О снятии колдовства



Джабир рассказывал: «Когда посланника Аллаха спросили о снятии колдовства (посредством колдовства), он сказал: «Это – одно из деяний шайтана». Этот хадис с очень хорошим иснадом передал Ахмад. Его также привел Абу Дауд и сказал: «Об этом спросили Ахмада, на что он ответил: "Ибн Мас’уд порицал это полностью"».

Аль-Бухари передал хадис Катады: «Я спросил Ибн аль-Мусаййаба: "Разрешено ли заниматься исцелением человека, который заколдован и не может подойти к своей жене, или же это запрещается?" Он ответил: "Ничего страшного в этом нет, ибо они тем самым хотят лучшего. То, что полезно, не запрещается"».

Передают также следующие слова аль-Хасана (аль-Басри): «Колдовство снимает только колдун»[90].

Ибн аль-Каййим сказал: «Снятие колдовства с околдованного бывает двух видов: во-первых, аналогичным колдовством, что и является одним из деяний шайтана и имеется в виду в словах аль-Хасана. Тем самым как снимающий колдовство, так и околдованный приближается к шайтану посредством того, что ему любезно, и таким образом снятие колдовства становится бессмысленным. Во-вторых, снятие колдовства заклинанием, обращением с мольбой к Аллаху и другими дозволенными способами, что допускается».

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Запрещение снятия колдовства посредством другого колдовства.

2. Указание на разницу между тем, что запрещается, и тем, что разрешается, для того, чтобы убрать имеющиеся трудности.

 

 

О суеверии

Всевышний Аллах сказал:

«Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, - от Аллаха, однако большинство из них не знает!» [91] (аль-А’раф 7:131).

Всевышний сказал также:

«Те сказали: "Предзнаменование ваше – при вас будет. Разве если вам напоминают… Да вы – народ, впавший в крайность!"» [92] (Йа син 36:19).

 

Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Инфекция – ложь, дурные приметы ложь, плачущая сова – ложь, и злополучность месяца сафар – ложь». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

В ривае у Муслима есть следующее добавление: «…звезды – ложь, и злые духи – ложь»[93].

Аль-Бухари и Муслим передали хадис Анаса о том, что посланник Аллаха сказал: «Инфекция – ложь, дурное предзнаменование – ложь, а нравится мне доброе предзнаменование». Его спросили: «А что такое доброе предзнаменование?» Он сказал: «Доброе слово»[94].

Абу Дауд приводит с достоверным иснадом хадис Укбы ибн Амира, который рассказывал: «Когда при посланнике Аллаха завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал: "Наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел. Если один из вас увидит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет: "О Аллах, только Ты несешь все благое, и только Ты отвращаешь все злое! Нет силы и нет могущества, кроме как у Тебя!"».

Ибн Мас’уд рассказывал следующий хадис пророка: «Дурные приметы – ширк! Дурные приметы – ширк! А у каждого из нас… Но Аллах удаляет это, если уповать на Него». Достоверный хадис, рассказанный Абу Даудом и ат-Тирмизи. Последние слова принадлежат Ибн Мас’уду[95].

Ахмад приводит хадис Ибн Амра от пророка: «Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот совершил ширк». Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он ответил: «Вам следует сказать: "О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет божества, кроме Тебя"».

Он приводит также хадис аль-Фадла ибн аль-Аббаса: «Дурная примета – это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него».

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Отрицание того, что первопричиной болезни является инфекция[96].

2. Отрицание существования дурных примет.

 

Здравое слово о главе двадцать восьмой

Суть этого заключается в распространении пессимизма путем истолкования полета птиц, различных имен, слов, явлений, предметов и т.д. Законодатель запретил суеверие и осудил тех, кто верит в дурные приметы. Пророк любил добрые предзнаменования и ненавидел дурные.

Разница между этими двумя понятиями заключается в том, что доброе предзнаменование не влияет на вероубеждения человека и его разум, а также не связывает его сердце с чем-либо, помимо Аллаха. Напротив, оно увеличивает активность человека, его оптимизм и придает силы в стремлении к полезному.

Суть этого заключается в том, что когда раб Аллаха собирается в поездку, хочет вступить в брак, заключить какую-нибудь сделку или сделать что-то важное, то в таком предзнаменовании он обретает радость, слыша радостные слова типа «о благоразумный, о благополучный, о имеющий успех». После этого человек обретает оптимизм, и усиливается его стремление сделать то, к чему он стремится. В этом и в последствиях этого есть добро и нет никакой опасности.

В отношении же дурного предзнаменования можно сказать следующее:

Бывает, что человек собирается сделать какое-то полезное дело для религии или мирской жизни, однако узнает или слышит что-то такое, что оставляет в его сердце одно из двух возможных последствий, причем каждое из них важнее другого:

1) Человек может отказаться от того, что он твердо вознамерился совершить, либо, увидев недоброе предзнаменование, отвращается от какого-либо дела. Это означает, что сердце этого человека привязалось к этому греховному деянию и последовало ему, подчинив ему свою волю и решимость. Вне всякого сомнения, это окажет свое влияние и на его веру в Аллаха, таухид и упование на Него. После этого уже можно не задавать вопроса о том, какое воздействие окажет это обстоятельство на сердце, ослабляя его, вселяя в него болезнь и страх перед людьми. Человек начинает отказываться от истинных побуждений и обращаться к тому, что несущественно, причем его сердце обрывает тесную связь с Аллахом. А это означает слабость таухида и упования на Аллаха и является ширком и средством приобщения к Нему равных. Подобные небылицы оказывают также вредное воздействие на разум.

2) Человек может не согласиться с этим, однако это опечалит его сердце, вселит в него тоску и беспокойство. Если даже он и не пойдет первым путем, то это все равно принесет ему зло и вред, вселит слабость в его сердце, ослабив его упование на Аллаха. Грех может овладеть им, и он решит, что это есть истина, вплоть до того, что человек может оказаться в ситуации, изложенной выше.

Данное подробное изложение проясняет вам причину ненависти Законодателя к дурным приметам и его порицание этого, поскольку подобное суеверие абсолютно противоречит таухиду и упованию на Аллаха.

Тот же, кто обнаружил в себе нечто подобное и опасается, что природные побуждения возобладают над ним, обязан вести джихад в своей душе, чтобы отбросить эти чувства, испрашивая у Аллаха помощи в борьбе с этим. Человек не должен поддаваться этому, чтобы избежать зла.

 

 

О гадании по звездам (астрологии)

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис: «Катада сказал: "Аллах создал эти звезды, преследуя три цели: украсить ими небо, сбивать ими шайтанов, а также чтобы они служили ориентирами для путников. Тот же, кто использует их в других целях, ошибается и будет иметь незавидную судьбу. Это обойдется ему так дорого, что он даже не может себе представить"»[97].

Как отметил Харб (ибн Исма’ил), Катада не одобрял науку изучения положения Луны в отношении созвездий, также этого не разрешал Ибн Уйейна. Ахмад и Исхак же разрешали это.

Абу Муса рассказывал: «Посланник Аллаха сказал: "Три группы людей не попадут в рай: пьяницы, порвавшие родственные узы и верящие в колдовство[98]"». Этот хадис рассказали Ахмад и Ибн Хиббан.

 

Здравое слово о главе двадцать девятой

Наука о звездах может быть двух видов:

1) Астрология, то есть предсказание событий посредством различных астрономических явлений. Это ложная наука, претендующая на соучастие с Аллахом в знании сокровенного, хотя это известно только Ему Одному. Такой же грех совершает и тот, кто верит людям, занимающимся этим. Подобные ложные утверждения идут вразрез с таухидом, поскольку сердце человека привязывается к чему-то помимо Аллаха. В этом заключается также великий вред для ума, ибо следование ложными путями и вера в них портят разум и вредят религии;

2) Астрономия, то есть ориентирование по Солнцу, Луне и звездам для определения направления на Мекку, точного времени и сторон света. В этой науке не только нет никакого греха, но есть и много полезного, к чему призывает Законодатель, поскольку эта наука является средством точного определения времени совершения религиозных обрядов или ориентирования на местности.

Необходимо уметь отличать то, что Законодатель запрещает и считает греховным, от того, что он разрешает и предписывает. Первая разновидность противоречит таухиду, а вторая – нет.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!