Лабораторная работа 1



 

ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

Цель – научиться использовать UML-редактор StarUML для спецификации требований к ПО

ЗАДАНИЕ

1. Ознакомиться с технологическим процессом определения требований к ПО в соответствии с методологией Unified Process

2. Выявить и специфицировать границы разрабатываемой системы, действующие лица (актеров) и варианты использования (прецеденты)

3. Изучить средства языка UML, для определения требований

4. Используя пакет StarUML, создать:

- новый проект

- диаграмму вариантов использования

- диаграмму последовательностей

- диаграмму коммуникаций

5. Подготовить и защитить отчёт по лабораторной работе

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Спецификация требований к программному обеспечению (Software requirements specification, SRS) включает модель требований (Requirements model) и модель прецедентов (Use case model, модель вариантов использования). Эти две модели являются разными, но тем не менее взаимодополняю­щими способами представления требований, предъявляемых к системе. В модель требований входят функциональные требования (требования, определяющие, что должна делать система) и нефункциональные требования (требования, выражающие ограничения системы, не относящиеся к ее функциональности) [1,4,5,7-9].

Моделирование прецедентов - это другой, дополнительный способ выявления и документирования требований. Кроме того, модель прецедентов является основным источником объектов и клас­сов. Это основные исходные данные для моделирования классов [1,2,4,6].

В этой модели че­тыре компонента:

граница системы - прямоугольник, очерчивающий прецеденты для обозначения края, или границы, моделируемой системы. В UML 2.х эту границу называют контекстом системы (subject);

действующие лица (actor, актеры, акторы, экторы, внешние роли)- роли, выполняемые людьми или сущностями (другие системы или время), исполь­зующими систему;

варианты использования (прецеденты, специфи­кации функциональных возможностей системы) - то, что актеры могут делать с системой, функции выполняемые системой. Приемлемая норма –это когда средней сложности приложение имеет от 20 до 50 прецедентов [6];

отношения - значимые связи между актерами и прецедента­ми.

Для наглядного представления вариантов использования (прецедентов) применяются диаграммы вариантов использования (диаграммы прецедентов). Такие диаграммы показывают, какие действующие лица, изображённые фигуркой, инициируют варианты использования, изображённые овалом. Из них также видно, когда действующее лицо получает информацию от варианта ис­пользования. Направленная от варианта использования к действующему лицу стрелка показывает, что вариант использова­ния предоставляет некоторую информацию, используемую действующим лицом.

Цель построения диаграмм вариантов использования — доку­ментирование функциональных требований к системе в самом общем виде, поэтому они должны быть предельно простыми. При построении диаграмм вариантов использования нужно при­держиваться следующих правил:

Не моделируйте связи между действующими лицами. По определению действующие лица находятся вне сферы действия системы. Это означает, что связи между ними так­же не относятся к ее компетенции.

Не соединяйте стрелкой два варианта использования непос­редственно. Диаграммы данного типа описывают только са­ми варианты использования, а не порядок их выполнения. Для отображения порядка выполнения вариантов использо­вания применяют диаграммы деятельности.

Каждый вариант использования должен быть инициирован действующим лицом. Это означает, что всегда должна быть стрелка, начинающаяся на действующем лице и заканчива­ющаяся на варианте использования.

Источником для идентификации вариантов ис­пользования служат внешние события. Следует начать с перечис­ления всех событий, происходящих во внешнем мире, на кото­рые система должна каким-то образом реагировать.

Моделирование вариантов использования не сводится только к рисованию диаграмм. Для последующего проектирования систе­мы требуются более конкретные детали. Эти детали описывают­ся в документе, называемом «сценарий варианта использования» или «поток событий» (flow of events). Целью потока событий явля­ется подробное документирование процесса взаимодействия действующего лица с системой, реализуемого в рамках варианта использования (прецедента). В потоке событий должно быть описано все, что служит удовлетворению запросов действующих лиц [1,2,4,6,7].

.

Рис.1.1

В языке UML_стандарта для спецификации прецедента не существует. Однако широко используется шаблон, приведенный на рис. 1.1. Есть и более сложные шаблоны (например, шаблон Видение RUP), но желательно придерживаться максимальной простоты.. Подробное описание разделов этого шаблона приведено в [1, стр.101, 4, стр. 181].

Диаграмм прецедентов, как и сценариев, ими определяемых, недостаточно, чтобы создать модель поведения системы. Как мы уже не раз упоминали, прецеденты говорят, что делает система, но не говорят, как. Об этом говорят сценарии, но в текстовой форме, что делает их довольно сложными для восприятия. На помощь приходят диаграммы взаимодействий, которые визуализируют сценарии. [2, 6].

Как правило, диаграмма взаимодействия охватывает поведе­ние объектов в рамках только одного потока событий варианта использования. На такой диаграмме отображается ряд объектов и те сообщения, которыми они обмениваются между собой.

Сообщение (message) — средство, с помощью которого объект-отправитель запрашивает у объекта-получателя выполнение од­ной из его операций.

Информационное (informative) сообщение — сообщение, снаб­жающее объект-получатель некоторой информацией для обнов­ления его состояния.

Сообщение-запрос (interrogative) — сообщение, запрашиваю­щее выдачу некоторой информации об объекте-получателе.

Императивное (imperative) сообщение — сообщение, запраши­вающее у объекта-получателя выполнение некоторых действий.

Двумя наиболее часто используемыми видами диаграмм взаимодействия являются диаграммы последовательности (sequence diagram) и коммуникации (communication diagram) [1, 4-7].

Диаграммы последовательности отражают временную после­довательность событий, происходящих в рамках варианта ис­пользования. На диаграмме последовательности объект изображается в ви­де прямоугольника на вершине пунктирной вертикальной ли­нии. Эта вертикальная линия называется линией жизни (lifeline) объекта. Она представляет собой фрагмент жизненного цикла объекта в процессе взаимодействия.

Каждое сообщение представляется в виде стрелки между лини­ями жизни двух объектов. Сообщения появляются в том порядке, как они показаны на странице сверху вниз. Каждое сообщение по­мечается, как минимум, именем сообщения; при желании можно добавить также аргументы и некоторую управляющую информа­цию, и, кроме того, можно показать самоделегирование (self-dele­gation) — сообщение, которое объект посылает самому себе, при этом стрелка сообщения указывает на ту же самую линию жизни.

Один из способов первоначального обнаружения некоторых объектов — это изучение имен существительных в потоке собы­тий (сценарии варианта использования, прецедента).

Диаграммы последовательностей также очень полезны в выявлении классов и методов. Классы легко можно определить как имена существительные экземпляров объектов, а методы являются сообщениями, которые в них вызываются [6].

Не все объекты, показанные на диаграмме, явно присутству­ют в потоке событий. Там, например, может не быть форм для за­полнения, но их необходимо показать на диаграмме, чтобы поз­волить действующему лицу ввести новую информацию в систему или просмотреть ее. В потоке событий, скорее всего, также не бу­дет и управляющих объектов (control objects). Эти объекты управ­ляют последовательностью событий в варианте использования.

Диаграммы коммуникации (в старших версиях UML- кооперативные диаграммы) отображают поток событий варианта использования и концентрируют внимание на связях между объектами. На ней представлена та же информация, которая была и на диаграм­ме последовательности, но диаграмма коммуникации по-другому описывает поток событий. Из нее легче понять связи между объ­ектами, однако труднее уяснить последовательность событий.

По этой причине часто для какого-либо сценария создают ди­аграммы обоих типов. Хотя они служат одной и той же цели и со­держат одну и ту же информацию, но представляют ее с различ­ных точек зрения.

На диаграмме коммуникаций так же, как и на диаграмме пос­ледовательности, стрелки обозначают сообщения, обмен кото­рыми осуществляется в рамках данного варианта использования. Их временная последовательность, однако, указывается путем нумерации сообщений.

Детальное описание диаграмм взаимодействия можно найти в [1,стр.275, 2, стр.61, 4, стр.103].

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!