Билет №4.1. История развития обществознания в Новое время



Новое время

В XVII--XVIII вв. в работах выдающихся мыслителей того времени все более отчетливо проводится мысль о приоритете личностного начала в развитии общества. В укреплении этой идеи важную роль сыграла теория общественного договора, в основе которой лежали представления о естественности (врожденном характере) основных прав человека на жизнь, собственность, свободное распоряжение ею.

Английский философ Т. Гоббс (1588--1679) считал, что объем отошедших государству прав должен быть очень значительным. Только сильное государство, где верховный правитель может в общественных интересах распорядиться даже жизнью отдельного человека, способно положить конец "войне всех против всех", раздиравшей общество в догосударственный период. Другой английский философ Дж. Локк (1632--1704), развивавший взгляды Т. Гоббса, пришел к выводу о нецелесообразности такой концентрации власти в одних руках либо в одном органе. Дж. Локк выдвинул идею разделения законодательной и

исполнительной власти. Позднее французский философ Ш. Монтескье (1689--1755) сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти - судебной. Так оформилась и постепенно утвердилась в общественном сознании важнейшая политико-правовая мысль новой эпохи - идея разделения властей. В дальнейшем она нашла практическое воплощение в конституциях многих стран Запада и стала основой политического устройства современных государств.

Личность человека возвышали и философы-просветители, исходя из признания неисчерпаемых возможностей разума, знания и основанного на нем общественного прогресса. "Из всех живых существ человек наиболее совершенен",- утверждал французский философ Вольтер (1694--1778). Одним из

ведущих принципов справедливого общественного устройства просветители считали равенство людей.

Вольтер понимал его как равенство политическое, т. е. равенство перед законом и правом. Иным смыслом наполнил это понятие Ж.--Ж. Руссо (1712--1778), доказывая необходимость установления имущественного и социального равенства. Разделяя в целом идею общественного договора, Руссо иначе, чем предшественники, объяснял причины его появления. Он утверждал, что человек в естественном состоянии находится в гармонии с природой.

 

Возможности экономической деятельности человека в условиях защищенной частной собственности и конкуренции показал английский экономист и философ А. Смит (1723--1790). По его мнению, общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами их труда. Таким образом, каждый, работая на себя, вынужден работать на других и, наоборот, работая на других, работает на себя.

Труд, стремление каждого человека к благополучию выступают главными источниками общественного богатства. Высоко оценивая с экономической точки зрения значение общественного разделения труда, Смит видел и его недостаток - усиление односторонности развития людей. Однако эту односторонность,

считал Смит, можно преодолеть путем введения всеобщего образования.

Смит выделял три основных условия процветания государства: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику и отсутствие препятствий для развития личной инициативы. В социальной структуре общества Смит выделил основные классы - наемных рабочих, капиталистов и крупных земельных собственников, различая их главным образом по источникам дохода: заработная плата, прибыль и рента (доход, получаемый с земли и не связанный с предпринимательской деятельностью).

 

В формирующемся индустриальном обществе далеко не каждому удавалось реализовывать свои возможности и способности. Более того, положение ряда социальных групп (например, вчерашних крестьян, ставших рабочими) заметно ухудшалось. Все это не могло не оживить мечты о справедливом общественном строе. На рубеже XVIII---XIX вв. стала оформляться социалистическая

идея. Французские философы А. Сен-Симон (1760-- 1825) и Ш. Фурье (1772--1837) искали идеал нового общества не в прошлом, а в будущем и назвали такое общество социалистическим, продолжая дело утопистов XVI в. Т. Мора (1478-- 1535), Т. Кампанеллы (1568--1639) и др. Название "утописты" пошло от книги Т. Мора "Утопия". Современный перевод термина "утопия" имеет две версии: 1) место, которого нет; 2) благословенная страна. Сущность теорий Сен-Симона и Фурье состояла в изображении идеального общественного строя, который предстоит утвердить на Земле.

Для такого общества должны быть характерны социальная гармония и общность интересов всех граждан, свободный творческий труд и равноправие в возможности применения своих способностей.

Предполагалось также, что промышленное производство и сельское хозяйство будут развиваться на основе государственного планирования. Все члены общества обязательно станут трудиться, а создаваемые ими блага будут распределяться по труду. В обществе будет исключена эксплуатация человека

человеком.

А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн критиковали современный им капиталистический строй, показывая, что общество, основанное на частной собственности и эксплуатации, не может обеспечить ни свободы, ни равенства, ни братства людей.

Мир капитализма, отмечали социалисты-утописты,- это мир хаоса и разобщенности, честолюбия и жадности, индивидуализма и эгоизма, раздоров и вражды.

В период раннекапиталистического развития пролетариат был немногочисленным, жестоко эксплуатируемым со стороны буржуазии классом, достойным сочувствия и помощи. Социалисты-утописты осуждали угнетателей пролетариата, составляли утопические проекты облегчения его тяжкой участи, сами активно занимались благотворительной деятельностью и всерьез пытались организовать помощь пролетариату со стороны буржуазии.

Установление социалистического общества они считали объективным процессом. По мнению Ш. Фурье, человечество в своем развитии прошло через дикость, варварство и цивилизацию и идет к обществу всеобщей гармонии. А. Сен-Симон полагал, что основными ступенями общественного прогресса были

переход от первобытного идолопоклонства к рабству, затем к феодально-сословному строю и, наконец, к индустриально-промышленному обществу.

 

Р. Оуэн опробовал на практике свои идеи социалистического общества. Он организовал в США общину "Новая гармония", устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. Однако предприятие, поглотив почти все состояние Оуэна, провалилось. Тем не менее социалисты-утописты верили, что достаточно теоретически или путем наглядного примера продемонстрировать блага новой системы общественной организации, чтобы богатые добровольно отказались от всех богатств, а власть имущие поддержали создание справедливого общества.

 

Наиболее развернутую теорию переустройства общества на социалистических началах разработали немецкие философы, публицисты и общественные деятели К. Маркс (1818--1883) и Ф. Энгельс (1820--1895).

Основоположники марксизма прежде всего отказались от господствовавшего в науке положения о том, что общество, общественные отношения – порождение духа или результат духовной деятельности людей. Это положение базировалось на очевидном для всех факте: общество составляют люди, наделенные сознанием и руководствующиеся в своей деятельности вполне определенными целями. Не свидетельствует ли это о примате (первенстве) духовного начала в жизни общества? Признавая существенную роль духовной сферы в развитии общества, Маркс и Энгельс утверждали, что первоосновой развития общества является трудовая, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!