Билет №5.1. История развития обществознания в Новейшее время



Новейшее время

Общество как социальный организм, по мысли социолога Г. Спенсера (1820-1903), состоит из трех главных систем: «производящей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

Определенная группа исследователей исходит из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии. Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, имеет способность к саморазвитию, к постоянному прогрессу, совершенствованию своих параметров. В таких условиях особая роль в обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями — технократам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление общественными процессами. Проявления данного подхода можно найти в трудах американского экономиста Дж. Гэлбрейта (род. в 1908 г.) Основная задача общества, по мысли ученого,— развитие производства, а реальная власть распределяется между специалистами производства и управления (менеджерами). Гэлбрейт полагал, что такие же процессы идут и при капитализме, и при социализме и на этой основе в перспективе возможна конвергенция (сближение) двух систем с последующим синтезом в «смешанном обществе».

Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократических идей. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества, как духовная культура, не учитывают воздействие на человека и социальную сферу биологических, природных факторов.

С некоторых пор в философии и социологии прочно утвердилось понятие «ценность». Есть разные подходы к определению этого понятия. Остановимся на взглядах немецкого социолога М. Вебера (1864—1920), который и ввел в социологию проблематику ценностей. Вслед за немецким философом Г. Риккертом (1863— 1936) Вебер считал, что социальный исследователь, в отличие от естествоиспытателя, должен выделять не общее для всех явлений (законы), а значимое. Сделать это помогают ценности, которые можно рассматривать как осознанные интересы. Попадая в сферу интересов человека, любой предмет может оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного. Но кто определяет, что является добром или злом, кто задает эти ценности? Вебер считал, что они определяются неким интересом эпохи, т. е. имеют исторически конкретный характер и силу лишь для определенного периода времени, а затем утрачивают свое значение.

Другие философы, в том числе Риккерт, рассматривали ценности как «надисторические», вечные и универсальные принципы. Ценности не только влияют на познание и оценку явлений, но и определяют нормы поведения людей, их цели. Эту связь Вебер прослеживал в ходе социологического анализа религии. В его труде «Протестантская этика и дух капитализма» исследуется влияние ценностей этики протестантизма на становление индустриального общества.

Лучшим выражением «духа капитализма», по мнению автора, могут служить правила Б. Франклина:

  • «Помни, что время – деньги»,
  • «Помни, что деньги по своей природе плодоносны и способны порождать новые деньги...»,
  • «Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других...»

Итак, идеал раннего капитализма — кредитоспособный, добропорядочный, предприимчивый человек, долг которого— стремиться к приумножению своего капитала. Вебер показал, как на формирование таких моральных норм человеческого поведения влияет этика протестантизма — религии, которая, в отличие от других религий, освобождала энергичных, предприимчивых людей от нравственных обвинений в торгашестве, жульничестве; более того, в рамках протестантизма предпринимательство стало рассматриваться не только как законное, но и как угодное Богу занятие. Таким образом, по мнению ряда западных философов и социологов, ценностные установки во многом определяют уклад жизни, влияют на характер отношений между людьми.

«Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни» Эти слова, вынесенные в подзаголовок, принадлежат французскому писателю Ж..-П. Сартру (1905—1980). По своим взглядам он принадлежит к философскому направлению, получившему название «экзистенциализм» (лат. existentia — существование), т. е. философия существования. Среди основоположников этого направления — и русский философ Н. Бердяев (1874— 1948). В центре внимания экзистенциалистов — проблемы сущности и существования человека. Теория «исторического круговорота». Зародившись довольно давно, она и в XX в. не утратила своих сторонников, выдвинувших новые подтверждения идеи развития общества по замкнутому кругу с возвращением к исходному состоянию. Так, английский историк и социолог А. Тойнби (1889—1975) создал теорию исторического круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Некоторые исследователи, стоящие на позициях понимания исторического процесса как последовательной смены цивилизаций, утверждают, что в своем развитии каждая из них проходит ряд общих стадий. Немецкий социолог А. Вебер (1868—1958) назвал их: «молодость», «зрелость» и «упадок».

Есть и такие ученые, которые вслед за Шпенглером видят в истории человечества постепенную смену лишь двух фаз развития: варварства и цивилизации. Глубокий анализ исторического прошлого вызывал критику теории исторического круговорота. Многие мыслители усматривали некую общую линию, пронизывающую ход мировой истории. Большинство тех, кто разделял идею общественного прогресса, брали за его основу изменения в материальной культуре, прежде всего в области техники и производства, и в соответствии с этим выделяли основные этапы исторического пути человечества.

Одной из наиболее развернутых в этом отношении является теория стадий экономического роста американского социолога У. Ростоу (род. в 1916 г.), выделившего следующие пять стадий: Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. Переходящее общество. На этом этапе развития происходят довольно бурные изменения в общественной жизни: растет сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности — предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей, складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Все это готовит предпосылки для перехода общества на новую ступень развития. Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними социально-экономическими и политическими преобразованиями. Стадия «зрелости» связана с развитием научно-технической революции, ростом значения городов и численности городского населения. Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта — значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

В последние десятилетия большое влияние получили идеи американского философа и публициста О. Тоффлера (род. в 1928 г.). В развитии человеческой цивилизации он выделил три стадии: аграрную, индустриальную и стадию, названия которой он пока не дал, но связал ее с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу.

История дальнейшего развития марксистских взглядов весьма многообразна. В конце XIX — начале XX в. обозначилось несколько направлений, приверженцы которых по-разному толковали взгляды и принципы, сформулированные К. Марксом и Ф. Энгельсом, по-разному преломляли их в политической деятельности.

Опираясь на разработанное им учение об империализме как высшей стадии капитализма, В. И. Ленин (1870—1924) пересмотрел некоторые выводы марксистского учения и внес в него ряд новых идей. Среди них идеи о неравномерности экономического и политического развития стран как «безусловном» законе капитализма и о невозможности победы социалистической революции во всех капиталистических странах одновременно. Социализм может, победить «первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране». Оценивая перспективы развития революции, Ленин считал, что она легче может начаться не в самых развитых государствах. Вводя понятие «страна — узел противоречий», он высказал мысль о том, что прорыв цепи капиталистических государств скорее всего произойдет в той стране, где материальные предпосылки революции (уровень развития производительных сил, численность рабочего класса) являются менее зрелыми по сравнению с другими государствами, при этом особое значение приобретает политическая власть. Завоевав ее, пролетариат может использовать государственные рычаги для решения задач экономического развития. Отсюда вытекает оценка роли диктатуры пролетариата. Ядром диктатуры пролетариата, по мысли Ленина, должна стать коммунистическая партия.

Билет №5.2 Политическая система общества Понятие «Политическая система общества» получило распространение в ХХ веке.

Политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. С учетом вышеизложенного структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем.

1. совокупность субъектов – носителей политической власти, в роли которых выступают многообразные политические сообщества людей. К ним относятся не только политические элиты, класс государственной бюрократии, но сообщества депутатов всех уровней, а также, конечно, народ всякой страны, который в условиях демократии является единственным источником государственной власти в обществе.

2. институциональная подсистема, состоящая из многочисленных макро, микро и мезополитических учреждений, организаций институтов политической власти. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др.

3. нормативно-правовая подсистема, включающая в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция (Основной Закон), который определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны.

4. культурно-идеологическая подсистема, в которую входят различные виды политической культуры и политической идеологии, носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. В некоторых странах практикуется государственная идеология, выступающая в качестве доктринального основания государства. Об основных видах политической культуры и политической идеологии будет сказано ниже.

5. коммуникативная, которая включает в себя совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества.

Таким образом, политическая система общества не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции. Существует несколько классификаций функций политической системы. Обобщая существующие подходы, можно выделить такие основные функции, как:

1. Функция артикуляции и агрегации интересов разных групп граждан государства. Политическая система является ареной представительства и реализации этих интересов средствами политической власти.

2. Управленческая функция, связанная с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.

3. Функция выработки политической стратегии и тактики социально-экономического развития общества.

4. Функция политической социализации граждан и общества в целом.

5. Функция легитимации политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.

6. Мобилизационная и консолидирующая функция, выражающаяся в поддержании единства и сплоченности гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей.

Среди институциональных компонентов политической системы особое место занимает институт государства. В политологической литературе государство нередко определяют как «политически организованное общество».

Среди основных признаков государства называют следующие:

1. Территория как очерченное границами место расположения государства.

2. Человеческим измерением государства выступает население, имеющее статус граждан или подданных.

3. Публичная власть, выступающая от имени всего населения и преследующая всеобщие интересы.

4. Суверенитет над территорией, предусматривающий верховенство только одной власти над определенной территорией и неделимость его с властью другого государства.

5. Национальная система законодательства.

6. Национальная налоговая система.

Независимо от формы государство неизменно исполняет ряд обязательных функций. Их принято подразделять на внутренние и внешние. Внутренние частично совпадают с названными выше функциями политической системы общества. Среди внешних следует назвать оборонную, внешнеполитическую и экологическую функции.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!