон;

· общение симметрично, т.к. предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности; информационный процесс асимметричен, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, поэтому первый обозначается как субъект, а второй как объект;

· структура информационного сообщения, как правило, монологична, а общения - диалогична.

Таким образом, диалогичность — важнейшая отличительная черта общения. При этом под диалогом понимается информативное и личностно-субъективное взаимодействие между общающимися сторонами, цель которого — установление понимания между ними. Педагогу следует иметь в виду, что для квалифицированного ведения диалога недостаточно авторитета или превосходства в служебном положении. Необходимы широкая эрудиция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры. Продуктивное ведение диалога предполагает соблю­дение следующих условий:

· принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров;

· признание партнерами уникальности друг друга;

· различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;

· ориентированность каждого на понимание и интерпретацию его точки зрения партнером;

· ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

· способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.

Культура общения — это система норм, принципов и правил общения, а также технология их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение таких норм межличностного общения, которые:

· соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности;

· приняты в данном сообществе как «руководство к действию»;

· не противоречат взглядам и убеждениям самой личности;

· предполагают ее готовность и умение соблюдать эти нормы.

Основные признаки нравственной культуры личности в общении - это:

· уважительное отношение к партнеру, сдержанность, вежливость, бережное обращение со словом, которое может глубоко ранить человека:

· ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;

· постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;

· соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации.

Нравственная протокультура и «дефекты» общения

Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры — нравственная «протокультура» порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в коллективе. Для их предупреждения или преодоления необходимо знание основных «дефектных» уровней общения:

· нравственный вакуум;

· отсутствие нравственной инициативы;

· нравственный камуфляж;

· нравственный анахронизм;

· нравственная регрессия;

· нравственная глухота;

· нравственный примитивизм;

· нравственная нетерпимость.

Рассмотренные выше дефектные уровни есть проявление антикультуры в общении. Более того, они выступают основой антиобщения, поскольку препятствуют коммуникации, делают ее невозможной.

Морально-психологические «барьеры» общения

«Барьеры» общения - особые жизненные обстоятельства, также выступающие препятствием к полноценному общению:

· барьер страдания, горя;

· барьер гнева;

· барьер страха;

· барьер стыда и вины;

· барьер установки;

· барьер презрения;

· барьер отвращения, брезгливости;

· барьер настроения;

· барьер речи.

Неумение слушать проявляется в том, что, слушая собеседника, человек:

· спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и мотивов;

· не умеет сдержать желания высказать собственное мнение;

· перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации;

· отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи;

· считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою позицию;

· заранее настраивается на несогласие с оппонентом.

Литература для самостоятельной работы

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.

2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. - М., 2002.

3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.

4. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. - Мн., 1997.

5. Сафьянов В.И. Этика общения. - М., 1991.

 

Лекции № 9-10.

Тема: Этикет в профессиональной культуре педагога.

План.

1. Понятие и предназначение этикета. Основные требования этикета.

2. Общие принципы и нормы этикетной культуры.

3. Правила этикета в конкретных ситуациях.

4. Этикет в речевой деятельности.

5. Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Культура в одежде.

Основные понятия: этикет, этикетная культуры, речевая деятельность.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!