В: В чем различие терминов «шейраб» и «ешей».



Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о диспуте в Самье.

Ответ: Когда буддизм только, пришел в Тибет, в Самье состоялся большой диспут для решения того, какая разновидность буддизма будет преобладать в Тибете — индийская или китайская. Индийская сторона победила и, как следствие, распространение в Тибете обрела индийская разновидность буддизма. Главной темой диспута было, по-видимому, отношение к нигилизму. Китайская позиция выражалась в том, что «белое облако или черное, все равно оно омрачает небосвод». Таким же образом, положительная мысль или отрицательная, все равно она омрачает ум. Поэтому они стремились отбросить всякую мысль. Трудно сказать, представляет ли этот образ какую-то конкретную китайскую школу. Во всяком случае, позиция эта заключалась в отрицании причинно-следственной связи. Индийская сторона возражала, утверждая, что «все же необходимо признать, что наше счастье возникает и продолжается вследствие нашего созидательного поведения и мышления». Речь таким образом, шла об условном уровне существования причинно-следственных связей. Победившая позиция заключалась в том, что на условном уровне причинно-следственная связь все-таки существует.

В: В чем различие терминов «шейраб» и «ешей».

О: «Шейраб» я перевожу как «различающее осознавание», то есть различение между тем, что положительно, и тем, что отрицательно. На более глубоком уровне — это различение между реальностью и вымыслом, то есть понимание пустотности, отсутствия измышленных способов существования, о чем я буду подробнее говорить завтра.

Понятие «пустотность» имеет в виду тот факт, что вещи существуют не так, как мы это воображаем. Имеются глубочайшие факты существования, иногда именуемые в переводах «полной» или «абсолютной истиной», однако такой перевод дезориентирует. Не существует под небом вещи, которую можно назвать Абсолютом. Таким образом, речь здесь идет о глубочайшем уровне реальности.

Что же касается термина «ешей», то его я перевожу как «глубокое осознавание». Смысл этого термина состоит в том, что возможно постижение фактов сразу на двух уровнях. То есть не только постижение глубочайшего уровня фактичности (т. е. видение того, что вещи не существуют измышленным образом), но и видение их условной обыденной реальности — реальности возникновения, условий существования, следствий и т. д. «Ешей», таким образом, это постижение также и видимости, а не только того, что вещи не существуют измышленным способом. Таковы общие замечания. Технические подробности будут, наверное, не так интересны.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!