В: Скажите, пожалуйста, несколько слов о системе Дзогчен.



О: Я о ней уже много сегодня говорил. Это система «полного совершенства», которая практикуется в традиции Ньингма. Она используется также в традициях Карма Кагью и со времен V Далай-ламы в Гелуг. Дело в том, что тончайший уровень сознания достигается в тантре двояким способом. Либо мы осуществляем растворение различных энергий в центральном канале, как это делается в «Шести йогах Наропы», либо стараемся обнаружить тончайший уровень, являющийся подоплекой любого состояния сознания. Последнее и есть Дзогчен. Это чрезвычайно трудный метод, требующий напряженной и длительной работы и помощи великих духовных Учителей. Необходимо также избавиться от громадных препятствий, мешающих нам увидеть этот тончайший уровень. Это нелегкий путь. Люди, которые думают, что это легко — как правило, лентяи, как я говорил на первых лекциях.

Есть два способа описания основной природы ума. Можно считать, что качества его присутствуют, но лишь потенциально. неявно. Так говорится в не-дзогченовских системах. Поэтому вся работа — поклоны, прочие практики — направлена на то, чтобы выявить эти потенции, ввести их в действие. При таком подходе мы как бы стремимся собрать на сцене все, что необходимо для спектакля. В Дзогчене мы представляем себе, что все уже есть, все готово к спектаклю. И вся наша работа (100 тыс. поклонов, визуализации и т. д.) нужна для того, чтобы просто поднять занавес.

Несмотря на эту разницу в понимании, все предварительные практики присутствуют в Дзогчене в полном объеме. Поэтому не нужно дурачить себя, представляя, что этот путь такой «возвышенный», «продвинутый», легкий. Легкость привлекательна только для лентяев, которые боятся труда. Конечно, Дзогчен — весьма действенный метод, но другие методы тоже действенны.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!