Билет №3.1. История развития обществознания в Средневековье



Средневековье

Нам, отдаленным от Средневековья несколькими веками, трудно понять, насколько неистовой и страстной была вера в Бога людей той эпохи. Как и рыцарская идея, она выражала стремление к прекрасной жизни и определяла все стороны их существования, каждый их шаг от рождения до смерти.

 

Мир в представлении человека Средневековья был не чем иным, как сценой, на которой развертывалась борьба между "божьим" и "дьявольским" воинствами: между ангелами и бесами; между добрыми христианами и язычниками; наконец, между добром и злом в душе каждого человека, так как Бог дал свободу выбора.

Те силы, которые мы именуем сверхъестественными, средневековый человек считал реальностью. В любой радости, в любом горе люди видели их вмешательство. Людей разных сословий посещали видения, во время которых они лицезрели ангелов, Деву Марию, Христа и т. д. Точно так же те, кого считали

ведьмами и колдунами, иногда без всякой угрозы пыток признавались в том, что "заключили договор с дьяволом", и описывали его внешность. Это понятно: человек "видел" то, что готов был увидеть. Представление о христианском мире как о городе, осажденном врагами (иноверцами), с тайными врагами внутри него (отступниками) рождало постоянное ощущение опасности.

Все важнейшие события эпохи прочно связаны с христианством. Под единодушный возглас: "Этого хочет Бог!" -- был провозглашен Первый Крестовый поход. "Язычники не правы, а христиане правы",- бросает Роланд, готовясь к битве с арабами. Можно сколько угодно объяснять Крестовые походы

экономическими причинами, но совершенно ясно, что они никогда бы не состоялись, если бы не глубокая религиозность большинства их участников. Короли отдавали города в обмен на религиозные святыни. Доблестные рыцари сражались во имя веры. Монахи-отшельники истязали себя "во славу Христову". Крестьяне поднимали восстания, намереваясь воплотить "Царство Божие на

земле". Знатные дамы ухаживали за больными бедняками, потому что нищие - "заступники богатых и знатных перед Богом". И не важно, что многие заповеди христианства нарушались, от этого они не переставали быть ценностями. Сколько бы преступлений ни совершал человек, мысль о неизбежном наказании отравляла ему жизнь, а возможность умереть без отпущения грехов была страшнее самой смерти.

В средневековом христианстве можно выделить три уровня:

1. Высокое (церковное) христианство. Церковь определяла христианство и его основные ценности (обязательность "слепой веры", спасение души как цель жизни, культ святых).

2. "Рыцарское" христианство. Рыцарству в христианстве наиболее близок и понятен был военный аспект. Слова Христа: "Я принес вам не мир, но меч"- они понимали буквально, и в этом их поддерживала церковь, провозглашавшая долгом каждого борьбу за веру. Наиболее полным совпадением рыцарского

и христианского идеалов были военно-монашеские ордены, возникшие во время Крестовых походов.

Рыцарский культ Прекрасной Дамы тоже имел в какой-то мере исток в христианстве, а именно в поклонении Деве Марии. Так, в одной из легенд рыцарь, заключая сделку с дьяволом, отрекается от Бога, но наотрез отказывается отречься от Божьей Матери. А в другой -- Дева Мария является к одному знатному юноше, целует его и нарекает своим рыцарем.

3. Простонародное христианство, соединившее в себе церковное учение, язычество и предрассудки. Превратив основные языческие праздники в христианские, церковь не искоренила язычество, и многие христианские обычаи

продолжали восприниматься народом в категориях варварской магии. Например, существовало поверье, что, когда идет церковное богослужение, время останавливается и человек не стареет. В Южной Германии бытовал обычай, по которому если в день святого Урбана портилась погода, то его изображение

бросали в грязь. Во всем этом отражались типично варварские представления о том, что, совершая определенные обряды, люди могут оказать воздействие на Бога, время и т. д. Сверхъестественные силы в простонародном христианстве предстают во плоти и весьма похожи на людей. Так, Христос мог дать пинка

нерадивому монаху, а какой-нибудь горожанин или крестьянин -- обвести вокруг

пальца глуповатого дьявола.

Не всегда, однако, такое понимание религии было безобидным. Вера в чудодейственные свойства мощей, например, привела к тому, что в конце IX в. народ в городах Умбрии (Италия) хотел убить отшельника святого Ромуальда, чтобы только не упустить случая завладеть его останками. Страшным

последствием предрассудков была также "охота на ведьм", которая активно велась инквизицией при поддержке простонародья.

Справедливости ради отметим, что не только религия влияла на общественную жизнь, но и жизнь оказывала влияние на восприятие религии. Так, рыцари представляли загробный мир в категориях вассалитета: перед смертью Роланд поднимает к небу правую перчатку, которую и принимает архангел, и

таким образом он присягает новому сеньору. А одна из крестьянских религиозных сект объясняла легенду о бунте сатаны против Бога тем, что сатана обещал ангелам, пришедшим за ним, снизить оброки и подати.

Все важнейшие моменты человеческой жизни (рождение, брак, посвящение в рыцари, смерть) были связаны с христианством. И на всех областях человеческой деятельности лежал его отпечаток. Христианство было осью этой цивилизации.

 

Рождалась необычная для Средневековья мысль, что человек не только часть какого-то сообщества, но и индивидуальность, ценная не знатностью или святостью, а своим талантом, проявляющимся в

повседневном труде, и знаниями.

Наконец, возникает принципиально новое представление о труде как о заслуге перед Богом.

Не вписывался в христианскую схему и труд купцов. Ведь они трудились во имя богатства, в то время как Христос призывал не собирать ни серебра, ни злата, но заботиться о душе.

Большая часть населения города жила активной жизнью, в связи с чем изменялось и представление о времени. Горожане в отличие от крестьян осознавали, что время движется не по кругу, а по прямой, причем довольно быстро.

Итак, город в средневековом обществе противостоит всем: феодалам, стремящимся поживиться за его счет; церкви, если она вмешивается в его внутренние дела. Он вырос из деревни, но и с крестьянами у него сложились своеобразные отношения. С одной стороны, города часто выступали по отношению к ним как освободители. Болонья (Италия) в 1257 г. выкупила у сеньоров 6 тыс. крестьян. Воздух города "делал человека свободным". С другой стороны, крестьяне с их забитостью и консерватизмом были чужды горожанам. Города сами эксплуатировали принадлежавшие им деревни. Городские ремесленники боролись против деревенских. А когда крестьяне бежали в город, чтобы стать свободными, их нередко встречали словами: "Лодыри, убирайтесь пахать!"

Но Средневековье с трудом принимало мир городов. Один из отцов церкви - Фома Аквинский -- утверждал, что торговля имеет в себе нечто безобразное, постыдное, грязное и вообще, по церковному учению, большинство ремесленников и купцов попадут в ад -- их труды не угодны Богу. Представители знати заявляли: "На этом свете есть три рода крикунов, которых трудно заставить замолчать: коммуну мужиков, возомнивших себя сеньорами, спорящих женщин и стадо хрюкающих свиней. Мы смеемся над вторыми, презираем третьих, но да избавит нас Господь от первых".

Разумеется, все это не значит, что город был свободен от идей и традиций Средневековья. В центре его обычно возвышался готический собор, символизировавший незыблемость церкви и создававший иллюзию близости к Богу. Городские колодцы украшались статуей Роланда (влияние рыцарской идеи). Да и богатые горожане стремились подражать жизни феодалов. Города находились под неусыпным надзором королевской власти и церкви.

И все же свободный, осознавший свою индивидуальность горожанин средневековой Европы становится носителем иных ценностей, предвестником нового мира


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!