Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о «пратитья-самутпаде» и ее отношении к ваджраяне.



О: Пратитья-самутпада — это санскритское слово, означающее «зависимое возникновение». Его можно понимать на нескольких различных уровнях. Один из них — это просто внимание к непостоянству явлений и указание на то, что вещи возникают в зависимости от причин и условий, подобно тому, как стол возникает благодаря дереву и работе плотника, т. е. не существует как нечто однозначное, как только «мой».

На другом уровне речь идет о статичных и нестатичных явлениях, а вещи рассматриваются здесь как совокупность частей. Например, можно сказать о пространстве, что оно является статичным явлением. Пространство — это отсутствие препятствий для чего-либо. Поясню. Нет ничего, что препятствовало бы существованию этого стакана в трехмерном пространстве, причем отсутствие каких-либо препятствий для существования этого стакана возникает в силу отсутствия препятствий для его верхней части, средней части и нижней части.

В более глубоком смысле речь идет о том, что все явления, как статичные, так и нестатичные, возникают в результате того, что мы умственно наклеиваем на них «ярлыки».

Например, я держу в своей руке эту вещь. Если я налью в нее воду, то могу сказать, что это — стакан для питья, но я могу поставить в него цветы, и тогда это будет ваза, а если я пущу в него рыбок, это будет аквариум. Что же это на самом деле? Вещь может быть стаканом, вазой или аквариумом в зависимости от того, какой ярлык на нее наклеить, от того, как она используется. Когда в традиции Кагью говорится, что все зависит от ума, все является проявлением ума, то это опять-таки один из способов объяснить зависимое происхождение. Потому что-то, что является, предстает нам стаканом, вазой или аквариумом, зависит от сознания, от ума наблюдателя, от ума того, кто пользуется этой вещью. Таким образом, говорим ли мы о «наклеивании ярлыков» или о «возникновении видимости», большой разницы нет, речь идет об одном и том же.

В тантре мы очень много работаем с этим явлением «кажимости» вещей. Говорим ли мы о себе в обыденном смысле, или как о проявлении формы Будды, это снова лишь видимость, которая возникает в зависимости от нашего ума или «умственных ярлыков». И когда мы понимаем, что вещи не существуют измышленными способами и не обводим их жирной чертой, тогда мы начинаем понимать, как они существуют в действительности. А в действительности они существуют способом зависимого происхождения.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!