Билет №7.1 Подходы к изучению общества – классовый



Классификация общественных систем:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные;

3) первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое;

4) примитивное (общество первобытных охотников и собирателей), традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное.

Разновидности стадиального подхода.

1) Адам Фергюсон (1723 – 1816): 1) дикость, 2) варварство, 3) цивилизация.

2) К стадиальному подходу можно отнести подразделение истории на 1) охотничье-собирательный, 2) скотоводческий, 3) земледельческий и 4) торгово-промышленный периоды (А. Тюрго, Адам Смит и др.).

3) Карл Маркс (1818-1883): история есть смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).

История человечества предстаёт как последовательная смена общественно-экономических формаций: 1) первичная (первобытная), 2) вторичная (основанная на частной собственности) = рабовладельческая + феодальная + капиталистическая, 3) третичная (коммунистическая).

Труды: «Манифест коммунистической партии» (1848), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Капитал» (1867, 1885, 1894).

4) Теоретики постиндустриального общества – Д. Белл, О. Тоффлер, У. Ростоу, Д. Гелбрейт, Ж. Фурастье определяют этапы по качеству развития технологии производства.

Уолт Ростоу (1916-?). «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960):

1) традиционное общество; 2) переходное общество; 3) стадия сдвига; 4) стадия зрелости; 5) эра высокого массового потребления.

Типы обществ:

Примитивное: 1) трайбализм; 2) большинство принимает непосредственное участие в управлении хаотичным образом; 3) натуральное хозяйство, общинная собственность; 4) примитивная обработка орудий промысла; 5) половозрастное разделение труда, большинство занято одним и тем же промыслом; 6) небольшие временные поселения; 7) передача знаний изустно и в индивидуальном порядке; 8) систематизации накопленных знаний не происходит.

Традиционное: 1) слабо централизованное государство с тенденциями к абсолютизму; 2) авторитаризм, политика дело узкого слоя элиты; 3) частная собственность на средства производства, преобладание экономики пропитания; 4) орудия труда на основе мускульной энергии человека и животных, основная хозяйственная единица – семья; 5) развитие ремесленного и сервисного секторов, абсолютное большинство населения занято в аграрном секторе; 6) большинство проживает в сельской местности, города – центры политической, промышленной и духовной жизни; 7) образование – удел тонкого слоя элиты; 8) наука и производство слабо связаны.

Индустриальное: 1) национальные государства; 2) всеобщее избирательное право, массовые партии; 3) коммерциализация производства и исчезновение экономики пропитания, частная собственность на капитал; 4) концентрация производства, господство машинного производства, реорганизация производства на фабричной основе; 5) падение доли работников сельского хозяйства, рост промышленного пролетариата; 6) урбанизация общества; 7) рост массовой грамотности; 8) наука проникает во все сферы жизни, рационализация социальной жизни.

Постиндустриальное: 1) усиление прозрачности национальных границ и влияния наднациональных организаций; 2) возрастание роли информации, которая становится основным средством обмена; 3) развитие высоких технологий, автоматизация и компьютериза-ция; 4) увеличение доли занятых в информационном и особенно – в сервисном секторах; 5) тенденция субурбанизации; 6) проблема функциональной неграмотности; 7) наука становится непосредственной производительной силой.

Олвин Тоффлер (1928 -). «Третья волна» (1980):

1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; 3) третья волна.

Особенности всех видов стадиального подхода:

1) История рассматривается как всемирная история, целостная и единая для всех регио-нов; т. е. существует история всего человечества.

2) Историческое развитие имеет поступательный характер; история общества делится на определенные фазы, формации, стадии, закономерные этапы.

3) Те или иные народы или регионы полагаются ведущими, определяющими лицо истории, облик данного ее этапа и направление исторического прогресса.

4) Выделяются прогрессивные и отсталые народы, удел последних – следование по прогрессивному пути, проторенному передовыми народами.

5) Выделяются общие для всех обществ законы развития.

6) Переходы от одних состояний общества к другим носят революционный характер (аграрная революция, промышленная революция, буржуазная революция).

7) Существующий этап развития общества определяется как закономерный, более развитой по сравнению с предшествующими этапами и являющийся переходом, ступенью к еще более прогрессивному этапу развития; результатом развития выступает либо начало «действительной истории», либо общество всеобщего благоденствия, либо «конец истории».

Чем отличается теория общественно-экономических формаций от теории постиндустриального общества?

1) Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло человечество в своём развитии.

2) Сторонники теории постиндустриального общества подчёркивают особую и всё возрастающую роль в развитии общества духовного фактора (ценностных ориентиров и знаний).

Достоинства и недостатки стадиального подхода:

+ 1) позволяет увидеть общее, что было в историческом развитии различных народов;

+ 2) позволяет увидеть историю человеческого общества как единый процесс;

+ 3) позволяет установить закономерности истории человеческого общества;

+ 4) предлагает стройную периодизацию всемирной истории и отдельных стран;

− 1) многие духовные процессы и явления не поддаются объяснению с точки зрения экономического и технологического детерминизма;

− 2) многие народ не проходили в своём развитии через все и даже через большинство стадий => вызывает сомнения его универсальность и применимость к ко всем странам и эпохам;

− 3) на второй план отодвигается роль человеческой деятельности, значение человеческой свободы;

− 4) недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Вывод:

И классовый, и цивилизационный подходы к истории являются односторонними вариантами видения общества. Данные подходы – это различные формы мышления, включающие рассмотрение истории через разные системы категорий и обнаруживающие в истории общества различные стороны. Их одновременное использование позволяет представить объемное видение исторического прогресса.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!