Билет №8.1 Подходы к изучению общества – цивилизационный



Классификация общественных систем:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные;

3) первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое;

4) примитивное (общество первобытных охотников и собирателей), традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное.

Если в стадиальном подходе предполагается единство человеческой истории, развитие которой имеет поступательный характер, и выделяются общие закономерности развития человечества, то цивилизационный подход имеет во многом противоположные характеристики, а именно:

1) всемирная история складывается из историй отдельных цивилизаций.

2) каждое единичное общество является социальным организмом и имеет свои индивиду-альные особенности, которые отличают его от других сообществ.

3) в истории человечества не существует сходных во всем социальных организмов.

4) каждый социальный организм отличается индивидуальностью и неповторимостью сво-его развития.

5) Нет общего для всех «русла цивилизации», поэтому народы не делятся на «прогрессив-ные» и «отстающие».

6) Нет общих для всех цивилизаций законов развития.

7) Каждая цивилизация имеет собственную судьбу и собственные рамки развития, в том числе и временные.

В стадиальном подходе главной причиной развития и основным объектом исследования обычно является материальная сторона общественной жизни; духовная же сторона, включающая культуру, традиции, считается второстепенной. В цивилизационном подходе каждая цивилизация рассматривается как отдельный социальный организм, в котором материальные и духовные факторы имеют равноценную роль.

Классификация цивилизаций.

А) Запад и Восток:

1) экономическая сфера: Запад – развитый, урбанизированный, индустриальный; Восток – отсталый, сельский, аграрный;

2) социальная сфера: Запад – классовая дифференциация; Восток – родоплеменные, сословные, клановые, этнические отношения;

3) политическая сфера: Запад – гражданский, демократический; Восток – патриархальный, авторитарный, деспотический;

4) духовная сфера: Запад – материализм, плюрализм, рациональность (Логос), динамизм, покорение природы, научность, свобода, антропоцентризм; Восток – духовность, монизм, интуитивность (Дао), адаптация к природе, сакральное знание, порядок, теоцентризм.

Б) «Классические» цивилизации и цивилизации «пограничного» типа.

К числу первых (субэкумены) относятся цивилизации, возникшие на базе мировых религий: западно-христианская, южно-азиатская, индо-буддийская, восточно-азиатская, конфуцианско-буддийская, исламская. Облик классических цивилизаций определяет начало целостности, единства. Субэкумены обладают монолитным религиозно-мировоззренческим фундаментом.

Создатели цивилизационного подхода.

1) Николай Данилевский (1822-1885).

Труды: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к Германо-Романскому» (1869).

Идея: культурно-исторический тип (10 цивилизаций).

2) Освальд Шпенглер (1880-1936).

Труды: «Закат Европы» (1918).

Идея: культура уступает место цивилизации.

3) Арнольд Тойнби (1889-1975).

Труды: «Постижение истории» (1934-1961).

 

Достоинства и недостатки цивилизационного подхода:

+ 1) позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всём их мно-гообразии и специфике;

+ 2) обращает внимание на те стороны общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников стадиального подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология);

+ 3) ставит в центр исследования человеческую деятельность, человека;

− 1) сложно представить всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

− 2) преувеличивает взаимную изоляцию цивилизаций.

Питирим Сорокин (о недостатках цивилизационного подхода):

1) Название «цивилизация» даётся существенно различным социальным группам и их общим культурам – то этническим, то религиозным, то государственным, то территориальным, а то даже конгломерату различных обществ.

Совокупной культуре этих групп приписывается смысловая согласованность и причинная взаимозависимость между частями и целыми.

2) Ошибочным является утверждение, что все цивилизации проходят один и тот же одновариантный цикл: они рождаются, развиваются, распадаются и гибнут. Эта модель применима, в лучшем случае, к некоторым организованным социальным группам;

3) Ошибочным является положение о том, что каждая «цивилизация» на протяжении своего существования проявляет способность к творчеству в одной или, в лучшем случае, в двух сферах. Фактически в каждой из этих цивилизаций имелись творческие достижения в различных сферах культуры.

Вывод:

И стадиальный, и цивилизационный подходы к истории являются односторонними вариантами видения общества. Данные подходы – это различные формы мышления, включающие рассмотрение истории через разные системы категорий и обнаруживающие в истории общества различные стороны. Их одновременное использование позволяет представить объемное видение исторического прогресса.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!