Этика Нового времени.



Наиболее развернутая и типичная для этой эпохи концепцию морали принадлежит Т. Гоббсу, по мнению которого не мораль нуждается в объяснении, а мир следует рассматривать с точки зрения моральной оценки. Природа создала людей одинаковыми в умственном и в физическом отношении. Равенство способностей порождает равенство надежд на достижение целей. Гоббс считал, что естественное состояние ‒ это война всех против всех, игра эгоистических наклонностей, эгоизмом пронизана вся жизнь человека. Гоббс, ссылаясь на «золотое правило» нравственности, делает свой вывод: «Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе». Отрицая абсолютный характер нравственных требований, Гоббс полагал, что соблюдать их нужно только тогда, когда вам отвечают взаимностью. Поэтому Гоббс приходит к выводу, что нужна власть, которая создает общественную нравственность под страхом наказания, и этой власти отдельного человека или собрания людей должны подчиняться все. Иначе, чем Гоббс, подходил к пониманию морали Спиноза, хотя он также отрицал ее внеприродное происхождение. Бог, по мнению Спинозы, есть сама природа, причина всех вещей. Все заранее определено божественной природой. В природе нет ни добра, ни зла. Добро и зло, по мнению Спинозы, это ситуации человека. Абсолютного добра и абсолютного зла не существует. Первым и единственным основанием добродетели является стремление к самосохранению. Польза, расчет, выгода ‒ это движущая сила человеческих действий. Справедливо то, что необходимо для поддержания и увеличения своей выгоды, своего достояния. Чужой интерес человек защищает постольку, поскольку это соответствует его собственному интересу. Словом, по его мнению, добро тождественно пользе человека, а зло ‒ это то, что препятствует достижению личной пользы. Величайший немецкий философ XVIII века Иммануил Кант (1724‒1804 гг.) создал рациональную этику, основанную на отвлеченном мышлении. Кант утверждал, что основой нравственности является наше сознание долга, представляющее собой свойство человеческого разума, который может создавать правила для поведения человека двоякого рода, одни из них условны, а другие безусловны. К условным требованиям он относил все 13 предписания поведения, основывающиеся на интересе, поэтому они не могли стать основой нравственности. Все вещи в мире, говорит Кант, имеют относительную ценность, а нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления (категорический императив). Таким категорическим императивом и является сознание человеком долга. Долг, по мнению Канта, в своей сущности имеет абсолютное значение и поэтому никогда не может быть только средством для чего-нибудь другого, но является в то же время и целью само по себе. Кант определил нравственный закон следующим образом: «Действуй так, чтобы правило руководящее твоей волей, могло быть также основой всемирного законодательства». Кант четко отграничил этику как отрасль философии и, создав свою теорию этических взглядов, показал, что этика имеет жизненно важное значение и является основанием государства и политики. Совершенно противоположную этику создал известный немецкий философ XIX века Фридрих Ницше (1844‒1900 гг.). Ницше утверждал, что нет ни свободной, ни несвободной воли, а есть слабая и сильная воля. Это прежде всего воля к власти, которая является движущей силой жизни. Идеал Ницше – «человек воли», исполненный избыточных сил и наслаждающийся любым проявлением своей «мощи» ‒ как утверждающим, так и разрушительным. «Падающего ‒ толкни, униженного ‒ унизь еще больше, оскорбленного ‒ оскорби дважды, добейся того, чтобы он взбунтовался, и тогда убей по «праву сильного». «Человек воли» ‒ преступник, он сам творит нормы своего поведения, переступая через общепринятое и общепризнанное. По мнению Ницше, любой гений ‒ преступник, потому что он переступает через то, что принято. Особенно Ницше оправдывал преступления против права и нравственных норм, образцом «человека воли» он считал Наполеона. Основные идеи этики Ницше ‒ оправдание преступления, права сильного, отождествление гения и злодейства, отрицание христианства. В соответствии с его учением, слабые и неудачники должны погибнуть и первое положение нашей любви к человеку ‒ помочь им в этом. В мире должна царствовать мораль господ, т.е. людей сильных, злых, гениально-преступных. Мораль, по мнению Ницше, порча, изобретение «слабых», «маленьких» людей, «мошенничество высшего порядка», наилучшее средство, с помощью которого люди «водятся за нос». Христианство 14 вреднее всякого порока, потому что призывает к деятельному состраданию ко всем неудачникам и слабым, тем самым внося порчу в самый разум духовно сильных натур. Древнейшее, так называемое «золотое правило» нравственности, положенное в основу категорического императива Канта и призывающее человека относиться к другим так же, как он хочет, чтобы относились к нему, Ницше называл «опасным для жизни». В 40-е годы XIX века формируется марксистская теория, рассматривающая развитие человеческого общества с материалистических позиций. Основное положение марксистской этики заключается в следующем: чтобы выяснить, что должен делать человек, надо установить, что он есть на самом деле. «Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Мораль возникает там, где человек встречается с обществом, человечеством. Отношения, в которые вступают люди между собой в жизни в ходе производства и воспроизводства, прежде всего, труда, являются источником их собственного формирования.

 

Современная этика.

Среди теорий морали XX века следует обратить особое внимание на этику ненасилия, которая находит все большее количество приверженцев во всем мире. Исторически существовала и до сих пор продолжает свое существование традиция разрешения. Идеи ненасилия сформулированы еще в Библии, в Новом Завете, рекомендующем, если «кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». В данном случае отразился некий идеал, в соответствии с которым непротивление злу рассматривается как проявление нравственного совершенства, нравственного превосходства над чужим грехом. Неумножение зла расценивается как проявление добра. Соответствующие библейские заповеди с большим трудом утверждались в сознании человека и до сих пор многим кажутся невыполнимыми. Значительное развитие этика ненасилия получила в работах выдающегося русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого (1828‒1910), считавшего, что признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, злости, властолюбия. Другой сторонник этой теории ‒ М. Ганди, мечтавший обрести свободу Индии мирными средствами, считал ненасилие оружием сильных. Страх и любовь ‒ противоречащие понятия. Закон любви действует, как действует закон гравитации, независимо от 15 того, принимаем мы его или нет. Как ученый творит чудеса, по- разному применяя закон природы, так и человек, применяющий закон любви с аккуратностью ученого, может творить еще большие чудеса. Ненасилие не означает пассивности, оно активно и предполагает, как минимум, две формы борьбы: несотрудничество и гражданское неповиновение. Идеи отказа от насилия как средства разрешения конфликтов и проблем находят все большее количество своих сторонников во всем мире. Также интересна такая философская концепция XX века, как этика благоговения перед жизнью, основоположник которой является выдающийся гуманист современности Альберт Швейцер. В основе этой теории лежит принцип благоговения перед жизнью в любой форме, облегчение страданий всех живущих. Одним из средств недопущения зла в человеческую душу он считает необходимость прощения, тем самым пренебрегая злом, исключая его. Такой способ недопущения зла позволяет избавить человека от мук нравственного выбора, необходимости поисков самооправдания. Этическая концепция А.Швейцера призывает к активной целенаправленной деятельности, сохранению всех существующих форм жизни, самоотверженному служению людям, отдавая им частицу своей жизни, участия, любви, доброты.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!