Понятие и предмет этики.



Лекция 2.Система этики

Понятие и предмет этики.

Аксиология.

Деонтология.

Генеалогия.

Этапы развития этики.

Понятие и предмет этики.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» ‒ привычки, обычаи, нравы. Этика как наука существует свыше 20 веков: еще в IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей и образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Слово «мораль» происходит от латинского слова «moralis» - нравственный. На этом основании часто слова этика и мораль употребляют как синонимы. Но это неверно. Этика – это наука о морали, нравственности. Мораль ‒ форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе. Задача этики состоит в описании морали. В обществе существуют различные социальные нормы, регулирующие поведение людей. Социальные нормы – это общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации, необходимые для совершения согласованных коллективных действий. Существуют следующие разновидности социальных норм: 7 1) обычаи ‒ общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, служащие средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению; 2) ритуалы ‒ правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности; 3) традиции ‒ длительно существующие обобщенные и стабильные правила поведения людей; 4) права ‒ правила поведения, установленные и охраняемые государством; 5) религия ‒ духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на религиозных представлениях людей; 6) нормы общественных организаций ‒ правила поведения, установленные общественными организациями и охраняемые с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

В системе науки выделяют этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику. Этика как наука служит утверждению в обществе принципов гуманизма и справедливости. Таким образом, этика – это наука о сущности, возникновении и историческом развитии морали, о ее специфических функциях, моральных и нравственных ценностях общественной жизни.

 

Аксиология

(греч. axia-ценность и logos-учение) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей. А., изучающая проблемы экономических, эстетических, моральных, исторических и др. ценностей, возникла сравнительно недавно, во второй половине XIX в., а сам термин «А.» был введен лишь в начале XX в. фр. философом П. Лапп. Осн. вопросы моральной А.: что такое добро, представляет ли оно собой объективное свойство определенных человеческих поступков или просто приписывается им нравственным сознанием? Каким способом люди усматривают добро и зло в поступках (оценивают их)? Каковы происхождение и природа понятия добра в моральном сознании людей?

В истории этических учений известны различные способы истолкования природы и происхождения моральных ценностей. Так, научное объяснение происхождения и природы моральных ценностей дает историко-материалистическое толкование, предлагаемое марксизмом. Оно исходит из того, что моральные и всякие др. ценности не являются естественными или сверхъестественными свойствами, а представляют собой специфически социальные явления. Сама по себе природа, рассматриваемая вне жизнедеятельности человека, не обладает никакими ценностями, в ней нет ни добра, ни зла Достоинство каждого поступка оценивается обществом как добро или как зло лишь в связи с общественной практикой человека. Эта оценка – выражение присущих об-ву социальных отношений.

Также появление термина А. в конце 19 — начале 20 вв. связывают с именами Р. Г. Лотце, П. Лапи, Э. Гартмана. Он стал применяться как синоним философии ценностей (термин Г. Мюнстерберга) и теории ценностей.

Так, например в работах М. Вебера обсуждаются понятие ценности и связанные с ним методы и процедуры, такие как «отнесение к ценностям», установление ценностных значений, обеспечение свободы познания отценностных суждений, научная критика ценностей, ценностный анализ и пр.

Правомерно считать, что связь категории идеального типа с принципом «отнесения к ценности» — это главная позиция веберовской методологии гуманитарного познания. М. Шелер развивает Аксиологию. в представленных таких работах как:

«Феноменология и теория познания» (1914),

а также в работах по этике — «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1916), «Ресентимент в структуре моралей» (1912).

Он определяет теорию познания как учение о постижении и мыслительной обработке объективных содержаний бытия вообще, включая учение о постижении ценностей и ценностных суждений, т. е. теорию восприятия ценностей и оценивания. Ценности включаются в феноменологически понимаемое определение теории познания, вводятся понятия «этическое априори», «эмоциональное априори» — ценностных установок, определяющих нравственное познание и тип научного мировоззрения. Познание истины, чисто духовной ценности, признается как ценность более высокая, чем всякая власть, в том числе власть научного и технического знания.

Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована вневременной аксиологической иерархией ценностей, совокупность которых и есть Бог как абсолютный масштаб оценки. В работе «Ресентимент в структуре моралей» Шелер по-своему реализует требование Ф. Ницше о необходимости критики моральных ценностей, о том, что сама ценность этих ценностей должна быть однажды поставлена под вопрос. Развивая идеи Ницше о том, что ресентимент «сам становится творческим и порождает ценности», он обосновывает влияние социальных факторов и предпосылок на становление и характер ценностей.

Вопрос о соотношении истинности и ценности, познавательного и этического действия тоже был переосмыслен Ницше, который предложил философию познания, согласно которой описание мира определяется точкой зрения человека, его системой ценностей. Он ввел ценностное понятие «радостной науки», которая оказывается «истинной», если ведет к росту и процветанию жизни.

Взгляды Шелера и многие его идеи были приняты Н. Гартманом, но разрабатывались далее в атеистическом ключе. Для него сущность ценностной проблематики в таких областях знания, как этика, эстетика, философия истории, науки о личности и обществе в целом, своей предпосылкой имеет общую теорию ценностей, или А., которая становится необходимым основанием конкретизации ценностей.

В «Этике» (1926) Н. Гартмана представлены как результаты рассмотрения ценностей вообще, так и фундаментальное исследование собственно этических ценностей; излагаются конкретные формы и способы познания ценностей, напр., знание о добре и зле, о пути открытия ценности и другие, значимые для А., ценности.

Существенное значение для А. имеет исследование ценностей как принципов, которое Гартман реализует, рассматривая отношение ценностей-принципов к действительности, специфику их существования в идеально-этической, актуально-этической и реально-этической сферах.

В 20 в. все более значимой в А., становится проблема соотношения научного знания и ценностей. В работе Л. Витгенштейна «Культура и ценность» исследуется различие научных и ценностных высказываний: первые проверяются соответствием объективным событиям, а вторые — идеалам, с точки зрения которых реальность всегда несовершенна.

 

Деонтология

 

Деонтология (от др.-греч. δέον «должное») — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» (англ. Deontology or The Science of Morality) для обозначения теории нравственности как науки о морали. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями.

ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. δέον, родительный падеж δέοντος — долг, обязанность и λόγος — слово, учение) — наука или учение о должном. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом (“Деонтология, или Наука о морали”. Deontology or The Science of morality, v. 1—2, 1834. Деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра, или аксилогии. Основанием для такого разграничения является наличие в морали двух формально и функционально разных способов декларирования нравственной позиции — в виде императивов, выражающих долженствование или запрет, и в виде оценок, выражающих одобрение или осуждение. Признание долга и добра специфическими и вместе с тем равноправными понятиями приводит к представлению о деонтологии и аксиологии как о двух относительно самостоятельных разделах этики, каждый из которых имеет собственную проблематику. Нередко, однако, деонтология выступает и в качестве особой концепции, отстаивающей логический приоритет, “первичность” долга перед добром и тем самым отрицающей самостоятельный статус аксиологии. Так, Кант (которого принято считать основоположником этого подхода) утверждал, что само понятие добра производно от понятия долга: “добром” мы называем именно то, чего требует долг; попытка же определить добро помимо долга даст нам лишь эмпирическое представление о предмете удовольствия, но не понятие о моральном добре самом по себе.

. Еще один тезис этической деонтологии состоит в отрицании необходимости учитывать мотивы, цели и последствия того или иного поступка для квалификации его вообще как морального: нравственная специфика поступка определяется исключительно побудительным импульсом, “энергией” долга, а не тем, ради чего он совершается.

Все эти теоретические коллизии обусловлены, гл. образом, несовпадением философских, метафизических посылок, на которых основываются указанные концепции. В реальном же нравственном сознании формальные различия суждений добра и долга не заслоняют их смыслового единства и не служат препятствием для адекватной, равноценной взаимозамены этих понятий в соответствующих контекстах.

Юридическая деонтология - это отрасль юридической науки, которая представляет собой обобщенную систему знаний о кодексе профессионального поведения юриста.

Особенность юридической деонтологии состоит в том, что она характеризует юриспруденцию сквозь призму юридической профессии и деятельности личности юриста.

Предмет юридической деонтологии - оптимальный свод правил, которыми должен овладеть и руководствоваться юрист, система психических, правовых, политических, этических, эстетических норм-требований, в совокупности определяющих правовой режим профессионального общения юриста с коллегами и клиентами (атмосферу взаимоотношений по линии “юрист-гражданин”), его профессиональное поведение.

Предмет юридической деонтологии - это не сумма предметов юриспруденции, психологии, политологии, этики, эстетики, а целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое, политическое, этическое и эстетическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической, политической, этической и эстетической подсистем культуры личности юриста, находящихся в движении, развитии, связи и гармонии.

Важнейшей формой существования, материализации, объективизации профессионально-правовой работы является поведение юриста, который руководствуется предписаниями юридического характера.

Поведение человека определяется не только знанием социальных норм (норм морали, норм-обычаев, норм права, норм общественных организаций), но и его отношением к тем социальным ценностям (правовым, политическим, этическим, эстетическим и др.), которые защищаются этими нормами.

Поведение юриста проявляется в культуре профессионального мышления, умении на научной основе организовать свой труд, мастерстве общения, способности оценивать профессиональный опыт, анализировать собственные возможности, умении принимать правильные решения (обладать мудростью принятия правильного решения!), умении ориентироваться в психологических и моральных особенностях клиента, создавать благоприятный для дела психологический климат в коллективе, эстетически оформлять документы и др.

Специфика профессионального поведения обусловлена не только наличием таких проблем, как профеcсиональное мышление, престиж юридической профессии, профессиональная тайна, издержки профессии, профессиональная аттестация и др., но и особых психологических, нравственных взаимоотношений по формуле: юрист - клиент, юрист - коллеги, юрист - родственники клиента и др.

Можно сказать, что работа юриста ответственна и напряженна, что в ней не может быть главного и второстепенного, значимого и малоценного - вся его деятельность, от первой встречи с клиентом до результата рассмотрения юридического дела - есть единый процесс возвращения социального (морального, юридического, политического и др.) статуса, восстановление возможности активно и творчески жить и трудиться. Оступившийся человек или обиженный в результате нарушения его прав всегда нуждается во внимании, чуткости, заботе, отзывчивости. Часто находящийся в подавленном состоянии в связи с нарушением его прав или неумышленном преступлении клиент видит в юристе ту единственную силу, которая способна справиться с его бедами, единственную надежду.

Профессиональное поведение предполагает умение юриста:

создать атмосферу достижения наиболее благоприятного результата в общении с коллегами и клиентами, т.е. всеми теми, кто нуждается в его профессионально - правовых услугах;

своевременно принять правильное решение по рассматриваемому делу;

надлежащим образом (в соответствии с правилами юридической техники) оформить принятое решение и добиться его выполнения.

Сложность положения юриста состоит в том, что он не может гарантировать абсолютного успеха и в то же время должен найти юридические возможности для восстановления справедливости, а в случае, когда результат юридического решения будет иметь тяжелые последствия для клиента, должен иметь мужество сказать об этом.

Важное значение приобретает совершенствование форм преемственности в работе юристов. Эффективность преемственности будет обеспечиваться лишь при условии, если в основе взаимоотношений специалистов (всех звеньев и уровней) будет лежать не формальный, а подлинно творческий, заинтересованный, свободный от субъективизма стиль, формы и методы, основанные на гибкой тактике, суть которой прежде всего - в заботе о человеке.

Охват юридической деонтологией широкого круга вопросов позволяет выделить в ее пределах такие части:

- общую деонтологию, рассматривающую свой предмет в социально-историческом плане; включающую все основные аспекты характеристики должного, обязательного в повседневном поведении юриста при выполнении им своих служебных функций, а именно: юриста как личности (психологическая структура), как политического деятеля (идейно-политическая сущность), как специалиста (профессиональное содержание), как носителя высоких моральных принципов (нравственная основа) и как обладателя устойчивых эстетических вкусов (эстетические элементы);

- нормативную деонтологию, обосновывающую практические нравственные рекомендации, нормы-требования (нормативные предписания) к юристу о правилах поведения, нормах общения, тактике взаимодействия в общении юриста как с коллегами, так и с клиентами, т.е. с теми, кому он представляет свои профессиональные услуги;

- специальную деонтологию, освещающую специфические деонтологические особенности конкретных юридических специальностей (адвоката, прокурора, следователя, нотариуса и др.).

 

Генеалогия


Один из основных философских методов Ницше: ‘совершенно новая наука’, или ‘начало науки’, сводящаяся к ‘истории происхождения предрассудков’ и, таким образом, к ‘процедуре разоблачения исторического смысла ценностей’.

В предисловии к сочинению ‘К генеалогии морали’ (1887) Ницше формулирует ряд вопросов, сама постановка которых свидетельствует о радикально новом подходе мыслителя к морали как таковой: откуда, собственно, берут свое начало наши добро и зло? при каких условиях изобрел себе человек эти суждения-ценности — добро и зло? какую ценность имеют они сами?

Он Пытается проанализировать ценность самих моральных ценностей.

‘Нам необходима критика моральных ценностей, сама ценность этих ценностей должна быть однажды поставлена под вопрос’, — пишет Ницше.

По его мнению, следует выяснить, благоприятствует ли данная шкала ценностей тому или другому человеческому типу, той или иной форме жизни; способствует ли она появлению ‘более сильной разновидности индивида’ или просто помогает данной группе как можно дольше поддерживать свое существование. До сих пор, утверждает Ницше, это знание отсутствовало, да и была ли в нем нужда? Ценность этих ценностей всегда принималась за данность, за уже установленный факт. Но вдруг то, что мы называем ‘добрым’, на самом деле является ‘злым’. Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо, по Ницше, знание условий и обстоятельств, из которых эти ценности произросли, среди которых они изменялись, т.е. исследование истории их происхождения.

Так, К.А.Свасьян отмечал, что Г. в ницшевском понимании не излагается, а осуществляется, и ‘трактат о методе’ оказывается невозможным потому, что сам метод у Ницше — это не ‘абстрактный орган познания, а концентрированное подобие личности самого генеалога’. Такое понимание Г. не означает, что эта дисциплина лишена всякой научной строгости.. Г. — это своеобразная психология, правилами которой являются недоверие к логике, отказ от любых a priori, признание роли фикции в выработке понятий и др., а целью — дезавуалиирование всякого рода ‘вечных истин’ и идеологий. Ницше реализует все эти требования в своих рассмотрениях трех фундаментальных проблем, охватывающих всю духовную проблематику европейской истории. Таким образом, его Г. оказывается составленной из трех рассмотрений: ressentiment как движущая сила в структурировании моральных ценностей, ‘вина’ и ‘нечистая совесть’ как инстинкт агрессии и жестокости и аскетизм как регенерированная воля к тотальному господству. Особое значение для генеалогического метода Ницше, как, впрочем, и для всей его психологии, одним из важнейших понятий которой оно является, представляет собой понятие ressentiment, слово, которое иногда переводят на русский язык как ‘мстительность’. Сам Ницше предпочитал употреблять это французское слово без перевода. Впоследствии оно приобрело большую популярность и стало использоваться в трудах многих европейских мыслителей.

Ресентиме́нт (фр. ressentiment «негодование, злопамятность, озлобление») — чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создает образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!