Тема 8.1. Понятие ораторского искусства как социального явления.



"Поэтом рождаются, а оратором становятся"

Цицерон

Оратор (от лат. оrare - говорить) - человек, выступающий публично, владеющий мастерством слова. Термин «ораторское искусство» античного происхождения, синонимами к нему служат греческое слово «риторика» и русское «красноречие». Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления и ораторской речи, а также искусное владение живым словом. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко - необходимы для воздействия на аудиторию. Потребность публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость, послужили причиной появления ораторского искусства. Ораторское искусство имеет сложный характер, т.к. в нем сплелись философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика и эстетика и каждая из этих дисциплин, изучает свои стороны красноречия.

Родина красноречия – Эллада, не смотря на то, что ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Риторы владели не только искусством убеждения, но и умели своей речью доставлять слушателям удовольствие смелой и оригинальной мыслью,

Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и риторики. Софисты блестяще владели мастерством логических доказательств, искусством спора, исследовали философские проблемы познания и старались сблизить философию с риторикой. Однако вскоре софистика, в ущерб поиску искомой истины, стала злоупотреблять словесной виртуозностью, преднамеренно нарушая законы логики. Софисты искусно использовали гибкость основных понятий, подменяли одно другим и стали культивировать “искусство” вводить в заблуждение. Человечество, вступая в новую эру, начинает постепенно забывать о традициях античной риторики, но на смену приходит новая духовная и общественная сила — христианство, а еще через столетие получает распространение ислам. Монастыри, духовные семинарии и медресе (мусульманские высшие и средние школы) в Европе и Азии надолго становятся культурными центрами, хранителями древних рукописей, просветительскими и учебными организациями. Религиозно-нравственная риторика способствовала укреплению и соблюдению моральных норм, проповедовала необходимость соблюдения основных догматов Церкви. Церковное проповедничество выдвинуло немало крупных богословских ораторов, среди которых особое место занимают Иоанн Златоуст - лучший византийский церковный оратор, и монах-доминиканец Фома Аквинский. В средневековье риторика становится искусством упражнения речи и обращается не только к устным, но и к письменным текстам. Эпоха Возрождения дала миру бессмертную драматургию Шекспира и Лопе де Вега, романы Рабле и Сервантеса, сатиру Эразма Роттердамского, лирику Петрарки и Данте. Эти шедевры прозы и поэзии способствовали повышению культуры речи, развитию эстетического вкуса и стимулировали развитие ораторского стиля.

Французская революция выдвинула крупных политических деятелей и выдающихся ораторов: Жан -Поля Марата — “друг народа” и адвоката Максимильена Робеспьера, которые были прекрасными ораторами.

В России первые труды по ораторскому искусству появились в начале 17 века, но подлинный расцвет и признание началось с выхода в 1747 году «Краткого руководства к красноречию» М.В.Ломоносова. Все последующие риторики были созданы на основе учебника М.В.Ломоносова.

Речевое мастерство начинает цениться не только в ораторстве, но и в естественном общении. К концу ХУШ века риторика преподается во многих гимназиях, лицеях, а также в форме частных уроков. Выходят в свет работы Н.Ф. Кошанского и М.М.Сперанского.

Вслед за взлетом в середине и конце ХIХ века в риторике наступает кризис: реже издаются книги и она исчезает из учебных планов. Но в начале ХХ века появляются труды (Н.Абрамова и Г.Давыдова), которые опять привлекают внимание к риторике. Подъем был недолог. Тяжелая участь ждала ораторское искусство - после революции власти поддержали только одно направление: мастерство агитатора и пропагандиста. Начиная с 80-х годов ХХ столетия, с развитием демократии начинает возрождаться риторика. Современная российская риторика требует не только знаний, но и умения ясно и четко излагать эти мысли. Для этих целей используются относительно новые дисциплины, такие как культура речи и теория коммуникации.

Ораторское искусство никогда не было однородным. Роды и виды формировались постепенно - ХVII-XVIII веках в России выделялось пять основных родов красноречия: придворное (для высших кругов дворянства); Духовное (церковно-богословское); военное-обращение полководцев к солдатам; дипломатическое и народное (обращения вожаков к народу).

В зависимости от содержания, целей и условий высказывания выделяют роды красноречия, в каждом из которых существует несколько видов. Границы между родами красноречия подвижны. Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая.

 

Рассмотрим классификацию ораторского искусства (автор Т.З.Апресян)

 

Род о. и. Вид о. и.
1. Социально-политическое Доклад на социально-политические и политико-экономические темы; Отчетный доклад (собрание, съезд конференция); Политическая речь; Дипломатическая речь; Военно-патриотическая речь; Митинговая речь
2. Академическое Лекция вузовская (политическая, научная, общедоступная); Научный доклад
3. Судебное Обвинительная (прокурорская речь); Общественно-обвинительная речь; Защитительная (адвокатская речь); Общественно-защитительная речь; Самозащитительная речь обвиняемого
4. Социально-бытовое Юбилейная или похвальная речь; Застольная речь (тост); Надгробное слово (поминальная речь)
5. Богословско-церковное Проповедь; Речь на Соборе
6. Теле-радиоречь Монолог: информация, беседа (одного человека), комментарий, обозрение, обзор; Диалог: интервью, дискуссионная беседа, «круглый стол», пресс-конференция, полемика

 

 

Более полную информацию по этому разделу можно получить, обратившись к учебному пособию «Культура русской речи», под редакцией Л.К.Граулина и Е.Н.Ширяева.

Красноречие очень часто сравнивают с театральным искусством, т.к. и оратор и актер нуждаются в зрителе и слушателе. Самым высшим проявление мастерства публичного выступления является контакт со слушателями, взаимопонимание. Это возможно при совместной мыслительной деятельности, которую называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта не меньшее значение имеет эмоциональное сопереживание, т.к. оратор и слушатели должны испытывать одинаковые чувства. Последним условием для возникновения контакта является уважение к аудитории – признание в ней партнера по общению.

Первое впечатление об ораторе - зрительное. В большей степени контакт с аудиторией зависит и от дикции. Любое публичное выступление должно быть хорошо подготовлено.Следует учитывать вид речи, тему выступления, цели и задачи, которые стоят перед выступающим, а также состав аудитории. Современная риторика выделяет три стадии структуры речи: обдумывание, разработка содержания и исполнение. Ораторская речь – сложный процесс, который требует тщательной подготовки. Рассмотрим основные этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение речи, подбор материала, выступление, завершение речи.

Публичная речь-это устная форма общения, в которой помимо языковых средств важную роль играют паралингвистические средства коммуникации. Речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Отметим приемы поддержания внимания у слушателей:

• прямое требование внимания;

• обращения с неожиданным вопросом;

• прерывание речи, паузы;

• вопросно-ответный ход;

• примеры из художественной литературы;

• использование пословиц, поговорок фразеологических средств и т.д.

В зависимости от того, как произносится речь, произносит ее один оратор или в дискуссии участвует несколько человек, она делится на:

1) монолог (речи одного);

2) диалог (греч. dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами).

Монолог это особая форма устной речи, представляющая собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом и композиционном отношении, где все языковые средства подчинены выражению главной мысли, достижению основной цели оратора. Монолог характеризуется однонаправленностью, так как выступающий обращается к аудитории, говорит для нее. Все публичные выступления по своей природе являются монологами. К ним принадлежат: 1) академическая речь (вузовская лекция, научный доклад, обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция); 2) судебная речь (прокурорская, адвокатская); 3) речь социально-политическая (выступления общественных деятелей на съездах, саммитах, конференциях, собраниях; парламентские, митинговые и дипломатические речи, политическое обозрение и политический комментарий); 4) речь социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная, надгробная) и 5) речь духовная (официальная, церковная, проповедь).

Публичные выступления, это отдельный вид монолога – ораторский. Слушатели могут мысленно соглашаться с оратором или возражать ему, так как выступающий словно беседует с ними. Происходит подобие диалога, только вторая сторона при этом не произносит вслух своих реплик, но это не мешает двустороннему общению. Все это дает основание назвать ораторский монолог особым, адресованным слушателям и рассчитанным на их живую реакцию.

Подлинно диалогическими всегда были и остаются споры, дискуссии, различные беседы. Риторика предлагает такую их классификацию:

1) непринужденная беседа с хорошо знакомыми, близкими людьми;

2) первая беседа при знакомстве;

3) деловая беседа, которая представлена разными видами: а) беседа равноправных партнеров, б) беседа начальника и подчиненного; в) разговор о сотрудничестве двух (нескольких) представителей разных сторон;

4) застольная беседа (разной степени официальности, часто с ведущим).

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!