Постепенно, приходя к ноосферному научному мировоззрению, Вернадский приходит и к научному социализму.



В статье «Ноосфера и социализм (Вернадский как социалистический мыслитель)», написанной автором осенью 1996 года и опубликованной в "Ульяновский правде" 15 мая 1997 года, были раскрыты особенности взглядов В.И.Вернадского как социалистического мыслителя.

Четырнадцать лет назад автор выдвинул следующие положения, которые легли в основу его теоретической, научно-мировоззренческой системы, названной им Ноосферизмом35:

Положение 1.

"...есть единственная модель устойчивого развития России и человечества – управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества. А это означает, что человечество не выживет вне социализма, но причем в новом качестве – качестве экологического социализма. Почему именно социализма? Почему ему нет альтернативы? Да потому что в центре проблемы выживания стоит проблема управляемости, которая требует обобществления управления, собственности и капитала. Теперь эта проблема управляемости возвращается к человечеству не в пространстве проблем внутреннего развития, а в пространстве взаимодействия общества и природы, как проблема управления социоприродной гармонией. Здесь намечается синтез учения о ноосфере по В.И.Вернадскому и социалистического учения по Марксу и Ленину, ленинизма как русского научного социализма, С.А.), без которого человечеству и России не выжить" (выдел. нами, С.А.).

Положение 2.

"Россия как родина развитого учения о ноосфере, благодаря творчеству российских ученых-мыслителей, назову таких ученых как В.И.Вернадский, Б.Л.Личков, Н.Г.Холодный, В.П.Казначеев, Н.Н.Моисеев и др., может дать человечеству ответ, каким содержанием наполнить императив выживаемости человечества в XXI веке" (выдел. нами, С.А.).

Положение 3.

"...само становление ноосферы как биосферы, асиммилированной человеческим разумом, не есть некий идеал, рожденный мечтой человечества о своем лучшем будущем, а есть результат закономерности развития биосферы на Земле, приведшей к появлению разумного живого вещества в лице человечества как особой функции биосферы" (выдел. нами, С.А.).

Положение 4.

"В.И.Вернадский, очевидно, один из первых обратил [внимание] на коллективизм новой ноосферной эпохи, как существенный ее признак, обусловленный необходимостью регуляции движения новой глобальной целостности "Человечество – Биосфера"... В.И.Вернадский замечает: «Государственные образования, идейно не признающие равенства и единства всех людей ( мое замечание: а это есть капитализм, С.А.), пытаются не стесняясь в средствах, остановить их стихийное проявление, но едва ли можно сомневаться, что эти утопические мечтания не смогут прочно осуществиться…»." ...эта растущая целостность, как бы делает все более утопичными и буржуазный индивидуализм, и либеральное и социально-атомарное устроение общества, ориентированное на беспредельный рост материального индивидуального потребления, на накопление материального сверхбогатства у немногих" (выдел. нами, С.А.).

Положение 5.

"В.И.Вернадский вслед за К.Марксом ставит вопрос о науке как силе исторического развития человечества, но уже не в смысле социальной истории, как у К.Маркса, а в смысле социоприродной, ноосферной эволюции.... Фактически В.И.Вернадский с позиций естествоиспытателя ставит вопрос о научном управлении социоприродной эволюцией на базе общественного интеллекта, хотя и не пользуется этими понятиями, которые введены в наших работах. И здесь он предстает как мыслитель социалистической ориентации, потому что социализм и есть научное управление развитием общества на базе принципов справедливости и приоритетной роли общественной собственности на средства производства... В другом месте (в работе "О научных истинах") он пишет: "... понятие ноосферы, которое вытекает в полном созвучии с основной идеей, проникающей "научный социализм". Широкое распространение социалистических идей и охват ими носителей власти, их влияние в ряде крупных капиталистических демократий создали удобные формы признания значения научной работы как (метода) создания научного богатства" 36 (выдел. нами, С.А.).

В этой работе автор подчеркивал: " Невежественное общество антиэкологично и антидемократично по своей сути, в нем формируются в современную эпоху процессы деградации. "Идеал учащегося народа" В.И.Вернадского входит в идеал ноосферного социализма... коллективистская, а более правильно соборная, душа русского народа, как и других народов России, отвергает эгоизированный индивидуализм, американизм. Россия в своей "корневой системе" социалистична... Эта ее природа и определила историческое отвержение капитализма в 1917 году.

Сейчас наступает "момент истины". Или Россия вернется на социалистический путь развития на новом уровне, с более глубоким "прочтением" социализма, как управляемой социоприродной эволюции, требующей управления социально-экономическим развитием, т.е. требующей, в том числе и управляемой планово-рыночной экономики, или же произойдет отвержение капиталистического пути в негативном варианте в форме ее гибели, процесс движения к которой уже происходит благодаря гайдаро-чубайсовским реформам" (выдел. нами, С.А.)37.

За прошедшие 16 лет автором и его соратниками осуществлена огромная работа по разработке теоретической системы Ноосферизма, или ноосферного социализма. Под руководством автора проведена целая серия крупных научных форумов по Ноосферизму и осуществлено издание серии капитальных коллективных научных монографий[38]. В 2009 году стала работать Ноосферная общественная академия наук, целью которой является научное обеспечение преобразований в обществе в сторону становления ноосферного общества, ноосферной России.

Концепция ноосферного социализма опирается на научный социализм в парадигме ленинизма. Ноосферный научный социализм соединяет дело Ленина – Сталина и дело Вернадского в XXI веке, соединяет воедино этих трех Титанов Эпохи Русского Возрождения, соединяет в Общем Деле Ноосферно-Социалистического Прорыва России и человечества.

Коммунизм как вечное стремление человечества к установлению социальной справедливости без эксплуатации человека человеком и как будущая эпоха управления историей, в котором человек становится сознательным творцом своего будущего в XXI веке приобретает ноосферное "измерение", черты Ноосферного Коммунизма, а Ноосферный социализм предстает как необходимый этап на пути движения человечества к нему.

В.Т.Пуляев в работе " От В.И.Вернадского к А.А.Ухтомскому и Л.Н.Гумилеву: поиск новой парадигмы развития и познания" страстно писал в 2003 году: " Нам нужно Слово. Нам нужно Слово! – взывал Н.Н.Моисеев. – Нам нужен прорыв. И вера в то, что у нас есть будущее. Нам необходимо нужное слово, способное родить прорыв, способное позвать в будущее" [39](выдел. нами, С.А.).

Таким "Словом", по твердому убеждению автора, является Ноосферный, Экологический, Духовный Социализм или Ноосферизм, переходящий в будущем в Ноосферный Коммунизм.

Ленинский и Русский одновременно Прорыв человечества к Социализму имеет свое продолжение и развитие в XXI веке как Ноосферно-Социалистический Прорыв России и человечества. А это и есть адекватный образ той модернизации, которая так необходима и России, и всему человечеству.

- 7 -

 

«Квебекский Нострадамус» Доменик Рикарди, живущий в Канаде в своих футурологических видениях, вопреки господствующим интеллектуальным веяниям на Западе, утверждает: «Я думаю, что меня не объявят здесь сумасшедшим за то, что я исповедую прямо противоположную позицию: я глубоко уверен, что Россия, – если, конечно, ее не растерзают стервятники с Запада, – должна дать всему миру именно тот образ будущего, который окажется приемлемым для всего остального мира…» [40](выдел. нами, С.А.).

Его дополняет писатель Максим Калашников в статье «Гуд бай, Америка, о!... «Конец истории» не по Фрэнсису Фукуяме», в которой приходит к выводу, что ни один «изм» не спасет человечество и выйти ему из состояния катастрофы, кроме коммунизма: «Остается новый коммунизм с его идеями добра, творчества, солидарности, взаимопомощи, всемерного развития личности… Новый коммунизм снова поднимает свой флаг. Он сумеет вобрать в себя все самое ценное из религиозных движений, из практики первого СССР… – но дополнит это колоссальным запасом знаний и опыта, наработанных с тех пор. Тот, кто оседлает эту мощнейшую тенденцию, станет лидером и спасателем человечества. Зачинателем новой эры» [41](выдел. мною, С.А.). Только М.Калашников не понимает, что все характеристики «нового коммунизма», которые он перечислил, были у «старого коммунизма», т.е. у научного коммунизма Маркса, Энгельса, Ленина. Речь идет не о «голом отрицании» новым коммунизмом старого коммунизма, чем грешат недиалектично мыслящие мыслители, а о диалектическом отрицании, которое всегда сохраняет преемственность с предыдущим этапом развития, сохраняет все позитивное, проверенное прогрессивной эволюцией.

О «Повороте к Ноосфере» пишет видный отечественный марксист Р.И.Косолапов в «Человеческом манифесте «Обращение к Разуму» (1993)[42]. Он де-факто формирует императив перехода от «экономики стоимости» к «экономики потребительной стоимости» (этот императив по-своему раскрывает в своих работах В.Я.Ельмеев),в которой «наука приобретает базисные черты в отношении к технологии ( наше замечание: то, о чем писал В.И.Вернадский, С.А.), «отнимает» у последней ее приоритет, причем технология, особенно современная, все больше оказывается надстройкой в отношении к науке» [43]. Р.И.Косолапов показывает, что «экономика потребительной стоимости», как базис социалистической экономики, обретает содержание и ноосферной экономики, хотя последнее понятие, возникшее в трудах автора, он не использует. Он пишет: «Пробуждение силами человеческого сообщества и в его интересах сил природы только в том случае служит благу людей, если оно совершается в природной форме, антизатратно-компенсационном режиме в отношении, прежде всего, к жизни, иными словами, в гармонии с объективными планетарными закономерностями и их высшими проявлениями – историческими… Социальная история становится способом развития природы, а развитие природы – способом развития человечества. Поэтому производительность труда, до сих пор решающий показатель эффективности производства, утрачивает это свое значение, ибо теперь производительность действующей технологии определяется скоростью протекания заключенных в ней природных процессов» [44](выдел. нами, С.А.).

Р.И.Косолапов, пожалуй, один из немногих философов – марксистов, стоящих на позициях марксистской политэкономии, осознал предстоящие перед Россией и человечеством ноосферный и социалистический императивы в их единстве по отношению к XXI веку.

«Эволюция Ноосферы, – продолжает он, – предполагает, можно сказать, распространение понятия «потребительная стоимость» на весь тот опыт человечества, в котором в той или иной форме была достигнута гармония между историческим силами природы и социальной практикой. Это значит, что в преддверии строительства Мира разума уже не просто неверно, а просто преступно рассматривать в качестве объективной реальности лишь материальную практику человечества, до сих пор отделяемую от его духовной работы, то есть главным образом лишь физический труд и его результаты… исторический материализм призван отбросить невежественное неприятие в качестве объективной реальности также всей истории общественного сознания…» [45](выдел. нами, С.А.).

«История общественного сознания», которая должна развить и усложнить исторический материализм, и о которой пишет Р.И.Косолапов, в определенной степени связана с авторской концепцией всемирно-исторического закона роста идеальной детерминации в истории через общественный интеллект и соответственно через управление будущим, через функции будущетворения общественного интеллекта – программирование, планирование, проектирование, формирование систем ценностей и общественного идеала, прогнозирование, законотворчество, нормотворчество и т.п.[46]. При этом «общественный интеллект есть совокупный интеллект общества, который представляет собой социокультурные формы синтеза общественного сознания и знания, институтов культуры, науки и образования…» [47]. «Наука обеспечивает стратегический горизонт управления со стороны общества» [48].

Ноосферное социалистическое общество есть общество, в котором, по автору, соблюдаются требования закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе, как главное условие управления будущим со стороны общества в контексте управления ноосферной, социоприродной эволюцией[49].

- 8 -

В имплицитном варианте – этот закон присутствует в императиве культурной (и человеческой) революции, концепция которой уже присутствует в трудах В.И.Ленина, в теоретической системе ленинизма.

Требование этого закона своеобразно находит отражение в особом императиве, названном мною «ленинским императивом к ноосферному разуму» [50].

Владимир Ильич Ленин сформулировал важный императив к содержанию понятия «коммунист», который, по нашей оценке, составляет важный момент ленинизма, и который забывался руководителями компартии в СССР после И.В.Сталина: «Коммунистом стать можно тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которые выработало человечество»[51].

По нашей оценке, этот ленинский императив обращен в XXI веке к ноосферному человеку как таковому, становится одним из выражений закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образования, приобретает смысл императива, обращенного к качеству ноосферного разума человека. Ну, а по отношению к коммунистам XXI века этот ленинский императив только усиливается, ведь они должны стать во главе Ноосферно-Социалистического Прорыва России и человечества в XXI веке.

В цитируемой авторской работе «Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система?» (2006) нами подчеркивалось: «Этим названием [ ленинский императив к ноосферному разуму ] мы расширяем ценность этой ленинской мысли: ноосферный социализм или ноосферизм может состояться тогда, когда человек в своем интеллекте, общественный интеллект поднимутся в синтезе знаний на такой уровень, который обеспечил бы эффективное управление не только сверхсложными технологическими и экономическими системами, но и сверхсложными системами взаимодействия социума и экосистемы, в целом – ноосферным развитием» [52].

Нынешняя власть, обслуживающая олигархическую капиталократию, нарушает требование этого закона и «ленинского императива к ноосферному разуму», с одной стороны, демонстрируя собственное невежество, приводящее к растущему потоку технологических катастроф вследствие растущей изношенности советского технологического базиса, приватизированного по схеме А. Чубайса и его патронов из-за рубежа, с другой стороны, разрушая отечественные системы науки и образования, погружая общество во тьму невежества и невежественного благодушия, не осознавая, что этой политикой они только стимулируют мощь будущего социального взрыва.

 

- 9 -

 

Ленинградский философ-политэконом-марксист В.Г.Комаров предложил миру, по нашей оценке, фундаментальную работу «Правда: онтологическое основание социального разума».В этой работе развивая русское слово «правда», переводя его в статус научно-философской категории, он создал интересную систему теоретической рефлексии над аутентичным марксизмом-ленинизмом и философией (онтологией) истории человечества на основе представлений об онтологической правде, о правде истории и об онтологической лжи, о лжи истории.

В.Г.Комаров, вслед за Н.А.Бердяевым, показывает, что аутентичный ленинизм есть трансформация «старой русской мессианской идеи» осуществления на земле «правды всечеловеческого братского единения народов» [53], еще раз утверждая русскость ленинизма и его однопорядковость по своей исторической значимости марксизму.

Он фактически вводит онто-ноосферные основания под социализм и коммунизм XXI века. В его работе расширяются основания диалектического и исторического материализма через понятия «космо-био-антропо-социо-ноосферогенеза» и «космо-био-антропо-социо-ноосферные корреляции»[54], происходит более глубокое осмысление взаимодействия социальной и природной историй, на что обращал внимание и Р.И.Косолапов.

Именно через онтологию мироздания – онтологию вселенского космо-био-антропо-социо-ноосферогенеза проявляется онтологическая критика «неправды в истории» [55].

В этом контексте Дело Ленина, ленинизм и как его материальное воплощение – советский социализм и советская история обладают качеством онтологической правды, правды Истории, а проходящая капиталистическая контрреволюции в России – качеством неправды в истории, которая же Историей в конечном итоге, под воздействием Логики Онтологической правды и исправляется.

В.Г.Комаров проницательно замечает: «Не обладая универсализмом и всеобщностью правды истории, ее антипод – ложь истории – все-таки существует, но только как несамостоятельная, паразитарная форма бытия псевдоправды истории, выдающей себя, разумеется за правду. …Псевдоправда (ложь) истории есть не более, чем объективная материальная кажимость, заимствующая чужую сущность – сущность правды истории. Когда правда в очередной раз достигает возобладания над неправдой, когда начинается процесс генерализации правды истории, что происходит обычно в периоды демократических подъемов революций, выглядящих катастрофами главным образом в глазах господствующих «верхов», тогда ложь истории рассыпается и раскрывается ничтожность ее внутренней определенности. То, что в онтической/онтологической лжи истории было заимствованием у правды, в такие моменты подвергается разоблачению в качестве пустой внешней видимости»[56].

Ленинский, Русский Прорыв человечества к социализму в виде Великой Русской Социалистической Революции был утверждением онтологической правды как всемирной истории человечества, так истории России как самостоятельной цивилизации. Именно поэтому Дело Ленинского Русского Прорыва к социализму имеет Будущее в XXI веке, потому что это Дело носит всеобщий и универсальный, вневременной характер, в то время как капиталистическая контрреволюция в России с 1991 года по нынешней 2012 год, возглавляемая «либералами-демократами», есть онтологическая ложь истории, мимикрирующая под ее правду, а поэтому обреченная на онтологический крах, после которого проявится ее «пустая внешняя видимость».

Ленинский, Русский Прорыв человечества к социализму в начале XXI века, в соответствии с Логикой Онтологической правды, которую русский разум очень остро чувствует, перерастает в ленинско-вернадскианский Русский Прорыв к ноосферному социализму или Ноосферизму.

Написанное автором в 2010 году научное обобщение «Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму»[57] есть его вклад в это Общее Дело Ноосферно-Социалистического Прорыва человечества в XXI веке из России!

Ю.М.Осипов в работе «Современная Россия: бремя перемен» (2009) писал: «Разворачивая Россию к новой, насыщенной производством и творчеством полноценной жизни, нужнее и важнее всего направить сознание поврежденного реформой человека, предоставив ему новые, жизненные ориентиры и возможности» [58].

- 10 -

Несколько слов об авторе и его поколении. Автор родился в 1937 году в городе Пушкин Ленинградской области (бывшее Царское Село), когда отмечалось 100-летие со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина и 20-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Поэтому мать автора, учительница истории, очень любившая Пушкина, назвала его в память о Пушкине Александром. В.Бондаренко посвятил целый ряд статей поколению, родившемуся в 1937 году, отмечал его большие заслуги перед Отечеством.

Автор гордится этим поколением 1937 года рождения, гордится своей советской родиной. Помню начало войны. В это время автор жил в деревне Тярлево между Пушкиным и Павловском, а также все свое военное детство. В школу, в первый класс пошел в 1944 году в Новгород-Северском. Школьная жизнь между 1944-м и 1954-м годом в основном приходится на послевоенный период сталинской эпохи. Пионерия, комсомол – все это оставило большой след в становлении автора, в становлении мировоззрения. С 1954 по 1959 год учился, будучи «слушателем» (по воинскому званию), в Ленинградской Краснознаменной Военно-Воздушной инженерной академии им. А.Ф.Можайского. Потом была служба на космодроме «Плесецк», его строил с 1959 по 1969 годы, а потом служба в родной «альма-матер» на научных должностях. Прослужил в Вооруженных силах СССР почти 38 лет, уволившись в звании полковника Космических войск. В академии я защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук и доктора экономических наук. Таким образом, жизнь автора включает в себя 38 лет службы в армии, в том числе 23 года в качестве военного ученого, и 20 лет уже жизни на «гражданке» в качестве преподавателя, ученого, философа (докторскую диссертацию по философии по теории общественного интеллекта защитил в 1995 году).

СССР, советская родина, социалистическое отечество, В.И.Ленин и И.В.Сталин для автора не пустые слова, как для некоторых современных молодых людей, или бывших коммунистов, предавших свое прошлое и возненавидевших его (как и положено предателям), а наполненные глубоким смыслом.

Возникает вопрос: кто мы такие советские люди, сознательная жизнь которых приходится на советское время, и которых презрительно новые «революционеры», а вернее «контрреволюционеры», поскольку они осуществляли в СССР – России капиталистическую контрреволюцию, определяют как «людей прошлого»? Являемся ли мы уже отработанным историей «материалом», или, наоборот, являемся «людьми из будущего», потому что «из будущего» светит «маяк социализма/коммунизма»?

Автор считает, что он, как и многие другие, близкие ему по взглядам и мировоззрению товарищи, «люди из будущего», а те, кто исповедует нынешние ценности гонки за наживой, кто молится «мамоне», молится деньгам, лихорадочно гоняется за призраком мнимого, «оденьженного благополучия» (о таких «героях» много рассказали в своих «человеческих комедиях» О.Бальзак и М.Горький), кто продает нашу землю, так обильно политую кровью наших воинов, защищавших отечество, «люди из прошлого».

 

- 11 -

 

«Советская цивилизация», «советская история», СССР, советский социализм, Дело Ленина – Сталина, не исчезли, их история «не засыпала песком», как хотели бы думать, как желают, нынешние «вожди» капиталистической (либеральной) контрреволюции, а, наоборот, принадлежа онтологической правде истории, они перенеслись в Будущее, и неожиданно, в начале XXI века превратились в «маяк из Будущего», указывающий нам магистральное направление Истории, магистральное направление модернизации, потому что вне Социализма – Социализма Ноосферного, Экологического, Духовного, человечество, как и народы России в его составе, ждет экологическая гибель.

Вот почему, занимаясь уже почти 30 лет развитием учения о ноосфере Вернадского, на основе предложенной автор концепции синтеза социалистического и ноосферного императивов, превращения этого учения в теоретическую систему – Ноосферизм, занимаясь теорией ноосферного социализма, автор обратился в 2010 году к анализу творческого пути Владимира Ильича Ленина, выдвигая, аргументируя и защищая несколько положений:

1. Владимир Ильич Ленин – плоть-от-плоти русского народа, выражение гениальности русского народа. Одновременно он – всемирно-историческая личность огромного масштаба, равной которой нет другой личности, потому что он открыл новую историю человечества (новую эру) – историю социализма/коммунизма через победу первой социалистической революции на Земле – Великой Русской Социалистической Революции. Тем самым он поднял Величие Русского Народа и вместе с ним – всех народов России на высоту всемирно-исторического дерзания и творчества, которых не знала История до 1917 года.

2. Владимир Ильич Ленин – не просто революционер, этого определения мало для его многогранной личности, но и крупнейший мыслитель, философ, ученый, организатор, полководец и учитель.

3. Владимир Ильич Ленин – Титан Эпохи Русского Возрождения. Эта характеристика Ленина, – новая, необычная, сугубо авторская, потому, что концепция Эпохи Русского Возрождения была нами предложена в 2006 году. Эпоха Русского Возрождения началась с эпохи Петра Великого и Ломоносова и продолжается в наше время. Она имеет космоноосферный вектор своего устремления, утверждает космическую телесность и космическую устремленность духа и разума человеческого, утверждает Добро, Любовь и коллективизм, направленные на Общее Дело (по Н.Ф.Федорову) создание гармонии между человеком и «суперорганизмами» Земли, Биосферы, Космоса, Универсума.

В этом контексте Ленин появляется в Истории России и человечества не случайно, а закономерно, потому что наступил «Час» отрицания капиталистического пути, как не соответствующего основаниям и ценностям России и русского народа и соответственно вектору всего исторического поиска русского народа, сконцентрированного в Эпохе Русского Возрождения.

В этой логике анализа Ленин – несомненно русско-возрожденческая фигура, а его Дело – Дело Социалистического Прорыва человечества несет в себе заряд всего предшествующего поиска Эпохи Русского Возрождения.

4. Ленинизм, как показано автором, явление чисто русское, русско-возрожденческое, однопорядковое с марксизмом, в каких-то моментах, причем самых главных, развивающих его, а в каких-то моментах, устаревших с позиций империалистической эпохи развития капитализма, отрицающих его. В то же время ленинизм – явление всемирно-историческое, обращенное к революционному преобразованию жизни каждого человека на Земле, освобождения его от эксплуатации Капиталом.

Ленинизм не устарел, потому что продолжает существовать глобальный империализм на Земле и действует социалистический императив.

5. В XXI веке В.И.Ленин, как историческое явление, и ленинизм востребуются, потому что пришло время перехода человечества к Социализму/Коммунизму не только по Внутренней Логике Социального развития, противоречий между Трудом и Капиталом, между Социализмом и Капитализмом на международной арене, но и по Большой Логике Социоприродной Эволюции, которая рыночно-капиталистическое человечество уже ввергла в состояние первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, проявив как фундаментальное противоречие XXI века – противоречие между капитализмом в форме глобального империализма (строем мировой финансовой капиталократии) и Природой – планетой Земля, Биосферой, Космосом.

И это последнее противоречие служит основанием развития самого русского научного социализма, который автор отождествляет с ленинизмом (как одной из его характеристик), его трансформации в научный ноосферный социализм (и соответственно в научный ноосферный коммунизм).

Владимир Маяковский писал о Ленине:

Он

Взвешивал

Мир

в течение ночи,

а утром:

Всем!

Всем!

Всем это –

фронтам,

кровью пьяным,

Рабам

всякого рода,

В рабство

богатым отданным. –

Власть Советам!

Земля крестьянам!

Мир народам!

Хлеб голодным!

Но вот

Затихает

дыханье и пенье,

и страшно ступить –

под ногою обрыв –

Бездонный обрыв

В четыре ступени.

Обрыв

от рабства в сто поколений,

Где знают


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!